ТОМСК, 26 дек – РИА Томск. Привлекать инвестора нужно не только акцентируя его внимание на потенциале региона, но и примерами уже существующих и активно развивающихся проектов, считает заместитель губернатора Томской области по инвестиционной политике и имущественным отношениям Юрий Гурдин. О господдержке инвесторов и планах на 2015 год с замгубернатора побеседовал корреспондент РИА Томск.
Малоизвестная Сибирь
– Юрий Михайлович, что значимого произошло за этот год в инвестиционной политике Томской области? Что сделано для привлечения инвестиций?
– В этом году много событий произошло. Можно сказать, что они связаны не с фактическим наплывом инвестиций в Томскую область, а с теми мероприятиями, которые мы планировали для создания механизма по привлечению инвестиций.
На этот год у нас были задачи: первое – создать благоприятные условия для привлечения инвестиций, а второе – рассказать об этом. Это и есть позиционирование Томской области, наших достижений, потенциала, лучших привлекательных сторон на межрегиональном и международном уровнях.
Самое крупное событие – в этом году мы выиграли конкурс и продолжили получение субсидий от федерального центра на строительство промышленного парка. В прошлом году мы 188 миллионов рублей получили и освоили порядка 250 миллионов с учетом регионального и местного финансирования. До конца года освоим порядка 400 миллионов рублей.
Это наибольший объем субсидий федерального бюджета среди других направлений.
Также Томская область приняла участие в апробации исследования "Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата РФ". По его результатам мы заняли восьмое место в рейтинге среди 22 передовых регионов. Большая работа проведена по внедрению инвестиционного стандарта. Был разработан план мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности на период до 2017 года.
Если говорить о позиционировании региона, то в этом году мы впервые участвовали в международной выставке инвестиционной недвижимости "МИПИМ-2014" в Каннах, которую ежегодно проводит Минрегион. Мы там удачно позиционировали наши проекты – "Томские набережные", особую экономическую зону (ОЭЗ) "Томск" и промпарк Томска.
Проекты вызвали большой интерес у градостроителей. В частности, у компаний Arup (Великобритания), Arep (Франция), Fresenius Medical Care (Германия), Hilton Worldwide (США). После выставки у нас состоялся ряд встреч с представителями этих компаний в Москве, а затем и в Томске. Уже на нашей территории они заявили о желании участвовать в разработке концепции проекта "Томские набережные".
Еще одно важное и, я считаю, знаковое событие этого года – на нашей территории мы принимали делегацию Сети азиатских городов. Руководители столичных городов Азии оказались не в Москве, а в Сибири, в Томске. Информация о встрече была озвучена на территории практически всех азиатских государств, благодаря чему о нас тоже узнали.
Я впервые для себя сделал вывод, что действительно о нас нужно говорить. Ведь у многих представление о России начиналось и заканчивалось Москвой, Санкт-Петербургом, о Сочи они узнали после зимней Олимпиады. А мы для них – крайний север. То, что у нас здесь есть цивилизация – это для них было чуть ли не открытием.
Конечно, непросто вовлечь в область людей, у которых пока еще слабое представление о России. Примеры положительные есть, но их мало. Именно поэтому в основу создания инвестиционной привлекательности мы для себя поставили задачу – сделать все необходимые условия, оказать господдержку компаниям, которые уже сегодня у нас находятся, чтобы они могли больше развиваться.
Это станет примером для подражания, для и привлечения представителей бизнеса из других регионов, государств и корпораций на нашу территорию.
Соответствуя стандартам
– Полностью ли принят в Томской области инвестиционный стандарт? Какие его пункты еще не приняты и почему?
– У нас 14 из 15-ти пунктов стандарта реализованы. Нереализованным пунктом пока остается инвестиционная стратегия. Думаю, до конца года мы этот пункт тоже примем. Дело в том, что в течение этого года произошли события, которые нас скорректировали. Мы изначально понимали, что инвестстратегия не может быть самостоятельной, в отрыве от стратегии социально-экономического развития региона.
В окончательном перечне документов, отвечающих за стратегическое развитие РФ и регионов 172-ФЗ "О стратегическом планировании в РФ", инвестиционной стратегии как отдельного документа теперь нет. Мы решили пойти по пути интегрирования инвестстратегии в стратегию социально-экономического развития региона, которая в силу ряда обстоятельств сейчас актуализируется.
Над концепцией инвестиционного развития работает Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ. Они уже представили первый рабочий вариант документа на обсуждение членам экспертных советов при заместителях губернатора. Документ также должен будет пройти экспертизу совета Агентства стратегических инициатив (АСИ), а затем отправится на подпись губернатору.
– Стал ли регион более привлекательным для инвесторов? Кого удалось в 2014 году привлечь в область? О каких суммах идет речь?
– Я уже говорил, что в этом году мы делали акцент на создании условий и на новацию господдержки для наших предприятий, которые уже работают на нашей территории. Наиболее важное, на мой взгляд, – нам удалось сохранить присутствие "СИБУРа" на территории региона посредством механизма господдержки по проекту ООО "Биаксплен".
"СИБУР" сомневался, но мы предложили им рассмотреть вариант: часть налогов, которые будут возникать от реализации инвестпроекта, мы направим им на компенсацию инвестиционных затрат. Схема сложная для восприятия, но благодаря уверенности нашего губернатора и понимания со стороны Законодательной думы, завод был за восемь месяцев построен и сегодня он работает. А риск, безусловно, был.
После этого "СИБУР" решился на модернизацию нефтехимического комбината, хотя перспектива этого была трудно предполагаема, так как износ оборудования, которому уже порядка 30 лет, серьезный. Порядка 8 миллиардов рублей требует модернизация. И опять же благодаря этой схеме мы нашли с ними понимание, и они приступили к реализации этого проекта.
Также одним из значимых мы считаем российско-китайский проект ЗАО "РосКитИнвест" и ООО "Хенда-Сибирь". Это тоже сложный проект, который был под большим сомнением. Во-первых, ментальность китайских инвесторов никак не соотносилась с нашими реалиями – у них другие законы, механизмы. Им пришлось под это подстраиваться.
У них большие проблемы были с миграционной службой, надзорными и налоговыми органами. Когда все ответственные за смежные отрасли заместители губернатора навалились на решение возникших вопросов, сдвиг произошел – и предприниматели вздохнули с облегчением. Главные проблемы, которые мы продолжаем для них решать, связаны с трудовой миграцией.
Если говорить про наших инвесторов, то у нас в этом году на полную мощность заработал ЛПК "Партнер-Томск". Там тоже мои коллеги активное участие приняли в процессе выхода компании из непростой ситуации. Работаем и с "Томлесдревом", в будущем году этот проект мы планируем запустить.
Еще один из значимых проектов – открытие фермы "Белосток" в селе Пудовка. Если бы область не нашла возможность субсидировать часть инвестиционных затрат, он бы вряд ли был реализован. Это положительный и наглядный пример того, что и в сельском хозяйстве мы можем развиваться.
Ко всему прочему, нам удалось достичь договоренности с Росатомом, с "Роснефтью", заключить соглашение с "Газпромом" в частности по импортозамещающим программам, с "Интер РАО". Я считаю, что это те примеры, которые должны дать толчок для других инвесторов. Это как раз элементы инвестиционный привлекательности региона и его положительного имиджа.
Вообще, на территории области около 100 проектов общей стоимостью свыше 300 миллиардов рублей в различных секторах экономики и социальной сферы, которые получают господдержку. Это не только крупные компании, но и средний, и малый бизнес.
Помимо прочего мы в этом году много приняли мер и поправок к законам и правовым актам, и многое сделали для сокращения всевозможных разрешительных процедур при заходе на нашу территорию. Надеемся, что уже в ближайшем будущем все это даст свой положительный эффект.
Не обошлось без потерь
– Юрий Михайлович, а кого из инвесторов регион потерял?
– Я не думаю, что речь идет о потерях. Но, безусловно, в этом году мы не смогли до конца реализовать проект "Зеленая фабрика". Планировалось, что до конца этого года фабрика уже начнет работать. Одна из основных проблем – с нашей ресурсной базой. Мы сформировали лесной фонд, но этим пришлось заниматься в течение года.
Соответственно, мы потеряли темпы взаимодействия с банками, а эти ресурсы нужны были в качестве гарантийного обеспечения для банковского финансирования. Поэтому мы этот проект не то чтобы потеряли, но мы его не запустили в срок.
Наверное, мы не добились привлечения инвесторов на наши стекольные пески, на стекольный завод. Мы работали с японской группой компаний Asahi Glass. Здесь тоже наложение произошло ряда причин, в том числе внешнеполитических и внутрикорпоративных. С нашей стороны все было сделано для того, чтобы этот проект был реализован, но этого не случилось.
Переоценили мы, скажем так, и наш потенциал по железорудному проекту (Бакчарскому железорудному месторождению – Ред). Когда мы посерьезнее рассмотрели его, то оказалось, что не так все просто обстоит с защитой ресурсов там. Прежде чем звать инвесторов, нужно было уточнить запасы, способы добычи и переработки.
Сейчас уже сделаны более глубокие геологические исследования. На сегодня там известны объемы, которые будут поставлены на баланс. И вот теперь можно будет говорить о привлечении инвестора.
– Как в целом геополитическая обстановка отражается на реализации инвестпроектов в регионе? Стало ли сложнее работать с зарубежными инвесторами?
– Отчасти и в этом году отразилось. У нас поступление иностранных инвестиций еще в 2013 году сократилось на 58% к уровню 2012 года. На самом деле, компании с иностранным участием, которые глубоко уже вошли в процесс, просто сейчас переориентируются, и, скажем так, пытаются заменить иностранные денежные знаки другой валютой.
Поэтому у нас, напротив, есть некий оптимизм по отношению к будущему году, по крайней мере, в области углеводородов. Мы уже видим и оцениваем перспективу увеличения объема инвестиций в добычу, разведку, запуск новых скважин. По российско-китайскому проекту (ЗАО "РосКитИнвест") договоренности, которые существуют, свидетельствуют о том, что китайцы намерены увеличивать объемы инвестиций.
Я пока не сказал бы о том, что мы потеряем, например, иностранных резидентов в ОЭЗ. Потому что там достаточно привлекательные условия, чтобы, мотивируя политическими событиями, уйти из бизнеса, потеряв такие "вкусные" приоритеты.
Честно говоря, ощутимых потерь я не вижу. Те санкции, которые сейчас ввели по ограничению поставки продукции, например, стимулируют иностранцев на то, чтобы они здесь создавали свои предприятия. Получается обратный эффект. Конечно, не в краткосрочной перспективе – сегодня прибежали, предприятие открыли. Но иностранцы начинают задумываться о размещении производства и проектировании.
– На какой стадии проект создания промпарка? Расширился ли список его потенциальных резидентов?
– Я уже сказал, что нам за два года удалось около 700 миллионов рублей освоить. Сейчас там ведутся работы по внутриплощадочным линиям – водоснабжение, канализация, электро- и газоснабжение, дорога.
В 2015 году мы уже будем готовы запускать на проектирование и изыскания резидентов. Предстоит освоить еще порядка 400-500 миллионов рублей. Надежда на то, что федеральный бюджет нас поддержит, есть, но на крайний случай мы рассматриваем возможность государственно-частного партнерства.
Сегодня потенциальных резидентов 16, промпарк уже на 63% заполнен. Конечно, может, как-то повлияет нынешняя финансовая ситуация, но пока никто из тех резидентов, с которыми подписано соглашение, от своих обязательств не отказывается.
"Набережные" начнутся с Ушайки
– Юрий Михайлович, на каком этапе сейчас самый громкий проект – "Томские набережные"?
– По "Томским набережным" мы очень многое сделали. В этом году нам удалось провести все необходимые изыскания, предшествующие всем проектным работам. Это инженерно-геодезические и инженерно-гидрометеорологические изыскания по исследованию руслового процесса Томи. Изыскания лягут в основу проекта дамбы. До конца этого года мы планируем выйти на проект – это основа для дальнейших действий.
В этом году был объявлен конкурс на разработку концепции проекта планировки территории "Томских набережных". Мы предполагали, что иностранные компании будут одними из участников конкурса. Но ситуация с курсом рубля немного отложила интерес иностранных разработчиков до будущего.
Поэтому наш конкурс пока оказался без заявок. Мы ищем другой вариант. Будет новый конкурс, но на основные виды работ мы привлечем российских разработчиков, а на создание эскизов и логистики – иностранцев. Это удешевит проект, по нашему мнению.
– Когда томичи увидят реальные действия в центре города в рамках реализации этого проекта?
– Вообще, проект "Томские набережные" подразумевает не только набережную Томска. Это поэтическое название проекта создания современного научно-образовательного, культурного и делового центра, который обрамлен реками Томь и Ушайка.
Проектирование набережной реки Ушайки – от "1000 мелочей" и практически до Аптекарского моста – это тоже очень большой и красивый проект, который уже прошел две из трех стадий экспертиз. Мы в следующем году уже однозначно увидим строителей и, наверное, какая-то часть работ будет выполнена по набережной Ушайки.
Также в следующем году планируем завершить проектирование дамбы и надеемся защитить ее в Минприроды РФ.
– Какую площадку выбрала компания Hilton для своего отеля? Когда приступят к строительству?
– Hilton однозначно связан с развитием проекта "Томские набережные". Иного местоположения как в центре города, они не видят. У нас именно такие договоренности и были. Рассматривались другие площадки в качестве варианта. В сегодняшней ситуации второй проект может быть, но дублером основного. Все-таки основной проект Hilton намерен разместить на территории "Томских набережных".
После того как у нас будут сформированы все земельные отношения, после проектирования дамбы и разработки концепции проекта планировки территории, они зайдут с проектированием. Возможно, это произойдет уже в следующем году. Намерения у нас однозначные, соглашение подписано, никаких заявлений об его изменениях пока не выдвигалось.
– На какой стадии проект по созданию торгово-развлекательного центра в микрорайоне Сосновый бор? Существует мнение, что подобные торговые центры в связи с нынешней экономической ситуацией убыточны и многие сомневаются в их необходимости. Каково ваше мнение на этот счет?
– По этому проекту также ведется подготовка земельного участка. Там тоже ситуация не совсем простая – фактически земельный участок будет выставлен на конкурс. Компания подготовит свою концепцию, пока она одна заявилась на этот участок. Мэрия планирует подготовить этот земельный участок со всеми оформлениями, освобождениями от всяких обременений к февралю 2015 года.
Такие проекты многофункциональных торгово-развлекательных центров для Томска априори не могут быть убыточны, так как создаются не только торговые площади, но и обустроенные зоны отдыха с парком развлечений, благоустроенные зеленые зоны с велосипедными, роллерными и пешеходными дорожками. Пока таких объектов в городе недостаточно.