ТОМСК, 23 янв – РИА Томск. Выставка шпаргалок
откроется в Томском государственном университете (ТГУ) в День российского
студенчества – 25 января; на экспозиции будут представлены самые необычные
"подсказки" для экзаменов, собранные студентами и преподавателями,
сообщила пресс-служба вуза в пятницу.
Ноты и ногти
Сразу два экспоната на выставку принес
преподаватель Биологического института ТГУ Алексей Борисенко. Обе шпаргалки изготовлены
вручную на тонкой кальке, на них – латинские названия растений. Первый экспонат
был изъят у студента два года назад – калька была обмотана вокруг ручки, и
латинские буквы создавали на ней необычный узор.
© РИА Томск. Яков Андреев
Вторая шпаргалка попала к Борисенко в прошлом
году, ее девушка наклеила на ногти, сделав необычный маникюр. "Что меня
смутило: она совершенно спокойно писала названия, а после этого любовалась
своими ногтями. Если честно, я подошел к ней, чтобы подтрунить, и тогда увидел,
какой у нее маникюр", – привели в пресс-службе слова преподавателя.
На выставке будет представлена и
"музыкальная" шпаргалка – отрывок одного из произведений, написанный
на небольшом кусочке нотной бумаги. Один из выпускников Института искусств и
культуры ТГУ готовил программу к госэкзамену – несколько музыкальных
произведений, которые должен был исполнить на фортепиано перед комиссией. Но в
одной из музыкальных пьес было место, где он постоянно запинался.
"Перед госэкзаменом проходит прослушивание –
допуск к "госам". На прослушивании студент и воспользовался
шпаргалкой, на которой записал сложный отрывок. Листок размером с ладонь он
положил на колени, когда сел за фортепиано", – отметили в пресс-службе.
Польза "шпор"
Между тем некоторые преподаватели настаивают на
том, чтобы студенты писали шпаргалки, но не пользовались ими. Когда студент
пишет шпаргалку, он систематизирует материал, чувствует себя более расслабленно
и при подготовке, и на самом экзамене.
Психологи вуза говорят, что изготовление таких
"подсказок" позволяет быстрее и тверже выучить материал. Запоминание
происходит по нескольким каналам: включается письменная память и так называемая
память тела. Во время написания шпаргалок студент перерабатывает материал – не
просто переписывает его из учебника, а сокращает его, "переваривает".
"Поэтому шпаргалки нужно писать. Причем писать
самому, а не брать чужие", – приводятся в сообщении слова психолога
психологической службы ТГУ Анны Болговой.
Ректор ТГУ Эдуард Галажинский видит в "шпорах"
и минусы, и плюсы. По его словам, плохо, когда студент воспроизводит чужой
текст, при этом совершенно не думая, – это является плагиатом. Кроме того, на
его взгляд, недопустимы и современные шпаргалки в виде микронаушников и
смартфонов.
© РИА Томск. Яков Андреев
"В то же время приемлем вариант шпаргалок в
качестве опорных сигналов – в психологии есть такое понятие. Смысл его в том,
что студентам нужно на что-то опереться, чтобы структурировать и запомнить
большие объемы информации. Такие тезисные шпаргалки – вполне нормальный элемент
учебного процесса", – говорит ректор.
Вместе с тем он отметил, учебный процесс и
контроль должны быть выстроены так, чтобы тестировалось профессиональное
мышление, а не конкретные знания, которые сейчас можно почерпнуть и в
интернете.
"Я выступаю за то, чтобы студент на экзамене
мог воспользоваться любым вспомогательным материалом. Это приближенный к жизни
вариант, когда ты отыскиваешь в море информации именно то, что тебе нужно. Думаю,
по мере того как мы будем переходить на современные форматы контроля знаний, то
и шпаргалки уйдут в прошлое. А микронаушники станут раритетом и будут храниться
в музее", – подытожил ректор.