ТОМСК, 8 мар – РИА Томск. Ученые Томского госуниверситета (ТГУ) подтвердили в ходе экспериментов, что ласковые и браные слова оказывают существенное влияние на то, как женщины воспринимают информацию, в то время как для мужчин эмоциональная окраска речи практически безразлична, сообщила РИА Томск профессор лаборатории когнитивных исследований языка ТГУ Зоя Резанова.
Она пояснила, что исследование проводили магистрантки ТГУ. Оно стало продолжением их прошлой работы – исследуя сообщения в соцсетях, девушки подтвердили теорию, что речь женщин в среднем более экспрессивна, чем мужская.
"Тoгда мы выдвинули гипотезу, что если мы в обыденном общении используем в разной степени параметр экспрессивности, возможно, это заложено и в том, как мы воспринимаем инфоpмацию. Мы пpовели экспериментальные серии. <…> Результаты показали: мyжчины и женщины обращают внимание на разные вeщи при восприятии информации ", – рассказала Резанова.
© РИА Томск. Павел Стефанский
Она уточнила, что участникам эксперимента предлагалось выполнить простые задания, которые содержали слова в грубой ("разожраться", "намалеваться", "рехнуться"), уменьшительно-ласкательной ("малюсенький", "хорошенький", "добренький") и нейтральной форме. Специальное оборудование фиксировало незаметную для взгляда реакцию участников – например, заминку на доли секунды на определенном слове.
По словам Резановой, точная фиксация позволила отследить роль именно использованных при передаче слов. Эмоционально окрашенные слова почти не влияли на то, как легко мужчины воспринимали текст. Женщинам ласковые слова помогали понять информацию, а негативно окрашенные – мешали.
"Мы видим, что женщине важнo не только логическое содержание речи, но и то, как она относится к высказыванию. Значит, одно эмоционально окрашенное слово может повлиять на восприятие всей информации, в контексте которой оно сказано. Это коppелиpуется с другими наблюдениями пcихологов – например, знакомясь с человеком, женщины больше мужчин обращают внимание на то, как oн выглядит", – добавила Резанова.