ТОМСК, 7 июл - РИА Томск. Томский госуниверситет (ТГУ) все
активней развивает междисциплинарные программы подготовки. В 2016 году вуз
ведет набор магистрантов, которые смогут делать финансовые прогнозы с учетом
информации из социальных сетей, преподавать математику, ориентируясь на
генофонд учеников, или работать экологами на нефтяных предприятиях в Арктике. Подробнее – в материале РИА Томск.
По информации пресс-службы, в 2016 году ТГУ планирует
принять на бюджет почти три тысячи человек, из них в магистратуру – 1,1 тысячи
человек. Прием документов в магистратуру ведется с 1 апреля по 10 августа.
На сегодняшний день в магистратуру уже подали документы
более 370 человек, из них 61 – граждане 19 стран ближнего и дальнего зарубежья.
Впервые в магистратуре ТГУ пожелали обучаться абитуриенты из Иордании и Ганы.
Разные гены – разные учебники
"Мы исследуем индивидуальные различия людей через
нейронауку, психологию и генетику. Мы можем рассмотреть эту проблему с разных
сторон. И это сильно отличает эту программу от других похожих", – рассказал
РИА Томск менеджер новой программы "Развитие человека: генетика, нейронаука
и психология" Максим Лиханов.
© предоставлено пресс-службой ТПУ
Он уточнил, что программа реализуется при Международном
центре исследований развития человека ТГУ. Преподавание ведется на английском
языке. "Ребята изначально встроены в международную исследовательскую среду
– они могут читать и писать научные работы, выступать на конференциях", – отметил
собеседник агентства.
Большая часть преподавателей – приглашенные исследователи из
российских и зарубежных вузов-партнеров проекта. Для бесплатного обучения
предусмотрено всего шесть мест.
Специалисты центра изучают, в частности, какие факторы
влияют на развитие человека. Например, как люди обращаются с числами, как
учатся читать и писать, как это связано с генетическими особенностями человека, как родившиеся с помощью
экстракорпорального оплодотворения дети встраиваются в социум и насколько
похожи на других.
Выпускник программы может как остаться в науке, так и
заниматься прикладными вещами. Например – заняться популяризацией науки или
создавать образовательные программы нового типа, которые будут способствовать
более эффективному обучению детей с учетом более глубинных когнитивных
процессов или помогут им изучать математику, что для современных школьников
становится все более сложным.
Для Сибири – с любовью
По словам менеджера профиля "Сибирь: ресурсы и
современные практики развития региона" Дмитрия Хаминова, эта программа
подготовки рассчитана на иностранцев.
"Мы готовим людей, которые хотят работать с Сибирью или
в Сибири, знают специфику сибирских регионов. Этих иностранцев мы готовим и для
работы за рубежом, и для работы в Сибири или в российских компаниях, и для
работы из Сибири с зарубежными компаниями", – пояснил собеседник
агентства.
© РИА Томск. Павел Стефанский
По его информации, это первый
набор магистрантов по данной программе,
предусмотрено 10 бюджетных мест, но они предназначены только для граждан Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана. Обучение будет вестись на русском языке, поскольку студентам придется работать в России. И пока интерес проявляют в основном студенты из стран Средней и Юго-Восточной
Азии и Китая, наиболее тесно сотрудничающих с
сибиряками.
Хаминов отметил, что выпускники программы будут знать специфику не только Сибири, но и других российских регионов. В
позапрошлом году была запущена еще одна программа подготовки – "Сибирский регион в России и мире", которая позволяет более глубоко
изучить специфику сибирского региона.
Изучать природу региона с этого года возможно в рамках
профиля "Изучение Сибири и Арктики".
"Мы обучаем экологов, но с глубоким знанием физики и
химии природных сред. И есть курс "Методология научного поиска" – готовим
быть ученым. У нас будут привлекаться иностранные специалисты. Но они будут
читать лекции, они будут курировать исследовательские работы, выращивать из
магистрантов молодых ученых", – рассказала РИА Томск замруководителя
программы Лариса Колесниченко.
Она уточнила, что практические занятия будут проходить в
лабораториях центра превосходства
ТГУ BioClimLand или на станциях вуза в глубокой тайге.
По ее словам, эти области в настоящее время недостаточно
исследованы. А изучение Сибири и Арктики важно, во-первых, из-за значительного
влияния регионов на глобальные климатические процессы, а во-вторых, из-за
интереса многих компаний к этим пока еще мало освоенным территориям.
"Идет развитие нефтегазового комплекса – Арктика очень
активно осваивается. Несколько постов, терминалов нефтеналивных уже создано, на
Ямале несколько месторождений начали разрабатывать. И везде ставится вопрос, в
том числе, об экологической безопасности – и наши специалисты смогут решать
такие задачи", – пояснила Колесниченко.
По ее данным, исследователей Арктики и Сибири в России готовят
всего несколько вузов. Причем сейчас такими программами иностранцы интересуются
больше россиян. В рамках профиля в ТГУ для поступающих в этом году
предусмотрено всего 10 бесплатных мест.
Новая реальность
Лаборатория гуманитарных проблем информатики ТГУ в этом году
реализует несколько магистерских программ. Среди них – обновленные "Цифровые
технологии в социогуманитарных практиках". Первый набор на эту программу
состоялся в прошлом году, в этом году программа продолжена с учетом полученного
опыта.
"Мы учим студентов создавать цифровой продукт для
человека. Важно не только создать код, операционную систему, но и решать
социальные задачи. Например, при создании программы "информационного
правительства" надо еще продумать, как этим пользоваться. Мы занимаем нишу
именно в разработке продуктов, которые будут использовать в повседневности", – рассказала РИА Томск менеджер программы Анастасия Хаминова.
© РИА Томск. Яков Андреев
Она пояснила, что главная цель программы – научить
бакалавров, получивших техническое образование, анализировать потребности
современного общества и, как следствие, прогнозировать, каким должен быть
продукт и какие задачи он должен решать.
Такой специалист сможет управлять проектами, продвигать
технологии, стать экспертом в сфере информационных технологий. В России
подобные программы реализуются только в сфере культуры.
Одним из первых проектов магистрантов, обучающихся по этому
профилю, стала разработка приложения для сайта программы, которое помогает
систематизировать материалы для обучения.
А вот на профиле "Гуманитарная информатика" не
разрабатывают новые продукты, а исследуют, как новые технологии влияют на
человеческое сознание и на общество, а также учатся работать с новыми цифровыми
инструментами, чтобы решать исследовательские задачи. Эта программа для России
уникальна, несмотря на то, что в ТГУ этой научной областью занимаются около 10
лет.
По словам Хаминовой, специалисты, которые могут видеть и
плюсы, и минусы новых технологий, необходимы новому миру, потому что из-за
инноваций изменяется образ мышления людей. Особенно сильно это заметно по детям,
которые уже могут интуитивно ориентироваться в интерфейсах и гаджетах.
"Если в первом случае специалисты создают технологии с
учетом особенностей сознания, то во втором – изучают, как это использовать и к
чему это может привести. Получается очень хороший конгломерат. Мы когда учим
наших студентов, они много где пересекаются – в проектах, на занятиях. И оба специалиста
говорят на одном языке, создавая новую реальность", – пояснила она.
Собеседница добавила, что на каждую из программ предполагается по 10
бюджетных мест.
© РИА Томск. Павел Стефанский
Еще одна обновленная программа, которая учит работать с
новыми потоками информации, – "Интеллектуальный анализ данных и
биоинформатика". По словам руководителя программы Александра Замятина, два
компонента в одном курсе соединены впервые в России. В этом году для обучения
по этому профилю впервые выделены бюджетные места – для 10 человек.
Эти специалисты будут способны делать выводы и прогнозы, извлекая
необходимые и не всегда очевидные сведения из больших объемов информации – например,
социальных сетей, данных о трафике сайтов или медицинской статистики.
"Владелец интернет-портала за рубежом ставит задачу
нашей студентке создать программу прогнозирования спроса на авто, которые
размещены на его портале. Или, например, задача повысить адекватность прогноза
при финансово-аналитической работе с использование не только стандартных
инструментов, но и настроя при обсуждении этих вещей в соцсетях", – привел пример Замятин.
Программу ТГУ реализует совместно с партнерами из США, Великобритании,
Германии и российских вузов.