ТОМСК, 25 янв – РИА Томск. Власти Томской области
намерены бороться с контрафактной продукцией, маркированной знаками томских
предприятий, так как фальсификаты наносят ущерб не только репутации компаний,
но и их экономическому состоянию, заявил в понедельник на первом заседании
профильной комиссии губернатор региона Сергей Жвачкин.
Вред и заводам, и покупателям
"Производители и продавцы поддельной
продукции под томской маркой наносят нашим заводам прямой экономический ущерб.
В частности, в Китае идет выпуск различного оборудования, на которое ставится
марка томских предприятий и завозится на российский рынок. <…> Будучи
некачественным, контрафакт приносит большой репутационный вред нашим
производственникам и всей Томской области", – сказал Жвачкин.
По его словам, с этой проблемой уже столкнулись
Томский электромеханический завод (ТЭМЗ), ОАО "Манотомь",
АО "Сибкабель" и другие предприятия. "Я подписал постановление о
создании комиссии по противодействию распространения контрафактной продукции на
территории Томской области и сам возглавил эту комиссию", – отметил
губернатор.
© пресс-служба УФССП
И.о. замгубернатора по промышленной политике
Николай Глебович уточнил, что чаще всего встречаются три вида контрафакта:
информационный (организация заявляет, что изготавливает продукцию, а на самом
деле собирает ее из импортных частей), производители-фантомы (продукция
маркируется знаками несуществующих компаний), а также качественный (продукция
не соответствует стандартам).
Он добавил, что нередко обнаруживаются и контрафакты
с маркой томских производителей. Например, за прошлый год Приморская таможня
изъяла ввозимые из Китая отбойные молотки с маркировкой ТЭМЗа, на Урале был выявлен
якобы изготовленный этим заводом колодочный тормоз (для железнодорожного
транспорта), а в Кемеровской области – контрафактный шахтный вентилятор.
По мнению Глебовича, бороться с контрафактом на
территории региона помогут в первую очередь проверки, проводимые самими
предприятиями при помощи МВД и таможни, а также совершенствование системы
маркировки, хранения и учета продукции.
Частный взгляд
Представители томских компаний
подтверждают: действительно – контрафакт серьезно вредит работе предприятий.
"Годовой объем потребления
манометров – 2,4 миллиона штук. И большая часть поступления идет из Китая,
фактически – это фальсифицированная продукция", – говорит гендиректор "Манотомь"
Александр Гетц.
© сайт УМВД по Томской области
По его информации, за последние 15
лет объем фальсификата в этой сфере вырос в девять раз – в 2015 году порядка
600 тысяч манометров, приобретенных российскими предприятиями, были
отечественного производства, около 400 тысяч – импортного, остальные –
контрафакт.
Он отметил, что сложившаяся ситуация
серьезно сказывается на работе предприятия: за последние годы объем
производства манометров сократился вдвое, и избежать экономического кризиса
"Манотомь" удается только благодаря разработке новых моделей.
"Фальсификация – это подрыв
экономической безопасности страны (зависимость от импорта – Ред.), снижение
темпов модернизации, снижение инвестиций в решение социальных задач. <…>
Кроме того, это – непосредственно безопасность. Мы помним недавние аварии на
Саяно-Шушенской ГЭС и подлодке "Курск", когда не только сказался
человеческий фактор, но и оборудование не сработало", – подчеркнул Гетц.
© РИА Томск. Яков Андреев
При этом, по его словам, главное,
что способствует продвижению контрафакта на рынке, – это его дешевизна.
И если предприятия ОПК и атомной
отрасли закупают продукцию напрямую от производителей и следят за процессом ее
изготовления, то другие организации рискуют столкнуться с подделкой – за
прошлый год в "Манотомь" девять раз обращались с просьбой подтвердить
выпуск определенных изделий, в трех случаях продукция оказалась контрафактной.
В свою очередь глава ТЭМЗ Иван
Пушкарев добавил, что государственные компании рискуют получить фальсификат
больше, чем частные: коммерческие структуры тщательней проверяют то, что
закупают, и не зависят от конкурсных процедур, в результате которых поставщиком
становится тот, кто установит меньшую цену.