ТОМСК, 30 сен – РИА Томск. Бюджет Томска в 2016 году, проект
которого в ближайшее время будет внесен в думу Томска, останется социально
направленным, сообщила в интервью РИА Томск начальник городского департамента
финансов Ирина Ярцева. Она рассказала об основных параметрах главного
финансового документа города, а также о том, сколько средств планируется
направить на ремонт дорог и улучшение жилищных условий бюджетников.
- Ирина Юрьевна, бюджет вот-вот будет вноситься в думу Томска.
Расскажите о его основных параметрах? Повлияла ли на его формирование
нестабильная экономическая ситуация?
- Проект бюджета Томска составляется и утверждается сроком на три
года – на 2016 год и плановый период 2017-2018 годов. Рецессия в экономике
страны не могла не сказаться и на динамике экономических показателей Томской
области в целом, и Томска в частности.
© РИА Томск. Павел Стефанский
Исполнение плана по налоговым и неналоговым доходам бюджета Томска
за 2015 год ожидается в сумме 6,126 миллиарда рублей, невыполнение плана
составит 288,6 миллиона, в том числе по налоговым доходам – на 86,7 миллиона,
по неналоговым – на 201,9 миллиона.
Из них основное невыполнение ожидается по таким доходным источникам,
как НДФЛ – невыполнение плана составит 65,3 миллиона, от аренды земельных
участков – 21,6 миллиона, от продажи права аренды земельных участков на торгах
невыполнение плана составит 178,6 миллиона рублей.
Проект бюджета по доходам в целом на 2016 год прогнозируется в
сумме 11,159 миллиарда рублей, это на 6% меньше ожидаемой оценки исполнения
бюджета города по доходам за 2015 год. По налоговым и неналоговым доходам
проект сформирован в сумме 6,038 миллиарда рублей, что на 1% меньше ожидаемой оценки
исполнения плана по доходам за 2015 год. По безвозмездным поступлениям – 5,121
миллиарда рублей, что на 11% меньше плана на 2015 год.
- С чем это связано?
- Основными налоговыми доходами бюджета Томска являются НДФЛ, УСН
(доходы от упрощенной системы налогообложения), ЕНВД (единый налог на вмененный
доход), земельный налог и налог на имущество физических лиц – по ним
прогнозируется незначительный темп роста поступлений, по сравнению с ожидаемым исполнением плана
за 2015 год.
© РИА Томск. Павел Стефанский
В частности, по НДФЛ прогнозируются поступления в сумме 2,815
миллиарда рублей, что на 5% больше ожидаемой оценки 2015 года. По УСН на 7% –
до 395,2 миллиона рублей, по ЕНВД на 1,01% – до 509,9 миллиона рублей, по
налогу на имущество физических лиц на 12% – до 333,3 миллиона рублей, по
земельному налогу на 11% – до 987,1 миллиона рублей.
Неналоговые доходы прогнозируются на 2016 год в сумме 840,6
миллиона рублей, что на 33% меньше уровня ожидаемого исполнения на 2015 год. Мы
ожидаем снижение темпа роста по доходам от продажи земельных участков в
собственность – прогноз составляет 29,1 миллиона, это ниже оценки на 2015 год
на 47%. По доходам от продажи права аренды земельных участков на торгах прогноз
– 58,7 миллиона (на 83% меньше).
Прогноз по этим неналоговым доходам составлен в соответствии с
перечнем земельных участков, планируемых к продаже в 2016 году, с учетом
средней сложившейся цены за 1 квадратный метр и коэффициента продаваемости
земельных участков в собственность и права аренды земельных участков
По доходам от приватизации муниципального имущества прогноз
составляет 125,8 миллиона рублей, что ниже ожиданий на этот год на 33%. Прогноз
составлен в соответствии с предварительным перечнем объектов муниципального
имущества, планируемого к включению в прогнозный план приватизации в 2016 году,
а также с учетом ожидаемых поступлений денежных средств за объекты, проданные в
рассрочку в рамках реализации преимущественного права арендаторов на
приобретение арендуемого имущества.
© Валерий Доронин, пресс-служба мэрии Томска
Однако в нынешних экономических реалиях, учитывая снижение
потребительского и инвестиционного спроса, существуют значительные риски
исполнения плана по этим доходным источникам, в связи с отсутствием заявок на
выставляемые на торги земельные участки или на приватизируемое имущество.
- А расходы?
- Учитывая прогноз поступлений доходов, необходимость соблюдения
требований Бюджетного кодекса РФ и выполнение принятых расходных обязательств,
расходы бюджета на 2016 год в целом предусмотрены с коэффициентом 1 и
составляют 11,763 миллиарда рублей.
Формирование бюджета осуществлялось по программно-целевому
принципу, на государственных и муниципальных программах, доля которых в 2016
году составляет 89%, или 10,541 миллиарда рублей от общей суммы расходов бюджета
(11,716 миллиарда рублей).
Муниципальные программы позволяют оценивать не только
эффективность, обоснованность использования бюджетных средств, но и
результативность.
- В предыдущие годы бюджет был социально направленным. Остается ли
эта тенденция?
- Проект бюджета сохранил свою социальную направленность. В числе
основных приоритетных направлений – содержание, в том числе, дополнительных
мест в детских садах, созданных в 2015 году и капитальный ремонт школ в рамках
муниципальной программы "Развитие образования", на что в 2016 году
предусмотрено в целом 2,363 миллиарда рублей. По этой программе, в частности,
предусмотрены средства на капремонт школ №№32 и 51.
Не менее 300 миллионов рублей будет выделено на дорожный ремонт в
рамках муниципальной программы "Безопасный город", общая сумма
реализации которой составляет 366,1 миллиона рублей. В ее рамках также
предусмотрены мероприятия по повышению безопасности в образовательных
учреждениях.
© РИА Томск. Павел Стефанский
На озеленение, содержание и техническое обслуживание объектов
уличного освещения, а также благоустройство внутриквартальных проездов,
дворовых территорий планируется направить 232,1 миллиона рублей. На содержание
улично-дорожной сети города в рамках муниципальной программы "Развитие
дорожного хозяйства" – 523,9 миллиона.
Около 176,5 миллиона рублей пойдет на строительство, реконструкцию
и капитальный ремонт коммунальных сетей в рамках муниципальной программы
"Развитие инженерной инфраструктуры для обеспечения населения
коммунальными услугами". Еще 282,9 миллиона – на улучшение жилищных
условий горожан в рамках муниципальной программы "Доступное и комфортное
жилье".
Учитывая ситуацию в экономике, мы не будем начинать масштабные
проекты, по которым не до конца понятно финансирование. Это касается, в том
числе масштабных дорожных ремонтов – проспектов Фрунзе, Кирова, улицы Лебедева.
Реализовать их мы сможем только при условии софинансирования региона или
федерального бюджета. Под вопросом пока остается и реконструкция улицы
Советской.
- Судя по параметрам бюджета, дефицит будет предельным?
- Да, дефицит бюджета на 2016 год прогнозируется в сумме 603,8
миллиона рублей, что составляет 10% от общего годового объема собственных
доходов. Объем муниципального долга в 2016 году прогнозируется в объеме 4,312
миллиарда рублей, что составит 71,4% от общего годового объема доходов бюджета
без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и поступлений
налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в 2016 году.
- В дальнейшем долг города будет наращиваться?
- Объем муниципального долга в 2017 году составит 4,931 миллиарда
рублей (79,7%), в 2018 году – 5,084 миллиарда рублей (83,0%). Хочу отметить,
что величина муниципального долга в 2016-2018 годах не превысит ограничений,
установленных бюджетным законодательством.
Тем не менее, в связи с ростом стоимости заимствований на
финансовых рынках и ожидаемой оценкой исполнения бюджета Томска в 2015 году
прогнозируется рост расходов на обслуживание муниципального долга в ближайшие
три года, по сравнению с 2015 годом. Объем расходов на обслуживание
муниципального долга в 2016, 2017 и 2018 годах прогнозируется в размере по
358,3 миллиона рублей.