ТОМСК, 19 дек – РИА Томск. Одежда – один
из основных ключей к разгадке того, как человек воспринимает окружающий мир и себя
в этом мире, уверены эксперты форума "Русские сезоны", который
проходит в Томском государственном университете (ТГУ).
© РИА Томск. Павел Стефанский
В материале РИА Томск член международной
Ассоциации искусствоведов и художественных критиков (AIS) Андрей Боровский и
куратор форума Даниил Крапчунов рассказали, почему культура Сибири самобытна, а
стереотипные представления о кокошниках и сарафанах – ошибочны, а глава
управления информационной политики ТГУ Юлия Эмер – о том, почему форум об
одежде нужен вузу.
О чем "молчит" платье
– В ТГУ стартовал форум "Русские сезоны". Хотелось бы понять, в
первую очередь, чем он так значим, какие вопросы поднимает, а, возможно, и
помогает решить.
Боровский:
– Самый первый, самый главный вопрос –
это вопрос самоидентификации. Труды классических энтографов и антропологов
хороши, но они не могут ничего сказать человеку, который задается этим вопросом
в XXI веке и выбирает для себя, кем он будет.
© РИА Томск. Павел Стефанский
Искусствовед, музеолог, член международной Ассоциации искусствоведов и художественных критиков (AIS), сотрудник Еврейского музея и центра толерантности в Москве, художник-декоративист, историк моды Андрей Боровский (Москва)
В равной степени мы, например, русские,
так как владеем русским языком, и украинцы, если живем на территории Украины.
Мы живем в ситуации, когда зачастую наше имя имеет другую
"национальность", чем наша фамилия; когда наше вероисповедание абсолютно
не связано с местом, где мы находимся; когда наши стереотипы или, наоборот,
новые идеи не связаны с нашим образованием.
Мы все очень разные, и каждый выбирает,
кем быть. И то, каким образом вопрос национальной самоидентификации поднимается
в этом проекте, мне очень импонирует, потому что он ставит базовые вопросы, на
которые можно ответить абсолютно по-разному. Даже бывает, что существует не
один, а много правильных ответов.
Эмер:
– Недавно Высшая школа экономики провела
опрос, и россияне отметили, что идет большая популяризация науки, но 60%
недовольны тем, что не хватает материалов о повышении духовности человека.
© РИА Томск. Павел Стефанский
Начальник управления информационной политики ТГУ Юлия Эмер
Общий тренд в искусстве, в
кинематографии, в науке – это то, что в центре внимания оказывается человек. И
мы предлагаем ему самому создать себе биографию. Кто-то предлагает внешность
как способ самоидентификации, а мы предлагаем одежду.
– Но как связаны проблема самоидентификации
и русский национальный костюм?
Боровский:
– Мы говорим об архетипе восприятия
человека в этом мире через одежду. Да, тема связана с самым простым,
утилитарным, как кому-то кажется, – с одеждой. Но человека встречают именно
"по одежке", человек осваивает мир, создавая вокруг себя "оболочки",
из которых одежда – первая. И мы стараемся смотреть на одежду не как на
текстиль, а как на отражение человеческих цивилизаций.
© РИА Томск. Павел Стефанский
Одна из сессий у нас
называется "Кимоно VS понева: традиционная одежда снаружи и изнутри". Мы сравним,
казалось бы, не имеющие ничего общего традиции японской одежды и русской.
В одежде отражаются и личность, и
общество, и религия, и каноны красоты, и представление мужчины о женщине…
Действительно, в каждом человеке заложено национальное восприятие мира. Сразу
видно, что на юге одеваются не так, как на севере. В одних регионах
предпочитают делать акцент на одно, в других – на что-то иное.
– А
можно сказать, какие, с этой точки зрения, особенности у сибиряков?
– Для Сибири этот аспект исследования
очень интересен. С одной стороны, здесь своя очень старая культура. С другой –
пришлые русские люди, которые принесли что-то свое и из-за культурной изоляции
сохранили это лучше, чем в "метрополии" – центральной России. Третье
– определенная отдаленность, отрыв от центра, что не позволило все это
уничтожить, когда советская идеология стирала грани и объединяла всех в единый
Советский Союз.
На мой взгляд, благодаря этому сибиряки
в большей степени сохраняют самость – в собственном мнении, в собственной
идентификации, в собственной одежде. Может быть, это не всегда видно. Но эта
самость – отличительная черта сибирской антропологии.
Крапчунов:
– Параллельно со всеми мероприятиями
будет проходить выставка костюмов из запасов музея археологии и этнографии ТГУ.
Эти костюмы со всей Сибири, например, эвенков и шорцев.
© РИА Томск. Павел Стефанский
Куратор форума "Русские сезоны" Даниил Крапчунов
Почему я вспомнил про это? Сказано,
например: "Шабур шорский. XIX век". И я понимаю, что для меня здесь,
в Сибири, это элемент русской одежды. И где границы, кто от кого усваивал? То
ли сибиряки коренные влияли на пришлых русских, то ли русские влияли на них.
Это действительно огромное белое пятно – национальный русский костюм.
Мы выпустили календарь, где представлены
костюмы разных регионов России. Это та самая история, когда мы показывали
образец и спрашивали: "Как вы думаете, костюмы каких народов вы
наблюдаете?" И варианты были самые разные: индейский, якутский,
белорусский, тувинский. А это все – русские костюмы.
Сарафан – от персов, очелье – от хиппи
– Но специалистов по истории костюма –
немного. Как часто люди ошибаются, принимая миф за реальность?
Крапчунов:
© РИА Томск. Павел Стефанский
– На самом деле, среднестатистический
россиянин ничего не знает о русском костюме, как и о русских песнях, русской
еде, русских обрядах и праздниках, хотя все это очень востребовано. Но из-за незнания
в обществе приживаются псевдонациональные традиции.
Сейчас и в нашем городе эта же тенденция
присутствует, в том числе среди студентов, когда конструируется некая
альтернативная национальная социальная идентичность через псевдонациональные
костюмы. И поэтому важно сейчас говорить о подлинном костюме, его красоте,
глубине – как элементе национальной безопасности.
Этой проблеме в субботу будет посвящена
целая лекция, посвященная "комплексу Шабельской". Заблуждения и мифы
о русском костюме – это целый комплекс явлений.
Боровский:
– Эти заблуждения – стереотип
восприятия, что такое русский костюм.
Если мы выйдем на улицу и спросим:
"Что самый русский и женский элемент одежды?", нам ответят, что
сарафан. Но это самый поздний элемент одежды, который стал русским на рубеже XVII и XVIII веков. Он пришел из Персии, где слово "сарафан" означало
"одетый с головы до ног". И изначально так называли распашную мужскую
одежду.
Крапчунов:
© предоставлено Натальей Будько
– Второй элемент, который озвучивают, –
это кокошник. Но та картинка, что вы себе сразу представляете, не имеет
никакого отношения к этому головному убору.
Еще один пример воплощения "альтернативной"
истории – хайратник или очелье. Это некая повязочка, ленточка, берестяное нечто
на голове как у мужчин, так и у женщин, причем независимо от прически. Это якобы отсыл к чему-то праславянскому, но, как мне кажется, больше восходит к
культуре хиппи.
– В
таком случае, есть ли что-то стоящее для обсуждения современного российского
костюма или же все – полнейшая эклектика?
Крапчунов:
– Национальный
костюм сейчас – одна из немногих оставшихся зацепок для тех, кто боится
раствориться в глобализирующемся мире, кто пытается держаться корней. И сейчас есть уникальные современные коллекции,
авторы которых переосмысливают традиционный русский костюм.
На "Этнофоруме" в августе мы
представляли коллекцию нового бренда "Варвара", который тогда
только-только запустился. В Томске был первый показ этой коллекции. Думали, что
он будет пробный, а все разобрали – ничего не осталось от первой партии, уже и
вторая ушла: очень востребовано оказалось именно переосмысление традиций, их
интеграция в современность.
И на форуме "Русские сезоны" у
нас тоже один из уникальных показов коллекции, которая идет в ногу с такими
домами мод как Chanel или Versace, но основана на русских традициях. Все
современно, там не будет павловопосадских платков.
Найти себя
© с инвестиционного портала Томской области
– Но не только же об одежде, наверное, должна идти речь,
когда мы говорим о самоидентификации в современном мире…
Эмер:
– Для меня этот вопрос очень интересный
– а что является способом самоидентификации? Я уже говорила, что то, что сейчас
будет на "Русских сезонах", позволит по-новому поставить вопрос и
каждому самоопределиться здесь.
Одежда была единственным средством
самоидентификации в XIX и ХХ веках. А сейчас мы наблюдаем тенденцию, что на ее
место выходит что-то другое. И вот здесь активно обсуждается – а что становится
способом самоидентификации, если не одежда?
Это важно и для ТГУ. Сейчас общая проблема
– и вузов, и брендов – в том, что они выходят на глобальный уровень, и вопрос в
том, как мы в эти глобальные коммуникации впишемся и что станет ценностным
стержнем.