RIATOMSK.RU
+12°C
4 мая 2024  |  
19:57
  |  
+12°C
8:41  24 ноября 2015 г.

Заммэра Лазичева: как Томск справляется с "экономической непогодой"

© РИА Томск. Павел СтефанскийЗаммэра Лазичева: как Томск справляется с экономической непогодой

ТОМСК, 24 ноя – РИА Томск. Около года прошло с начала экономической нестабильности, следствием которой стали снижение налоговых поступлений в бюджет, рост долгов по платежам за аренду земли. Заммэра Томска по экономическому развитию и инновациям Елена Лазичева рассказала РИА Томск, какими путями пойдет в 2016 году мэрия, чтобы компенсировать потери бюджета, и о мерах поддержки бизнеса и работников муниципальной сферы.

Плечо бизнесу

- Елена Александровна, уже почти год с того момента, как в стране началась волна экономических трудностей. Как Томск справляется с ними? Какие меры мэрия предпринимает, чтобы минимизировать последствия недостатка финансирования?

- Действительно, уже год мы живем в непростой экономической ситуации, как у нас принято говорить, в условиях "непогоды в экономике". Чтобы стабилизировать эту ситуацию, выявлять и предотвращать проблемы, своевременно принимать решения, которые обеспечивают минимизацию негативных явлений, еще в начале года администрацией города Томска был разработан план первоочередных мероприятий.

Основная цель плана, с учетом наших полномочий и финансовых  возможностей, – обеспечить мониторинг ситуации и оперативное реагирование на нее, выявить проблемы, которые возникают у предприятий и населения.   

На текущий момент, по итогам 10 месяцев, проведено 84 встречи с организациями и объединениями организаций. Наиболее актуальные вопросы выносим на рассмотрение комиссии по обеспечению устойчивого социально-экономического развития, которая проходит под председательством мэра, в том числе обсуждаем в присутствии представителей реального сектора экономики.  

Например, в строительной сфере сейчас особенно непростая ситуация. В прошлом году в Томске был поставлен рекорд по вводу жилья, когда было введено в эксплуатацию почти  400 тысяч квадратных метров. В этом году поставлен такой же ориентир, но по последней информации департамента архитектуры и градостроительства администрации Томска, мы от этой планки сейчас отстаем.

В рамках поддержки строительного комплекса в городе разработана программа "Доступное и комфортное жилье" на 2015-2025 годы. Администрация берет на себя по этой программе оплату первоначального взноса и субсидирование части процентной ставки по ипотеке для учителей, работников "Спецавтохозяйства", Трамвайно-троллейбусного управления и других работников социально значимых муниципальных организаций.

Мы работаем по пресечению неформальной занятости и содействию официальному трудоустройству. Работаем в плане выявления и информирования соответствующих органов о необоснованном росте цен. Начиная с августа прошлого года на регулярной основе проводится мониторинг ценовой составляющей на 40 товарных позиций по 15 объектам торговли всех возможных видов.

Иван Григорьевич (Кляйн – прим.ред.) очень внимательно относится к вопросу роста цен, чтобы не было недовольства со стороны населения. Этот мониторинг осуществляется еженедельно, о его результатах мы информируем областной департамент потребительского рынка, который, в свою очередь, направляет ее в Минпромторг. Соответственно, федерация может четко видеть, как обстоят дела со всплеском цен в разных регионах страны.

- Чем бизнесу может помочь власть?

- В этом году в Томске по муниципальной программе "Экономическое развитие и инновационная экономика" введена новая форма поддержки – субсидирование процентной ставки для субъектов малого и среднего предпринимательства, которые собираются модернизировать свои производства и для этого взяли кредитные ресурсы. Предприниматели могут получить финансовую помощь в размере до 1 миллиона рублей.

Это направление новое, планируем реализовать его совместно с областным департаментом промышленности и развития предпринимательства. Программа финансируется за счет муниципальных и средств областного бюджета (1,9 миллиона и 1,35 миллиона рублей соответственно).

Сейчас в мэрии проходят конкурсы по распределению этих субсидий. Четыре компании подали заявления, проверяем их на наличие задолженности перед бюджетной системой. У нас установка поддерживать только тот бизнес, который работает официально. Компании должны подтвердить официальное трудоустройство всех сотрудников и соответствие уровня зарплаты прожиточному минимуму.

Максимальный размер субсидии, которую компании могут получить, это 1 миллион рублей. Надеемся, что эту программу мы в этом году реализуем и дальше будем продвигать такую форму поддержки. Модернизация и развитие производств обозначают инвестиции, а это будущее нашей налоговой базы.

Меньше налогов - меньше доходов

- Как в 2016 году будет исполняться план по налоговым и неналоговым доходам Томска? Согласно прогнозу, показатели собственных доходов будут ниже показателей 2015 года. Как решается  эта проблема?

- План по доходам на 2016 год пока не утвержден: городской бюджет на последующие три года находится в процедурах рассмотрения. Публичные слушания по проекту бюджета назначены на 25 ноября. Я полагаю, что собственные доходы бюджета – налоговые и неналоговые – должны быть не меньше уровня 2015 года, потому что согласительная комиссия добавила порядка 90 миллионов рублей для последующего распределения.

И, к сожалению, у нас не так хорошо, как хотелось бы, исполняется план по доходам 2015 года по сравнению с предыдущим годом.

Так, 43-44% от собственных доходов бюджета составляет основной источник – налог на доходы физических лиц (НДФЛ), на нем зиждется местный бюджет. Для понимания: годовая сумма НДФЛ -  2,6 миллиарда  рублей. Это наша основная зона риска и зона пристального внимания.

В 2015 году есть проблемы с исполнением этой важной доходной составляющей. На текущий момент мы еще идем с превышением относительно поступлений аналогичного периода прошлого года, но этот прирост, к сожалению, замедляется.

По итогам полугодия темп роста относительно 2014 года по подоходному налогу составлял 104%. Это несколько меньше планового роста (мы закладывали рост в пределах 6-7%). По итогам девяти месяцев он составил всего 101%. Темп роста замедлился, а с учетом масштабной доли НДФЛ для бюджета это замедление дает существенное снижение показателей.

Для неналоговых доходов в 2016 году ожидается снижение относительно уровня текущего года поступлений по арендной плате за муниципальную землю и доходов от приватизации. Это связано с "непогодой в экономике": покупательская способность в сфере недвижимости значительно снизилась.  

В любом случае городской бюджет будет исполнять все принятые на себя расходные обязательства. Ежегодно администрация Томска формирует сводный план мероприятий по развитию налоговой базы и увеличению налоговых и неналоговых доходов. На текущий год план предусматривает реализацию 60 мероприятий, в том числе совместных  с нашими основными партнерами – налоговой инспекцией, государственной инспекцией труда и пенсионным фондом.

План направлен на привлечение инвесторов, поддержку малого и среднего предпринимательства, работу с задолженностью и работу по вовлечению в хозяйственный оборот основного муниципального ресурса – земельных участков.

По работе с задолженностью, несмотря на непростые экономические условия, нам удалось привлечь более 70 миллионов рублей в погашение задолженности. В этом вопросе относительно уровня прошлого года сохранены темпы взыскания задолженности, несмотря на снизившуюся платежеспособность.

Работать на перспективу

- Какие рассматриваются дополнительные варианты пополнения доходной части бюджета?

- Безусловно, стратегическая задача, или интенсивный метод увеличения доходов городского бюджета - привлечение инвесторов, развитие новых производств на территории Томска. Сейчас этому уделяется очень большое внимание и в областном центре, и на уровне региона, наша задача - эффективно организовать работу администрации города в этом направлении.

Мы формируем стандарт деятельности органов администрации Томска по привлечению инвесторов, после чего нам нужно будет разработать "дорожную карту" – план мероприятий по его реализации. Такая практика успешно работает в Екатеринбурге, Тюмени и Севастополе.

Основные инвестпроекты на сегодняшний день – это формирование новых общественных пространств, например, реконструкция Набережной реки Ушайки, приведение в порядок Михайловской рощи. Нам бы хотелось добиться развития новых производств, чтобы была отдача на перспективу в плане создания новых рабочих мест, формирования  налоговых поступлений и выплаты достойной заработной платы работникам.

- Не предполагается ли в 2016 году новое повышение родительской платы за посещение ребенком детского сада?

- Нет, такой вопрос не рассматривался.

- Как исполнен план по приватизации 2015 года и что будет включено в план следующего года? 

- Период массовой приватизации муниципального имущества в Томске остался далеко позади: он завершился лет восемь назад. Поэтому сейчас поступления от приватизации муниципального имущества не имеют серьезной нагрузки: их удельный вес составляет  менее 1% от собственных (налоговых и неналоговых) доходов бюджета.

На этот год у нас плановые назначения городского бюджета составляют 58 миллионов рублей, но, к сожалению, исполнить в полном объеме этот план не получится. Такой прогноз обусловлен несостоявшимися продажами муниципального имущества. 28 объектов начальной ценой почти 65 миллионов рублей выставлялись на аукционы, но так и не нашли своего собственника.

Основная масса поступлений произошла благодаря реализации комплекса нежилых помещений по переулку Затеевскому, 5. Стоимость объекта недвижимости составила 11,5 миллиона рублей, если вместе с земельным участком, то 52,5 миллиона рублей. Объект продавался с 2013 года и наконец появился инвестор, который предполагает использование этих объектов как административно-офисных помещений.  

Сейчас годовой план по приватизации исполнен на 76% – получено в бюджет чуть больше 44 миллионов рублей. На текущий момент исполнение плана зависит от того, удастся или нет реализовать несколько крупных инвестиционно привлекательных объектов. Так, мы предполагаем в декабре реализовать еще один крупный имущественный комплекс по  улице Герцена 72/4. В результате его продажи рассчитываем пополнить бюджет более чем на 10 миллионов рублей.   

На будущий год в программу приватизации пока включены пять объектов, плановые назначения небольшие - около 38 миллионов рублей. Также в программу приватизации будущего года будем включать те объекты, которые были не проданы в 2015 году.

- Как будет идти работа в будущем году с компаниями-должниками по арендной плате за муниципальную землю? Каково положение дел в этой сфере сейчас?

- Земля – это наш стратегический ресурс. Если оценивать все поступления на текущий момент в местный бюджет от этого ресурса (земельный налог, арендная плата за землю и доходы от продажи земли), сумма составляет 1,4 миллиарда рублей – это 28% от всех собственных доходов бюджета. Поэтому работа по взиманию арендных платежей за землю является для администрации города приоритетным направлением.

Платежи за аренду земли являются солидным источником пополнения городского бюджета, составляя порядка 50% от неналоговых доходов.  

Основная задача мэрии – не допустить роста задолженности по платежам в городской бюджет и принимать все необходимые меры по взысканию долгов. По состоянию на 1 октября 2015 года, общий объем задолженности по арендной плате за землю составляет 536 миллионов рублей. Для нас позитивно, что относительно начала года нет роста. Но, к сожалению, сумма задолженности сопоставима с уровнем поступлений в бюджет, которые запланировано получить.  

60% задолженности – 322 миллиона рублей – составляют долги организаций, осуществляющих строительство объектов. 24% (129,5 миллиона рублей) – задолженность арендаторов при размещении коммерческих объектов. 14% (77 миллионов рублей) – это неплатежи промышленных организаций.

К сожалению, на 30 миллионов рублей относительно уровня прошлого года выросла задолженность за пользование муниципальной землей, накопленная предприятиями-банкротами. То есть предприятие вступило в процедуру банкротства, и этот долг "повис".

Мы стараемся организовать эффективную работу с должниками в постоянном режиме, осуществляем весь комплекс мер. Департамент недвижимости администрации Томска направляет смс-оповещения и официальные уведомления должникам, исковые заявления в судебные органы. Так, признано долгами по решению суда и еще находится на рассмотрении  383 миллиона рублей, что составляет 71% от общей суммы задолженности.

Также мы проводим комиссии по взысканию задолженности, осуществляем взаимодействие со службой судебных приставов, которая, конечно, тоже не всегда успевает эффективно справляться с тем большим объемом просуженной задолженности, чтобы взыскивать ее.

Принимает городская администрация и более жесткие меры. В частности, в этом году в отношении трех компаний-должников инициировали процедуру банкротства. Компании должны были по совокупности 18,4 миллиона рублей. В результате проведенной работы 9,3 миллиона рублей нам удалось вернуть.

Но инициировать процедуру банкротства целесообразно только в отношении тех организаций, у которых есть финансовое и имущественное обеспечение долга, иначе инициатор банкротства попадает в ситуацию, когда и свои долги не получит, и возьмет на себя судебные издержки и содержание конкурсного управляющего. Поэтому тут нужно очень ювелирно и осторожно работать, тщательно рассматривать организации, в отношении которых эту практику можно применять.

Кроме того, администрация расторгает договора аренды со злостными неплательщиками. В 2015 году уже  расторгнуто 26 договоров аренды на землю общей площадью 217 тысяч квадратных метров. В этом случае возникает другая задача – после расторжения договора аренды нужно вовлекать эти земли в хозяйственный оборот, чтобы они не простаивали. Всю эту работу мэрия собирается продолжать и в 2016 году.  

Рассрочка на долг

- Некоторые компании не имеют объективной возможности своевременно погасить долги. Оказывается ли им какая-то поддержка?

- В целях поддержки хозяйствующих субъектов - плательщиков неналоговых платежей в городской бюджет мы разработали проект решения думы и вынесли его на рассмотрение депутатов. Проект предполагает предоставление отсрочки или рассрочки по неналоговым платежам. То есть речь идет о помощи неплательщикам, которые готовы, но пока по уважительным причинам не могут заплатить долги за аренду земли.

Этим компаниям мы готовы предоставить отсрочку или рассрочку при определенных условиях. Такой временный механизм предполагаем ввести на два года. Это одно из первоочередных мероприятий, которые приняла администрация города, чтобы стабилизировать экономическую ситуацию на территории города.

- Если бы неплательщики заплатили свои долги – более 500 миллионов рублей, то на что хватило этих денег городу?

- На эти деньги можно было бы отремонтировать дороги, решить проблемы с муниципальным транспортом и объектами социальной сферы: это наши школы, которые требуют капитального ремонта. Если бы была большая финансовая возможность, то администрация могла бы проводить ремонтные работы большими темпами.

В этом году мы будем отчитываться по реализации указа президента России об обеспечении детей местами в детских садах и дошкольным образованием, а в следующем году нужно приступать к решению другого вопроса – обеспечивать новые места в школах, так как дошколята очень быстро перейдут в следующую возрастную категорию. 

Наверх
Сайт РИА Томск /riatomsk.ru/ содержит информацию, подготовленную Региональным информационным агентством "Томск" (РИА Томск) с территорией распространения – Российская Федерация, зарубежные страны.
РИА Томск зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 06 ноября 2019 г. Свидетельство о регистрации ИА № ФС 77-77122.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+. Материалы, размещенные на правах рекламы, выходят под знаком "#" и/или "реклама". РИА Томск не несет ответственности за партнерские материалы.
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
ЧИТАЙТЕ
РИА в VK
Главные новости дня в нашей рассылке