ТОМСК, 18 июн – РИА Томск. Инвесторы, строящие коттеджный поселок Элеонор на левом берегу Томи, планируют летом 2015 года перевезти на его территорию и выставить на всеобщее обозрение самолет-памятник Ту-104, находящийся сейчас в бывшем пионерском лагере в поселке Заварзино под Томском, рассказал РИА Томск источник, знакомый с проектом.
Первый реактивный
© пресс-служба администрации Томска
Ту-104 – первый советский реактивный пассажирский самолет,
семейство узкофюзеляжных среднемагистральных авиалайнеров. Разработан в первой
половине 1950-х годов, проектировался на основе ранее производимого
бомбардировщика Ту-16. Первый полет опытный экземпляр Ту-104 совершил 60 лет
назад – 17 июня 1955 года.
Самолет серийно производился в 1956-1960 годах, всего была
построена 201 машина, большинство из них эксплуатировались
"Аэрофлотом". За 23 года эксплуатации парк самолетов Ту-104 перевез
около 100 миллионов пассажиров.
Как сообщает ТАСС, в настоящее время 10 экземпляров Ту-104 разных
модификаций установлены в качестве памятников или музейных экспонатов на въезде
в московский аэропорт Внуково, в подмосковном Монино, Самаре, Ульяновске и
Рыбинске.
© Алексей Литвинов
Самолет Ту-104 в бывшем пионерлагере, 2014 год
Два музейных экземпляра имеются на Украине (Киев, Харьков), еще
три – в Чехии (Прага, Зруч, Петровице), семь экземпляров разной степени
сохранности находятся в Щелково, Жуковском, Бердске, Омске, Томске, селе
Смольки Нижегородской области и Житомире (Украина).
Тащили на санях…
В Томске "прописался" Ту-104А (регистрационный номер
СССР-42365). Этот самолет, согласно открытым данным, совершил последний полет
из Новосибирска в Томск в 1978 году.
Из томского аэропорта 32-тонную крылатую машину отбуксировали по
полям пять бульдозеров на специально изготовленных санях в бывший пионерский
лагерь "Юбилейный" в поселке Заварзино. Только по прямой это
расстояние составляет почти 11 километров. В его салоне затем был оборудован
летний детский кинотеатр.
© Алексей Литвинов
Самолет Ту-104 в заброшенном пионерском лагере под Томском, 2014 год
Лагеря в том месте нет уже больше десятка лет, территория
находится в частной собственности, рассказали РИА Томск сразу несколько
источников. В разные годы возникали идеи о переносе экспоната из закрытого
лагеря, в частности, в музей томского аэропорта, но самолет оставался на месте.
В этом году, пояснил РИА Томск знакомый с проектом источник, глава
"Сибирской аграрной группы" Андрей Тютюшев решил профинансировать
работы по перевозке памятника авиационной истории в более доступное для томичей
место – в строящийся на левом берегу реки Томь поселок Элеонор (проект
реализует компания, одним из учредителей которой и является Тютюшев).
© РИА Томск. Павел Стефанский
"Было принято решение сохранить как памятник в другом месте –
на территории поселка Элеонор. Место согласовано: как съезжаете с нового
автомобильного моста, по правую сторону находится поляна вдоль леса, и вдалеке
возле леса будет видно большой красивый самолет", – рассказал собеседник
агентства.
… а теперь – на тележке
"Когда он прилетел сюда в 1978 году, ему сняли основную часть
крыла, прорубили просеку – и тащили по полю до лагеря, после чего прикрутили
крылья. Сейчас это сделать сложнее – нам в другую сторону практически через
весь город и новый мост", – пояснил собеседник агентства сложность задачи.
По его словам, к решению головоломки привлекли команду
новосибирских авиатехников, которые знают конструкцию самолета и как его
правильно разобрать таким образом, чтобы собрать обратно.
© скриншот с видео, размещенного пользователем dima02378 на Youtube
Разобранный самолет Ту-104 под Томском (май 2015 года)
"Ребята проводили даже консультации с КБ Туполева и нашли
тех, кто имел отношение к этим самолетам. Им сказали, что в полевых условиях
ничего не сделаешь, его даже не разобрать. Пока это опровергается. Мы даже
сумели сложить шасси, причем два сложились самостоятельно, третье пришлось
открутить", – отметил он.
Специалисты также "отстегнули" хвост самолета, все части
крыльев и кабину. Все это можно без проблем перевезти на новое место, кроме
фюзеляжа, который даже без вышеперечисленного представляет собой трубу длиной
24 метра и диаметром в 3,5 метра. Транспортные компании отказались от перевозки
такого груза, учитывая его негабаритность и сложные подъезды к Заварзино.
"Маршрут прорабатывается. Вероятно, мы пойдем не через
Заварзино, а через Родионово, Корнилово. Было предположение, что мы сможем только
зимой сделать, изготовив спецсани. Сейчас есть другой вариант – сделаем тележку
на основе мостов "КрАЗа" (тяжелый грузовой вездеход). На днях будет
изготавливаться эта тележка", – поделился собеседник агентства.
© Алексей Литвинов
Самолет Ту-104 в заброшенном пионерском лагере под Томском, 2014 год
"Мы точно соберем его на новом месте, главное – перевести
фюзеляж", – добавил источник. Работы планируется сделать в течение лета.
И город узнает
© РИА Томск. Олег Асратян
"Если у авторов этого сложного переезда все получится и
самолет удастся перевезти, и главное, собрать на новом месте, я буду очень рад
видеть его", – рассказал РИА Томск авиафотограф и блогер Алексей Литвинов
(
untt ).
Он отметил, что долгие годы такой уникальный памятник авиационной
истории страны был спрятан, и наверняка большинство жителей Томска даже не
знали о его существовании.
"В современной истории России не так много таких
положительных примеров по сохранению авиационных памятников, и мне очень
приятно, что в Томске нашлись энтузиасты, осуществляющие такой непростой
проект", – резюмировал Литвинов.
© Алексей Литвинов
Самолет Ту-104 в заброшенном пионерском лагере под Томском, 2014 год