RIATOMSK.RU
+4°C
29 марта 2024  |  
12:14
  |  
+4°C
14:52  25 апреля 2016 г.

120 лет ТПУ: топ-12 изобретений томских политехников

Чёрная Элеонора
© РИА Томск. Павел Стефанский120 лет ТПУ: топ-12 изобретений томских политехников

ТОМСК, 25 апр – РИА Томск. За 120-летнюю историю Томского политехнического университета его студенты и профессора сделали тысячи изобретений. РИА Томск составил топ-12 самых громких разработок политехников.

Электропоезд на магнитной подушке – 1913 год.

Профессор Томского технологического института Борис Вейнберг предложил безвоздушный способ передвижения электропоезда с помощью магнитных и электрических сил – на магнитной подушке.

© предоставлено пресс-службой Томского политехнического университета
Модель дороги для электропоезда на магнитной подушке
Модель безвоздушной электродороги была создана Вейнбергом в лаборатории на кафедре физики ТТИ: это кольцо диаметром более шести метров, сделанное из медной трубы. Диаметр трубы – 25 сантиметров. Вес вагонов – по 10 килограммов. Эта разработка была названа "сибирским чудом". Теоретически политехник доказал, что на такой дороге – в трубе – вагоны могут разогнаться до 800 километров в час.

© предоставлено пресс-службой Томского политехнического университета
Так в начале XX века мыслились путешествия на безвоздушной дороге
По информации вуза, в годы Первой мировой войны установку разобрали, так как медь, из которой была сделана труба, "потребовалась для нужд страны".

Первый в мире турбобур – 1922 год.

Автор этого изобретения – выпускник механического факультета Матвей Капелюшников.

© предоставлено пресс-службой Томского политехнического университета
Матвей Капелюшников

Турбобур представляет собой гидравлический забойный двигатель для бурения скважин.

История турбинного бурения началась именно с разработки политехника. Предложенный способ бурения позволил вращать не все трубы в скважине, а только сам бурильный инструмент, что привело к колоссальной экономии энергии. Сегодня это основной способ бурения нефтяных и газовых скважин.

© предоставлено пресс-службой Томского политехнического университета
Схема работы турбобура конструкции Капелюшникова

Первый сибирский самолет "Авиэтта"– 1927 год.

Впервые в истории отечественной авиации на самолете был установлен двигатель, самостоятельно сконструированный профессором Александром Квасниковым и студентами. Ранее на отечественных самолетах использовались двигатели иностранного производства.

© предоставлено пресс-службой Томского политехнического университета
Лаборатория авиадвигателей
Самолет назвали "Авиэтта" или "СТИ 1" – в честь вуза, переименованного в 1920-х годах в Сибирский технологический институт (СТИ). Его строили с учетом томского бездорожья, отсутствия специальных "гаражей" и аэродрома. Крылья "Авиэтты" легко складывались, и она перевозилась обычной одноконной тягой. На старт ее могли выкатить два-три человека.

© предоставлено пресс-службой Томского политехнического университета
Сборка самолета
Сибирский самолет представлял собой двухместный моноплан с нижним расположением крыльев и верхними подкосами. Основной строительный материал крыльев и фюзеляжа – сосновая древесина, фанера, перкаль, эмалит, лак. Мелкие крепежные детали были изготовлены из стали. Средства на строительство самолета собирали всем вузом, например, был организован благотворительный бал-маскарад.

Первый в СССР тракторный газогенератор – 1928 год.

Создал его студент Алексей Введенский. Газогенераторная установка позволяла автомобилям и тракторам работать на газе, получаемом из древесных чурок. Это изобретение сыграло огромную роль в годы Великой Отечественной войны, когда Сибирь оказалась отрезанной от нефтяных источников Кавказа, а местные месторождения газа еще не открыли. 

Алексей Введенский, автор первого в СССР тракторного газогенератора

Электроотбойный молоток для добычи угля – 1934 год.

Его создал научный сотрудник Константин Шмаргунов. Разработка политехника произвела революцию в угольной промышленности, перекрыв производительность пневматического молотка и одновременно уменьшив в десятки раз стоимость расходуемой энергии.

© предоставлено пресс-службой Томского политехнического университета
Константин Шмаргунов
Отбойный молоток представляет собой механический ручной инструмент ударного действия, предназначенный для разрыхления и раскалывания не очень крепких материалов, например, осадочных горных пород и асфальта.
© предоставлено пресс-службой Томского политехнического университета
Электроотбойный молоток для добычи угля

Первый советский легковой вездеход ГАЗ-61 – 1938-1939 годы.

Его спроектировал выпускник ТТИ Виктор Грачев, выдающийся советский конструктор автомобильной и бронетанковой техники.

ГАЗ-61 – советские легкие автомобили повышенной проходимости с приводом на все колеса. Модификация ГАЗ-61-73 – первый в мире полноприводный легковой автомобиль с закрытым кузовом седан. Во время Великой Отечественной войны ГАЗ-61-73 активно использовался в качестве штабного автомобиля для высшего командного состава.

Первый отечественный сильноточный бетатрон – 1947 год.

Бетатроны – ускорители частиц, образующие вторичные рентгеновские лучи. Сегодня их используют в промышленности для контроля прочности сварки или литья, а также в досмотровых комплексах.

© предоставлено пресс-службой Томского политехнического университета
Первый отечественный сильноточный бетатрон
Это одна из самых ранних инновационных разработок томских политехников, бетатроны в ТПУ начали производить с начала 1960-х годов.

Электротанкетка-торпеда ЭТ-1-627 – 1941 год.

Разработка была сделана по инициативе выпускника ТТИ, изобретателя, военинженера третьего ранга Александра Казанцева.

© предоставлено пресс-службой Томского политехнического университета
Выпускник ТТИ, изобретатель, военинженер третьего ранга Александр Казанцев
Управляемые по проводам самоходные мины его конструкции были выпущены в небольшом количестве и сыграли роль при прорыве блокады Ленинграда.

Радиощуп – 1942 год.

Это аппарат по выявлению осколков металла в теле человека, созданный сотрудником Сибирского физико-технического института Борисом Кашкиным и лаборантом Томского индустриального института Павлом Одинцовым.

© предоставлено пресс-службой Томского политехнического университета
Павел Одинцов за работой
Летом 1942 года в газетах писали: "При оперировании раненого не всегда легко отыскать в теле пули, осколки снарядов и мин. В госпиталях Томска используется для этого радиощуп, изобретенный научным работником индустриального института тов. Одинцовым. Как радио улавливает в эфире звук, так и этот прибор при помощи звуков регистрирует присутствие в организме металлических тел".
© предоставлено пресс-службой Томского политехнического университета
Радиощуп, созданный сотрудником СФТИ Борисом Кашкиным и лаборантом Томского индустриального института Павлом Одинцовым

Первый в СССР серийный трехместный вертолет Ми-1 – 1951 год.

Летательный аппарат создан под руководством выпускника политеха Михаила Миля. Первоначально вертолет обозначался как ГМ-1 (Геликоптер Миля-1).

Главной задачей машины с самого начала стала подготовка пилотов-вертолетчиков. Ми-1 – первый учебный винтокрылый аппарат, поступивший в военные училища и аэроклубы ДОСААФ.

Ми-1 эксплуатировался в военных и гражданских целях не только в нашей стране. Помимо стран Варшавского договора, он поставлялся в Австрию, Афганистан, Египет, Ирак, Индонезию, Китай, Кубу, Лесото, Монголию, Никарагуа, Северную Корею и Финляндию. Сферы применения были примерно теми же, что и у нас. Поляки использовали Ми-1 еще и для борьбы с минами в Балтийском море.

Томский наносекундный ускоритель – 1972 год.

Создан под руководством выпускника ТТИ Юрия Усова. Одной из первых задач, которую решали на этом ускорителе, было создание мощных СВЧ-генераторов с помощью сильноточных релятивистских электронных пучков (СРЭП). 

Уникальная технология для мирного атома – 1990-е годы. 

Выпускник ФТФ ТПИ (ТПУ) 1956 года Геннадий Хандорин разработал и внедрил промышленную технологию конверсии высокообогащенного урана из ядерного оружия в низкообогащенный для атомной энергетики.

© с сайта СХК
Геннадий Хандорин
За свою работу ученый получил в 1997 году Государственную премию.


Наверх
Сайт РИА Томск /riatomsk.ru/ содержит информацию, подготовленную Региональным информационным агентством "Томск" (РИА Томск) с территорией распространения – Российская Федерация, зарубежные страны.
РИА Томск зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 06 ноября 2019 г. Свидетельство о регистрации ИА № ФС 77-77122.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+. Материалы, размещенные на правах рекламы, выходят под знаком "#" и/или "реклама". РИА Томск не несет ответственности за партнерские материалы.
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
ЧИТАЙТЕ
РИА в VK
Главные новости дня в нашей рассылке