ТОМСК, 25 апр – РИА Томск. За 120-летнюю историю Томского политехнического университета его студенты и профессора сделали тысячи изобретений. РИА Томск составил топ-12 самых громких разработок политехников.
Электропоезд на магнитной подушке – 1913 год.
Профессор Томского технологического института Борис Вейнберг предложил безвоздушный способ передвижения электропоезда с помощью магнитных и электрических сил – на магнитной подушке.
Первый в мире турбобур – 1922 год.
Автор этого изобретения – выпускник механического факультета Матвей Капелюшников.
Турбобур представляет собой гидравлический забойный двигатель для бурения скважин.
История турбинного бурения началась именно с разработки политехника. Предложенный способ бурения позволил вращать не все трубы в скважине, а только сам бурильный инструмент, что привело к колоссальной экономии энергии. Сегодня это основной способ бурения нефтяных и газовых скважин.
Первый сибирский самолет "Авиэтта"– 1927 год.
Впервые в истории отечественной авиации на самолете был установлен двигатель, самостоятельно сконструированный профессором Александром Квасниковым и студентами. Ранее на отечественных самолетах использовались двигатели иностранного производства.
Первый в СССР тракторный газогенератор – 1928 год.
Создал его студент Алексей Введенский. Газогенераторная установка позволяла автомобилям и тракторам работать на газе, получаемом из древесных чурок. Это изобретение сыграло огромную роль в годы Великой Отечественной войны, когда Сибирь оказалась отрезанной от нефтяных источников Кавказа, а местные месторождения газа еще не открыли.
Электроотбойный молоток для добычи угля – 1934 год.
Его создал научный сотрудник Константин Шмаргунов. Разработка политехника произвела революцию в угольной промышленности, перекрыв производительность пневматического молотка и одновременно уменьшив в десятки раз стоимость расходуемой энергии.
Первый советский легковой вездеход ГАЗ-61 – 1938-1939 годы.
Его спроектировал выпускник ТТИ Виктор Грачев, выдающийся советский конструктор автомобильной и бронетанковой техники.ГАЗ-61 – советские легкие автомобили повышенной проходимости с приводом на все колеса. Модификация ГАЗ-61-73 – первый в мире полноприводный легковой автомобиль с закрытым кузовом седан. Во время Великой Отечественной войны ГАЗ-61-73 активно использовался в качестве штабного автомобиля для высшего командного состава.
Первый отечественный сильноточный бетатрон – 1947 год.
Бетатроны – ускорители частиц, образующие вторичные рентгеновские лучи. Сегодня их используют в промышленности для контроля прочности сварки или литья, а также в досмотровых комплексах.
Электротанкетка-торпеда ЭТ-1-627 – 1941 год.
Разработка была сделана по инициативе выпускника ТТИ, изобретателя, военинженера третьего ранга Александра Казанцева.
Радиощуп – 1942 год.
Это аппарат по выявлению осколков металла в теле человека, созданный сотрудником Сибирского физико-технического института Борисом Кашкиным и лаборантом Томского индустриального института Павлом Одинцовым.
Первый в СССР серийный трехместный вертолет Ми-1 – 1951 год.
Летательный аппарат создан под руководством выпускника политеха Михаила Миля. Первоначально вертолет обозначался как ГМ-1 (Геликоптер Миля-1).
Главной задачей машины с самого начала стала подготовка пилотов-вертолетчиков. Ми-1 – первый учебный винтокрылый аппарат, поступивший в военные училища и аэроклубы ДОСААФ.Ми-1 эксплуатировался в военных и гражданских целях не только в нашей стране. Помимо стран Варшавского договора, он поставлялся в Австрию, Афганистан, Египет, Ирак, Индонезию, Китай, Кубу, Лесото, Монголию, Никарагуа, Северную Корею и Финляндию. Сферы применения были примерно теми же, что и у нас. Поляки использовали Ми-1 еще и для борьбы с минами в Балтийском море.
Томский наносекундный ускоритель – 1972 год.
Создан под руководством выпускника ТТИ Юрия Усова. Одной из первых задач, которую решали на этом ускорителе, было создание мощных СВЧ-генераторов с помощью сильноточных релятивистских электронных пучков (СРЭП).
Уникальная технология для мирного атома – 1990-е годы.
Выпускник ФТФ ТПИ (ТПУ) 1956 года Геннадий Хандорин разработал и внедрил промышленную технологию конверсии высокообогащенного урана из ядерного оружия в низкообогащенный для атомной энергетики.