ТОМСК,
8 дек – РИА Томск. Появление большого количества захватывающих сериалов, таких
как "Игры престолов", и фильмов, созданных для больших экранов, но
которые интереснее смотреть без перерыва, как "Хоббит" или
"Пираты Карибского моря", вкупе с качественной картинкой и
дополнительными сервисами привлекло россиян к современному платному
телевидению, считают специалисты.
Это те тенденции, которые позволяют экспертам надеяться на
дальнейшее проникновение "подписных" каналов в телевидение России.
Мифы и тренды платного ТВ обсудили в Москве на конференции "Новое
телевидение: развитие рынка и битва традиционных и инновационных
сервисов", организованной группой компаний Viasat.
И затем наступил "Аватар"…
"Лет 10-15 назад казалось, что ситуация с ТВ и кино
довольно катастрофическая. Казалось, что интернет всех "съест", что
людям удобнее со своими компьютерами, чем с телевизором, или ходить в кино и
платить огромные деньги. Затем случилось нечто – "Аватар", – говорит
российский кинокритик, радиоведущий и журналист Антон Долин.
По его мнению, творение Джеймса Кемерона стало
психологической ступенью в потреблении кино, как несколькими годами ранее "Ночной
дозор" (2004 год) Тимура Бекмамбетова, заставивший россиян поверить, что
отечественное кино может быть не хуже голливудского. Именно "Дозор",
считает Долин, вернул зрителя в кино на отечественные блокбастеры.
Впрочем, в 2009 году российское кино вновь проиграло
конкуренцию Голливуду. "Черная молния", продюсируемая тем же
Бекмамбетовым, провалила прокат параллельно вышедшему на экраны
"Аватару", говорит кинокритик.
© РИА Томск. Павел Стефанский
"Победил Голливуд. Дело же не только в 3D – сейчас
мало кто помнит, что с "Аватара" началась экспансия 3D, а в том, что,
в принципе, люди психологически поняли, что кинотеатр – не то же самое, что
смотреть кино дома. Сейчас люди постепенно, не сразу, но понимают, что
нелегальное и легальное отличается, и они возвращаются к телевидению", – отмечает
эксперт.
Россияне вернулись к экранам не только потому, что начали
отличать качественное изображение от "экранки", или потому, что
"прикрывают" торренты с нелегальным контентом. Вторая причина этого
come back – невероятный сериальный бум, утверждает Долин. Постановочный уровень
даже российских сериалов за последние годы сделал колоссальный рывок. А свежий
сериал "Игры престолов" уже стал самым коммерчески успешным в мире.
Мощнейший толчок этому буму, по мнению кинокритика, дало
именно кино с его невероятно развитым арсеналом спецэффектов и компьютерной
графики. Они позволили создать на экране целые фантастические миры
("Властелин колец", "Хоббит", "Гарри Поттер",
"Мстители"), которые перестали укладываться в отведенные 1,5-2 часа
на киносеанс.
"Создатели снимают следующий, следующий фильм… Это
огромный придуманный мир, и есть возможность жить в этом мире долго, целыми
годами ждать новые серии. Создается единый сериал. Но у них нет того, что есть
у ТВ – возможности смотреть одну серию за другой. И люди начали возвращаться к
телевизору, стали снова его смотреть, ждать следующей серии, сезона - эффект,
который люди на долгие годы забыли", – указывает Долин.
"Кино поставляет сериалам специалистов визуального
эффекта и способность создавать миры. Сериалы поставляют кинематографу актеров,
режиссеров", – добавляет он.
© предоставлено VIASATАнтон Долин, российский кинокритик, радиоведущий и журналист
Дети и взрослые
По мнению Долина, в современном кино и сериалах
присутствуют две тенденции. Первая связана с тотальной инфантилизацией.
"Когда появилось кино нового поколения, что испытали
взрослые люди, которым казалось, что им в кино делать нечего? Им стало обидно,
что их дети и внуки растут с фильмами такого уровня и качества, каким не было в
их детстве. Они стали проваливаться в детство. Меня поразила возрастная
статистика людей, ходивших на "Мадагаскар-3": взрослых было больше,
чем детей", – говорит он.
Причем, подчеркивает Долин, детьми стали не только зрители,
но и их создатели: "они по-детски азартно играют в эти новые игрушки,
постоянно их придумывают". И современные фильмы ни что иное, как
экранизированные игры. "Мир Юрского периода", особенно последний в
3D – типичный аттракцион, а "Восхождение Юпитер" – научно-фантастическая
игра.
© РИА Томск. Павел Стефанский
"Эффект присутствия потрясающий. Также устроены
"Голодные игры" – они адаптированы в формат игры. Перед нами
телеэкран, и мы снова участники азартной компьютерной игры, представленной в
виде фильма", – указывает специалист.
Вторая тенденция связана с теми, кто категорически не
стремится к инфантильности. Раньше такую аудиторию удовлетворяло авторское кино
(Мартин Скорсезе, Фрэнсис Коппола, Вуди Аллен, Педро Альмодовар и другие).
Сейчас большинству гигантов art-кино далеко за 60, а новые режиссеры, как
правило, не заметны и далеко не "звезды".
"Поэтому появились сериалы, которые часто имеют "лицо"
авторского кино. Новая волна сериалов удовлетворяет потребность людей во
взрослом. Там есть табуированные для тинейджерского кино темы: например, в
"Играх престолов" – во все тяжкие (грехи) и откровенная
эротика", – говорит Долин.
Причем, отмечает он, во "взрослых" сериалах все
стало очень натуралистично. "В последнем "Хоббите" час с лишним
отводится только на битву, гибнут тысячи существ, но за счет того, что они и не
люди – никакой крови. Потому что это некрасиво. А в сериалах все это
присутствует", – резюмирует кинокритик.
Мифы и реальность
Именно киносериальные каналы в настоящее время составляют
основу платного телевидения и вызывают наибольший интерес у его подписчиков,
говорят специалисты.
Директор департамента ТВ и контента J`son & Partners
Consulting Дмитрий Колесов утверждает, что рынок платного телевидения в России
постоянно растет, и к концу этого года его проникновение в среднем по стране
достигнет отметки в 72%.
© flickr.com/ flash.pro
Абсолютный лидер – Москва – 117%. Для сравнения – в
Ярославле и Чебоксарах – по 103%, в Казани – 101%, в Екатеринбурге – 0,98%, в
сибирском Барнауле – 90%, о томских цифрах – чуть позже. Правда, надо понимать,
что в одном домохозяйстве может быть одновременно и спутниковое, и кабельное,
и IPTV-телевидение – отсюда и "заоблачные" проценты.
По итогам этого года, согласно оценке J`son & Partners
Consulting, у платного телевидения в России будет около 40 миллионов абонентов.
"Будет плавный и спокойный рост, потому что сегодня далеко не все
домохозяйства в стране, которые могут подключить, подключили платное ТВ", –
отмечает Колесов.
Не смущает специалистов прогнозируемое падение доходов
отрасли в кризисном 2015 году (минус 3% к 2014 году). "Будет плавный рост,
и до 2019 года отрасль продолжит расти и за счет появления новых абонентов, и
услуг", – уверен эксперт.
Также он опроверг миф о том, что телевидение смотрит все
меньше россиян. По данным TNS Россия, если среднесуточное время просмотра
ТВ в городах с населением свыше 100 тысяч человек в 2011 году составляло 222
минуты, то в 2014 году достигло 244 минут.
© предоставлено VIASATДмитрий Колесов, директор департамента ТВ и контента компании J'son and Partners Consulting
"В 2014 году сначала была Олимпиада (в Сочи). Это было
мегасобытие с точки зрения телевидения, потому что раньше люди, которые
говорили, что никогда не смотрели спорт на телеэкранах, начали это делать. А
потом наступили события на Украине и "Крымнаш". Уровень рейтинга
информационных каналов стал таким, что канал "Россия 24" стал "каналом
№5" в марте 2014 года среди всех российских каналов", – поясняет он.
Казалось бы, что выше некуда, но, перейдя рубеж в четыре
часа в сутки, потребление пошло дальше и уже по итогам этого года достигнет 249
минут. Растет и доля подписчиков платного ТВ: к концу года их станет на 7%
больше, чем в предыдущем. На этом фоне продолжает расти аудитория тематического
телевидения: 2011 год – 8,2%, 2015 год – 13,2% по отношению к национальным и
региональным каналам.
Кино и дети – российский приоритет
"Два драйвера у платного телевидения за границей – это
спорт и кино. Причем, спорт – №1 абсолютно. Подписка на Sky (бренд
спортивных телеканалов в Великобритании и Ирландии – Ред.) с показом
английской футбольной премьер-лиги стоит порядка 800 фунтов в год", –
говорит Колесов, отмечая "запредельность" ценника для российского
зрителя.
© Валерий Доронин, пресс-служба мэрии Томска
По его словам, в России ситуация резко обратная. На первом
месте находится кино – не находит зритель достаточного количества фильмов и
сериалов на федеральных каналах, несмотря на богатый выбор.
"Больше трети спроса на платные каналы – это кино и
сериалы (37,7%). Затем идет сегмент, который вообще отсутствует как класс на
платном телевидении за рубежом, – это детские телеканалы (19,4%). Далее –
познавательные каналы (15,3%), причем без Discovery (он позиционирует себя как
развлекательный канал), и, собственно, развлекательные каналы (13,8%). На все остальные
приходится не более 15%", – отмечает он.
Колесов привел топ-25 самых востребованных среди платных
каналов в России. Возглавляет рейтинг с большим отрывом "TV1000 Русское
кино" и канал TV1000, на третьем месте – "Моя планета", далее –
Discovery Chanel и Animal Planet.
Кино, HD и онлайн-кинотеатры
"По охвату "TV1000 Русское кино" уже пятый
год в лидерах платных каналов. Несмотря на проблемы русского кинематографа, это
доказывает, что наш зритель все-таки хочет смотреть российское кино", – отмечает
генеральный директор группы компаний Viasat Алексей Кроль.
По его словам, телеканал, созданный для русскоязычной
аудитории, также транслируется в США, где его могут включить в пакет по
пожеланию телезрителя. "Причем там люди платят за один канал больше в
месяц, чем у нас за целый пакет в несколько десятков каналов", – говорит
он.
Еще одной тенденцией Кроль называет рост спроса на
эксклюзивный контент, несмотря на наличие нескольких сотен каналов, доступных
зрителям. Этот тренд подхватили российские лидеры рынка. Однако если в Европе и
в Америке цена за такой контент достигает 20 долларов, в России у Viasat за
пакет Premium HD – около 6 долларов.
© РИА Томск. Сергей Леваненков
"Мы отмечаем ряд тенденций. Во-первых, современный
зритель предъявляет все большие требования к качеству изображения и звука.
Во-вторых, возрастает спрос на уникальный контент, что ведет к формированию
премиальных предложений", – рассказывает он.
В премиальных пакетах контент-провайдера – только
каналы в HD-качестве.
"Мы понимаем, что количество не только HD-телевизоров
растет, но и количество абонентов, способных подключать HD-каналы. Это связано
с переоснащением кабельных сетей, спутникового оборудования. И буквально через
пару лет количество людей, которые смогут принимать HD-каналы, удвоится", –
отмечает Кроль.
Существенно вырастет в ближайшие годы и количество
зрителей, желающих иметь доступ к видеоконтенту не только на телеэкране, но и
на различных устройствах.
© РИА Томск. Элеонора Черная
В Viasat
в связи с этим прогнозируют большой спрос на легальные онлайн-кинотеатры, и уже
запустили такой сервис – TV1000 Play, среди функций которого – возможность
выбора передачи из эфира и ее просмотра в удобное время, трансляция контента с
мобильного устройства или из "облака" на ТВ.
Кроль признает, сейчас это пока только дополнительный
сервис, но в будущем он станет полноценным аналогом "ящику".
"Мы делаем это на будущее. Много проблем есть, которые
нам предстоит решить, в том числе с "пиратами". Пытаемся расчистить
поле деятельности. <…> Рынок платного телевидения в целом в этом году
упал на 3%, но затем будет расти примерно по 3% в год. При этом рынок легальных
интернет-сервисов будет расти более впечатляющими темпами – от 11 до 20% в
год", – резюмирует он.
© предоставлено VIASATАлексей Кроль, генеральный директор группы компаний VIASAT
Томск – в лидерах
Как пояснил Колесов РИА Томск, согласно оценке J`son &
Partners Consulting, проникновение платного ТВ в Томске по итогам 2015 года
составит 86%.
"Исторически в архитектуре центра города преобладает
низкоэтажная застройка, часто деревянная. Это снижает интерес игроков
кабельного телевидения к подключению центральных районов. Но охват платного
телевидения будет расти, так как население в городе платежеспособное и
интересное для операторов – спутниковых, кабельных и IPTV", – рассказал
он.
Зампредседателя областного комитета транспортной инфраструктуры
и связи Сергей Скакун рассказал РИА Томск, что в настоящее время на рынке
Томской области присутствуют около 70 интернет-операторов.
"Более десяти из них оказывают услуги интерактивного
телевидения. Основные игроки – "Ростелеком", "Новые телесистемы",
"Томтел" и "Транстелеком" (ТТК). Услугами платного ТВ в
настоящее время пользуются более 40% жителей Томска", – отметил он.
Он оценил этот рынок как "конкурентный и
мобильный". "Операторы представляют тот пакет услуг, которые
востребованы среди населения. Каналы могут быть максимально подобраны под
каждого конкретного пользователя. При этом цена за платные услуги сопоставима и
часто даже значительно ниже соседних регионов", – резюмировал Скакун.