RIATOMSK.RU
+10°C
24 мая 2024  |  
10:10
  |  
+10°C
11:00  26 июня 2023 г.

"Россети Томск" подключаются к концепции "Нулевого травматизма"

Планкина Евгения Андреевна
© РИА Томск. Никита ГольцовРоссети Томск подключаются к концепции Нулевого травматизма

ТОМСК, 26 июн – РИА Томск. Руководители районных электрических сетей Томской области, подведомственных "Россети Томск", прошли обучение и начнут внедрять на местах концепцию Vision Zero ("Нулевой травматизм"), призванную уменьшить число несчастных случаев на производстве. Что приводит к травматизму и что изменит концепция – в интервью РИА Томск с главным инженером "Россети Сибирь" Игорем Сорокиным.

Vision Zero, или "Нулевой травматизм" – концепция Международной ассоциации социального обеспечения (МАСО). Ее идея в том, что у каждого несчастного случая на производстве есть причина, на которую можно повлиять. Но для этого необходимо исключить формальный подход к охране труда и следовать семи "золотым правилам". Они предполагают включение в процесс всех работников.

– Игорь Анатольевич, концепция новая, но насколько она применима к нашей российской и сибирской действительности, ведь у нас каждый профессионал на производстве знает свое дело, возможно ли поменять его мировоззрение?

– Если говорить про сферу энергетики, то мы очень жестко зарегламентированы требованиями законодательства. У нас есть правила охраны труда, системы по управлению охраной труда и внутреннего технического контроля. То есть у нас есть все, чтобы не происходило травматизма и несчастных случаев у персонала на производстве.

И с этой точки зрения я бы назвал концепцию Vision Zero новым подходом к применению уже имеющихся правил. Мы знаем, что делать, но, к сожалению, у нас на производстве, да и в учебных заведениях не учат тому, зачем это делать. Vision Zero – это новая философия, это именно работа с психологией работников, ее перестройка.

– Что самое главное в этой концепции, на ваш взгляд?

– Концепция Vision Zero зародилась в 1970-е годы в Швеции, которая была лидером в автомобилестроении. В связи с участившимися ДТП они начали совершенствовать не только автомобили, но подошли к этому комплексно и ушли в совершенствование людей. Мы видим результаты – самые безопасные шведские автомобили и высокий уровень культуры труда.

Мы же привыкли к палочной системе, но с человеком надо работать, и это в концепции самое главное. Первое правило Vision Zero: "стань лидером", тем, за кем все идут. Для примера, если папа в семье не пристегивает ремень безопасности в машине, дети думают, что это норма. Так и на производстве.

Прежде всего это касается первых руководителей предприятия. Они должны дать понять работникам, что главное для руководителя – это безопасность каждого сотрудника. И он должен не только так говорить, но и думать, и делать.

© предоставлено пресс-службой "Россети Томск"
.

– Как давно "Россети" начали обкатку этой концепции в РФ и в Томской области в частности?

– В пионерах этой работы были "Россети Юг". Они занимаются этим вопросом порядка трех лет. Они смогли добиться не только вовлеченности персонала, но и снизить травматизм до отметки Zero.

За все три года смертельных и несчастных случаев не было ни одного. А работают у них порядка 15 тысяч человек, это четыре филиала – Астраханская область, Республика Калмыкия, Ростовская и Волгоградская области.

"Россети Сибирь" этим занимаются 1,5 года, "Россети Томск" только вот на этой неделе начали практически включаться в эту работу.

Два дня – 20 и 21 июня – коллеги из "Россети Юг" и "Россети Кавказ" обучали томских руководителей районных электрических сетей и руководителей производственных отделений. В дальнейшем эта работа продолжится на местах, чтобы донести все принципы концепции до всех работников.

Томичи решали практические кейсы, где нужно было играть разные роли. Например, несчастный случай. Раздаются роли прокурора, руководителя, семьи, члена бригады. Все отыгрывают свои роли, а потом меняются ими, чтобы понять, как это происходит на всех уровнях принятия решений, чтобы в итоге все могли друг другу помочь.

– Как быстро, на ваш взгляд, эта концепция может закрепиться на производстве "Россетей"?

– Я считаю, что в один день, по щелчку, это сделать нельзя. Для этого требуется время, и вот те кейсы, которые сейчас рассматривают наши работники, – это самый первый шаг. Мы это делаем для того, чтобы они погрузились в эту тему, и хотя бы поняли, что это такое и как эта философия действует на практике.

Это только самый первый шаг. Для того чтобы ее внедрить и сказать, что мы полностью соответствуем этой концепции, может понадобиться год-два, а может и 10 лет, а может быть этого и в принципе никогда не получится достичь. Но в этом направлении все равно нужно двигаться.

© предоставлено пресс-службой "Россети Томск"
Сотрудники "Россети Томск" за работой

– Травматизм и аварии на сетях случаются с сотрудниками, травмируются и сторонние люди. Какие случаи самые распространенные?

– У нас есть проблема охранных зон. Не каждый человек понимает ее класс напряжения и вообще ее роль в электроснабжении города. И люди там начинают осваивать землю, строить дома, склады, не получая на это разрешение. В будущем это приводит к тому, что приходится судиться с собственниками, заставлять их выносить объекты за пределы охранной зоны, и это приводит к судебным тяжбам и большим финансовым затратам.

Иногда под линиями могут располагать несанкционированные стоянки, а в случае аварии на сетях туда сложно подъехать, но что еще хуже, может оборваться провод и упасть на автомобиль, и пострадает имущество или человек, что вообще бесценно. Для нас это самое основное нарушение.

Есть также проблемы с рыбаками, когда они осуществляют ловлю в охранных зонах возле линий электропередачи. Сейчас удочки углепластиковые, токопроводящие. Люди, забрасывая их, забывают, что они находятся под проводами, и при соприкосновении с проводом могут погибнуть.

Есть еще случаи стороннего травматизма, которые ведут к авариям на линиях электропередачи. Это порядка 15-20% по вине сторонних организаций. Часто грузовики касаются проводов, поднимая кузов. Или стрела крана рвет провод во время погрузочных работ.

– Что касается производственного травматизма, он ведь зависит не только от "прокачки" сотрудников, но и от состояния инфраструктуры?

– Это так. И нам всегда хочется больше сделать в этом направлении. У нас есть программа замены травмоопасного оборудования, которое выработало свой нормативный срок. Но, к сожалению, те финансовые возможности и тарифные решения, которые принимаются регулятором, нас сильно ограничивают. Это я сейчас про "железо".

– А какие работы на 2023 год запланированы на сетях в Томской области?

– Томская область имеет большую протяженность линий электропередачи из-за своей площади, но состояние энергетической инфраструктуры в регионе довольно хорошее. Вложения всегда требуются, и всегда хочется сделать больше, чем есть.

Что касается "Томской распределительной компании", в 2023 году акцент делается на замену дефектных опор, ремонт трансформаторных подстанций, которые находятся в городской черте. Также большой инфраструктурный проект – это студенческий кампус. Сегодня идут переговоры, как это построить, технологически присоединить – максимально эффективно и с минимальными затратами.

– Нынешняя экономическая ситуация не помешает планам?

– Если говорить о реконструкции и новом строительстве, то мы сейчас максимально используем отечественное оборудование. Это касается не только "железа", но и программного обеспечения. А то, что касается ремонта существующего оборудования, то да, у нас возникают проблемы с комплектующими, потому что вся современная генерация построена на иностранном оборудовании.

Но со всеми трудностями мы справляемся. Ведь у энергетики нет другого пути, кроме как быть первыми.

Наверх
Сайт РИА Томск /riatomsk.ru/ содержит информацию, подготовленную Региональным информационным агентством "Томск" (РИА Томск) с территорией распространения – Российская Федерация, зарубежные страны.
РИА Томск зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 06 ноября 2019 г. Свидетельство о регистрации ИА № ФС 77-77122.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+. Материалы, размещенные на правах рекламы, выходят под знаком "#" и/или "реклама". РИА Томск не несет ответственности за партнерские материалы.
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
ЧИТАЙТЕ
РИА в VK
Главные новости дня в нашей рассылке