RIATOMSK.RU
+3°C
19 апреля 2024  |  
22:07
  |  
+3°C
9:43  8 декабря 2015 г.

Как "Аватар" и "Игры престолов" вернули россиян к "платному" экрану

© РИА Томск. Павел СтефанскийКак Аватар и Игры престолов вернули россиян к платному экрану

ТОМСК, 8 дек – РИА Томск. Появление большого количества захватывающих сериалов, таких как "Игры престолов", и фильмов, созданных для больших экранов, но которые интереснее смотреть без перерыва, как "Хоббит" или "Пираты Карибского моря", вкупе с качественной картинкой и дополнительными сервисами привлекло россиян к современному платному телевидению, считают специалисты.

Это те тенденции, которые позволяют экспертам надеяться на дальнейшее проникновение "подписных" каналов в телевидение России. Мифы и тренды платного ТВ обсудили в Москве на конференции "Новое телевидение: развитие рынка и битва традиционных и инновационных сервисов", организованной группой компаний Viasat.

 И затем наступил "Аватар"…

"Лет 10-15 назад казалось, что ситуация с ТВ и кино довольно катастрофическая. Казалось, что интернет всех "съест", что людям удобнее со своими компьютерами, чем с телевизором, или ходить в кино и платить огромные деньги. Затем случилось нечто – "Аватар", – говорит российский кинокритик, радиоведущий и журналист Антон Долин.

По его мнению, творение Джеймса Кемерона стало психологической ступенью в потреблении кино, как несколькими годами ранее "Ночной дозор" (2004 год) Тимура Бекмамбетова, заставивший россиян поверить, что отечественное кино может быть не хуже голливудского. Именно "Дозор", считает Долин, вернул зрителя в кино на отечественные блокбастеры.

Впрочем, в 2009 году российское кино вновь проиграло конкуренцию Голливуду. "Черная молния", продюсируемая тем же Бекмамбетовым, провалила прокат параллельно вышедшему на экраны "Аватару", говорит кинокритик.

"Победил Голливуд. Дело же не только в 3D – сейчас мало кто помнит, что с "Аватара" началась экспансия 3D, а в том, что, в принципе, люди психологически поняли, что кинотеатр – не то же самое, что смотреть кино дома. Сейчас люди постепенно, не сразу, но понимают, что нелегальное и легальное отличается, и они возвращаются к телевидению", – отмечает эксперт.

Россияне вернулись к экранам не только потому, что начали отличать качественное изображение от "экранки", или потому, что "прикрывают" торренты с нелегальным контентом. Вторая причина этого come back – невероятный сериальный бум, утверждает Долин. Постановочный уровень даже российских сериалов за последние годы сделал колоссальный рывок. А свежий сериал "Игры престолов" уже стал самым коммерчески успешным в мире.

Мощнейший толчок этому буму, по мнению кинокритика, дало именно кино с его невероятно развитым арсеналом спецэффектов и компьютерной графики. Они позволили создать на экране целые фантастические миры ("Властелин колец", "Хоббит", "Гарри Поттер", "Мстители"), которые перестали укладываться в отведенные 1,5-2 часа на киносеанс.

"Создатели снимают следующий, следующий фильм… Это огромный придуманный мир, и есть возможность жить в этом мире долго, целыми годами ждать новые серии. Создается единый сериал. Но у них нет того, что есть у ТВ – возможности смотреть одну серию за другой. И люди начали возвращаться к телевизору, стали снова его смотреть, ждать следующей серии, сезона - эффект, который люди на долгие годы забыли", – указывает Долин.

"Кино поставляет сериалам специалистов визуального эффекта и способность создавать миры. Сериалы поставляют кинематографу актеров, режиссеров", – добавляет он.

© предоставлено VIASAT
Антон Долин, российский кинокритик, радиоведущий и журналист

Дети и взрослые

По мнению Долина, в современном кино и сериалах присутствуют две тенденции. Первая связана с тотальной инфантилизацией.

"Когда появилось кино нового поколения, что испытали взрослые люди, которым казалось, что им в кино делать нечего? Им стало обидно, что их дети и внуки растут с фильмами такого уровня и качества, каким не было в их детстве. Они стали проваливаться в детство. Меня поразила возрастная статистика людей, ходивших на "Мадагаскар-3": взрослых было больше, чем детей", – говорит он.

Причем, подчеркивает Долин, детьми стали не только зрители, но и их создатели: "они по-детски азартно играют в эти новые игрушки, постоянно их придумывают". И современные фильмы ни что иное, как экранизированные игры. "Мир Юрского периода", особенно последний в 3D – типичный аттракцион, а "Восхождение Юпитер" – научно-фантастическая игра.

"Эффект присутствия потрясающий. Также устроены "Голодные игры" – они адаптированы в формат игры. Перед нами телеэкран, и мы снова участники азартной компьютерной игры, представленной в виде фильма", – указывает специалист.

Вторая тенденция связана с теми, кто категорически не стремится к инфантильности. Раньше такую аудиторию удовлетворяло авторское кино (Мартин Скорсезе, Фрэнсис Коппола, Вуди Аллен, Педро Альмодовар и другие). Сейчас большинству гигантов art-кино далеко за 60, а новые режиссеры, как правило, не заметны и далеко не "звезды".

"Поэтому появились сериалы, которые часто имеют "лицо" авторского кино. Новая волна сериалов удовлетворяет потребность людей во взрослом. Там есть табуированные для тинейджерского кино темы: например, в "Играх престолов" – во все тяжкие (грехи) и откровенная эротика", – говорит Долин.

Причем, отмечает он, во "взрослых" сериалах все стало очень натуралистично. "В последнем "Хоббите" час с лишним отводится только на битву, гибнут тысячи существ, но за счет того, что они и не люди – никакой крови. Потому что это некрасиво. А в сериалах все это присутствует", – резюмирует кинокритик.

Мифы и реальность

Именно киносериальные каналы в настоящее время составляют основу платного телевидения и вызывают наибольший интерес у его подписчиков, говорят специалисты.

Директор департамента ТВ и контента J`son & Partners Consulting Дмитрий Колесов утверждает, что рынок платного телевидения в России постоянно растет, и к концу этого года его проникновение в среднем по стране достигнет отметки в 72%.

Абсолютный лидер – Москва – 117%. Для сравнения – в Ярославле и Чебоксарах – по 103%, в Казани – 101%, в Екатеринбурге – 0,98%, в сибирском Барнауле – 90%, о томских цифрах – чуть позже. Правда, надо понимать, что в одном домохозяйстве может быть одновременно и спутниковое, и кабельное, и IPTV-телевидение – отсюда и "заоблачные" проценты.

По итогам этого года, согласно оценке J`son & Partners Consulting, у платного телевидения в России будет около 40 миллионов абонентов. "Будет плавный и спокойный рост, потому что сегодня далеко не все домохозяйства в стране, которые могут подключить, подключили платное ТВ", – отмечает Колесов.

Не смущает специалистов прогнозируемое падение доходов отрасли в кризисном 2015 году (минус 3% к 2014 году). "Будет плавный рост, и до 2019 года отрасль продолжит расти и за счет появления новых абонентов, и услуг", – уверен эксперт.

Также он опроверг миф о том, что телевидение смотрит все меньше россиян. По данным TNS Россия, если среднесуточное время просмотра ТВ в городах с населением свыше 100 тысяч человек в 2011 году составляло 222 минуты, то в 2014 году достигло 244 минут.

© предоставлено VIASAT
Дмитрий Колесов, директор департамента ТВ и контента компании J'son and Partners Consulting

"В 2014 году сначала была Олимпиада (в Сочи). Это было мегасобытие с точки зрения телевидения, потому что раньше люди, которые говорили, что никогда не смотрели спорт на телеэкранах, начали это делать. А потом наступили события на Украине и "Крымнаш". Уровень рейтинга информационных каналов стал таким, что канал "Россия 24" стал "каналом №5" в марте 2014 года среди всех российских каналов", – поясняет он.

Казалось бы, что выше некуда, но, перейдя рубеж в четыре часа в сутки, потребление пошло дальше и уже по итогам этого года достигнет 249 минут. Растет и доля подписчиков платного ТВ: к концу года их станет на 7% больше, чем в предыдущем. На этом фоне продолжает расти аудитория тематического телевидения: 2011 год – 8,2%, 2015 год – 13,2% по отношению к национальным и региональным каналам. 

Кино и дети – российский приоритет

"Два драйвера у платного телевидения за границей – это спорт и кино. Причем, спорт – №1 абсолютно. Подписка на Sky (бренд спортивных телеканалов в Великобритании и Ирландии – Ред.) с показом английской футбольной премьер-лиги стоит порядка 800 фунтов в год", – говорит Колесов, отмечая "запредельность" ценника для российского зрителя.

© Валерий Доронин, пресс-служба мэрии Томска
По его словам, в России ситуация резко обратная. На первом месте находится кино – не находит зритель достаточного количества фильмов и сериалов на федеральных каналах, несмотря на богатый выбор.

"Больше трети спроса на платные каналы – это кино и сериалы (37,7%). Затем идет сегмент, который вообще отсутствует как класс на платном телевидении за рубежом, – это детские телеканалы (19,4%). Далее – познавательные каналы (15,3%), причем без Discovery (он позиционирует себя как развлекательный канал), и, собственно, развлекательные каналы (13,8%). На все остальные приходится не более 15%", – отмечает он.

Колесов привел топ-25 самых востребованных среди платных каналов в России. Возглавляет рейтинг с большим отрывом "TV1000 Русское кино" и канал TV1000, на третьем месте – "Моя планета", далее – Discovery Chanel и Animal Planet.

Кино, HD и онлайн-кинотеатры

"По охвату "TV1000 Русское кино" уже пятый год в лидерах платных каналов. Несмотря на проблемы русского кинематографа, это доказывает, что наш зритель все-таки хочет смотреть российское кино", – отмечает генеральный директор группы компаний Viasat Алексей Кроль.

По его словам, телеканал, созданный для русскоязычной аудитории, также транслируется в США, где его могут включить в пакет по пожеланию телезрителя. "Причем там люди платят за один канал больше в месяц, чем у нас за целый пакет в несколько десятков каналов", – говорит он.

Еще одной тенденцией Кроль называет рост спроса на эксклюзивный контент, несмотря на наличие нескольких сотен каналов, доступных зрителям. Этот тренд подхватили российские лидеры рынка. Однако если в Европе и в Америке цена за такой контент достигает 20 долларов, в России у Viasat за пакет Premium HD – около 6 долларов.

"Мы отмечаем ряд тенденций. Во-первых, современный зритель предъявляет все большие требования к качеству изображения и звука. Во-вторых, возрастает спрос на уникальный контент, что ведет к формированию премиальных предложений", – рассказывает он.

В премиальных пакетах контент-провайдера – только каналы в HD-качестве.

"Мы понимаем, что количество не только HD-телевизоров растет, но и количество абонентов, способных подключать HD-каналы. Это связано с переоснащением кабельных сетей, спутникового оборудования. И буквально через пару лет количество людей, которые смогут принимать HD-каналы, удвоится", – отмечает Кроль.

Существенно вырастет в ближайшие годы и количество зрителей, желающих иметь доступ к видеоконтенту не только на телеэкране, но и на различных устройствах.

В Viasat в связи с этим прогнозируют большой спрос на легальные онлайн-кинотеатры, и уже запустили такой сервис – TV1000 Play, среди функций которого – возможность выбора передачи из эфира и ее просмотра в удобное время, трансляция контента с мобильного устройства или из "облака" на ТВ.

Кроль признает, сейчас это пока только дополнительный сервис, но в будущем он станет полноценным аналогом "ящику".

"Мы делаем это на будущее. Много проблем есть, которые нам предстоит решить, в том числе с "пиратами". Пытаемся расчистить поле деятельности. <…> Рынок платного телевидения в целом в этом году упал на 3%, но затем будет расти примерно по 3% в год. При этом рынок легальных интернет-сервисов будет расти более впечатляющими темпами – от 11 до 20% в год", – резюмирует он.

© предоставлено VIASAT
Алексей Кроль, генеральный директор группы компаний VIASAT

Томск – в лидерах

Как пояснил Колесов РИА Томск, согласно оценке J`son & Partners Consulting, проникновение платного ТВ в Томске по итогам 2015 года составит 86%.

"Исторически в архитектуре центра города преобладает низкоэтажная застройка, часто деревянная. Это снижает интерес игроков кабельного телевидения к подключению центральных районов. Но охват платного телевидения будет расти, так как население в городе платежеспособное и интересное для операторов – спутниковых, кабельных и IPTV", – рассказал он.

Зампредседателя областного комитета транспортной инфраструктуры и связи Сергей Скакун рассказал РИА Томск, что в настоящее время на рынке Томской области присутствуют около 70 интернет-операторов.

"Более десяти из них оказывают услуги интерактивного телевидения. Основные игроки – "Ростелеком", "Новые телесистемы", "Томтел" и "Транстелеком" (ТТК). Услугами платного ТВ в настоящее время пользуются более 40% жителей Томска", – отметил он.

Он оценил этот рынок как "конкурентный и мобильный". "Операторы представляют тот пакет услуг, которые востребованы среди населения. Каналы могут быть максимально подобраны под каждого конкретного пользователя. При этом цена за платные услуги сопоставима и часто даже значительно ниже соседних регионов", – резюмировал Скакун.

Наверх
Сайт РИА Томск /riatomsk.ru/ содержит информацию, подготовленную Региональным информационным агентством "Томск" (РИА Томск) с территорией распространения – Российская Федерация, зарубежные страны.
РИА Томск зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 06 ноября 2019 г. Свидетельство о регистрации ИА № ФС 77-77122.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+. Материалы, размещенные на правах рекламы, выходят под знаком "#" и/или "реклама". РИА Томск не несет ответственности за партнерские материалы.
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
ЧИТАЙТЕ
РИА в VK
Главные новости дня в нашей рассылке