ТОМСК, 2 фев – РИА Томск. Магистранты томских, новосибирских и других вузов Сибири приняли участие в борьбе за стипендию Потанинского фонда – одну из самых престижных в России. Ее могут получить только те студенты, которые стремятся "изменить мир к лучшему". Корреспондент РИА Томск наблюдала за тем, как проходил "кастинг" в ряды потанинцев.
"Зарплата" для изменяющих реальность
Стипендиальная программа Благотворительного фонда Владимира Потанина существует с 2000 года. В настоящее время в ней принимают участие 75 российских вузов.
"Это государственные и негосударственные вузы, которые показали себя с активной стороны. Те, в которых преподаватели готовы меняться: развиваться, подавать заявки на разработку новых курсов, магистерских или сетевых программ. И не менее активные студенты", – рассказала РИА Томск директор фонда по связям с общественностью Юлия Грозовская.
"На первом этапе мы оцениваем их (соискателей стипендии) онлайн – они пишут эссе, рассказывают о себе, присылают отзывы научных руководителей. Но этого мало: миссия фонда – поддерживать людей, которые меняются сами и готовы поддерживать других. <…> Человек должен быть готов взаимодействовать со средой, менять ситуацию вокруг себя – важен опыт общественной деятельности", – пояснила Грозовская.
При этом студент все же должен предоставлять данные об успеваемости – необходимо понимать, что общественная деятельность не мешает учебе.
Лучшие участники заочного тура допускаются к очному этапу. В этом году он проходит на шести площадках в разных регионах страны. Всего во второй, очный, тур, по словам Грозовской, прошли около двух тысяч магистрантов со всей страны.
Один из отборочных туров прошел в конце января на площадке Томского государственного университета (ТГУ). В нем приняли участие более 200 студентов из Томска, Новосибирска, Кемерова, Омска и Барнаула.
Долгая история
ТГУ не случайно стал площадкой для проведения отборочных туров – в 2015 году он занял третье место в рейтинге вузов, который составляет фонд.
Учитывались количество студентов очной магистратуры, число студентов-участников и победителей конкурсов фонда Потанина и их результаты, количество преподавателей-участников и победителей конкурсов фонда.
Также фонд оценивает общий уровень интеллекта и эрудиции студентов вузов, степень их восприимчивости к новому, активная жизненная позиция, желание развиваться – качества, по мнению фонда, свидетельствующие о высокой конкурентоспособности выпускников университета, а также уровень внимания к преподавательским кадрам в вузе.Кроме того, в 2014 году ТГУ стал победителем первой образовательной программы фонда "Целевые капиталы: стратегии роста" с проектом публичного сбора средств для Сибирского ботанического сада, благодаря которому удалось привлечь более 1 миллиона рублей от населения города, области, студентов и сотрудников ТГУ. Еще 4 миллиона рублей для Ботсада из личных средств пожертвовал Владимир Потанин.
В 2015 году ТГУ вновь участвовал в программе с проектом по развитию художественного и музыкального образования. В качестве приза университет получил возможность обучения сотрудника в московской школе управления "Сколково" по направлению развития целевых капиталов и 200 тысяч рублей на реализацию проекта.
Самое сложное – хвалить себя
По словам Грозовской, стипендиант-потанинец – это человек определенного типа. "Этот человек очень неуспокоенный, энергичный, открытый ко всему новому. Он готов помогать, он очень требователен к себе. Безусловно, этот человек – лидер", – подчеркнула она.
"Поучаствовать в потанинском конкурсе – это давняя мечта, но все как-то не удавалось. Я не краснодипломник, я не сдаю "красные" сессии. А вот Паша – у него все "красные", мне кажется. Он очень умный, просто скромничает", – рассказывает магистрант Томского политехнического университета (ТПУ) Виктория Садченко.
Павел Дедеев, также магистрант политеха, усмехается: "Сложно перечислить все, чем мы занимаемся: и наука, и учеба, и творчество… И на трубе дудец, и на гитаре игрец".Научный проект Дедеева – турбулентные присадки на трубопроводы. Эти приспособления позволяют снизить вибрацию насосных агрегатов, отвечающих за передвижения сырья внутри трубопроводов. Они помогают, во-первых, оптимизировать затрачиваемые на это ресурсы, а во-вторых, снизить вибрацию, которая негативно сказывается на здоровье сотрудников.
Проект Садченко связан с разработкой методики оценивания проектов.
"Сейчас очень многое в проектной деятельности внедряется и в жизнь политеха, но это все меряют разными линейками: например, могут оценить (работу студента) по тому, насколько научный проект, сколько времени вложил… Но адекватно оценить очень сложно – нет критериев. Работа гуманитарная, а первое образование у меня – оптотехника, свет и лазеры, физика света", – пояснила девушка.
По словам Дедеева, самым неожиданным из заданий второго тура было индивидуальное – участникам предложили проанализировать несколько больших блоков данных и вычленить главное.
Но самое сложное, на взгляд ребят, было пройти первой этап, предполагающий самопрезентацию.
"Самое трудное, наверное, хвалить себя и писать о себе объективно", – считает Дедеев.
"Но раз мы здесь – значит, все получилось!", – добавляет девушка.
Идей много
Главное в "потанинке", по словам участников отборочного тура, не столько повышенная стипендия, сколько "возможность сделать что-то значимое".
"В задании, связанном с решением кейсов (задач, в которых предлагается решить проблему, существующую на самом деле – Ред.) нам давались понятные проблемы: центр города, где появляются пробки в праздники. Я считаю, что у нас (в Томске) центр неправильно расположен – если бы он был где-нибудь за (улицей) Мокрушина и без переезда…", – рассказывает Садченко.
"Если подходить к проблемам глобально, то большинство – из-за образования. Дело даже не в том, что 50% дипломов липовые, не подтверждаются тестированием. Но то, что сейчас творится в школах – невероятно. И если бы у меня бы шанс реализовать соцпроект, я бы направил его на школы. Причем, именно в отдаленных районах. Я сам из Республики Алтай, я знаю, что там происходит", – говорит Дедеев.
"Идей очень много, хороших достойных продвижения пока нет", – подытоживает его однокурсница.
Что дальше
Победители второго отборочного тура становятся стипендиатами фонда.
В этом году число стипендий увеличено с 300 до 500 – значит, на каждую из них претендуют по четыре человека. Итоги будут подведены к 15 марта, после этого победители будут получать по 15 тысяч рублей ежемесячно до окончания магистратуры.
Кроме стипендии, фонд предоставляет возможность стать участниками школы, куда ребята попадают также в результате конкурса. В течение недели для них проходят семинары, мастер-классы, встречи с экспертами, что в будущем поможет участникам реализовать собственные социальные проекты.
Школа существует уже около 10 лет, за это время было реализовано более 100 проектов. Часть из них заканчивается после оговоренного при окончании школы срока, другие – например, красноярский музей занимательной науки – работают уже на протяжении нескольких лет.