ТОМСК - 8 мая, РИА Томск. Томский политехнический университет (ТПУ) - единственный гражданский вуз России, где готовят офицеров для работы со ствольными "зенитками". К юбилею политеха РИА Томск узнало, зачем нужны "штучные" специалисты, кто готовит будущих офицеров на "гражданке" и зачем военное образование инженерам престижных специальностей.
Уникальные специалисты
Военной кафедре ТПУ немногим меньше лет, чем самому вузу, который в эти дни отмечает 120-летие. Подразделение было создано в начале 1927 года. В разное время здесь готовили – саперов, пропагандистов, солдат для войск химзащиты, пехоты…
Сейчас ТПУ – один из пяти гражданских вузов страны, где обучают специалистов для сил противовоздушной обороны (ПВО) сухопутных войск. Вместе с дипломом ребята получают военный билет, где указана их армейская специальность, – а значит, после окончания вуза им не придется служить в армии.
"Конкурс традиционно высокий: в среднем за последние четыре года – порядка пяти человек на одно место. Бывает, заранее, до поступления в вуз еще, звонят в основном мамы абитуриентов: как можно к вам на кафедру попасть. Мы успокаиваем: есть сайт, там все написано, а набор идет не в начале учебного года", - рассказывает завкафедрой, полковник Василий Горев.
Традиционно на кафедре готовили офицеров запаса. В этом году состоится первый выпуск солдат и сержантов – на кафедру буквально на днях пришли документы, регламентирующие их аттестацию. "Экзамены" выпускники будут сдавать летом, во время полевых сборов под Юргой – там же, где традиционно завершают обучение и офицеры.Офицеры - выпускники кафедры подготовлены как командиры взводов переносных ракетно-зенитных комплексов (ПЗРК), установок ствольной зенитной артиллерии и самоходных установок с радиоприборным комплексом ЗСУ-23-4 "Шилка". Будущие сержанты обучаются в ТПУ на командиров отделений ПЗРК, рядовые – на стрелков-зенитчиков. И если "ракетных" зенитчиков готовят и в других городах, то специалистов для ствольных зенитных орудий – только в Томске.
В настоящее время на вооружении подразделений ПВО сухопутных войск находится девять типов зенитных ракетных и зенитных артиллерийских комплексов. Несмотря на то, что ствольные орудия как тип артиллерии появились десятки лет назад и их близкие "родственники" участвовали в Великой Отечественной войне, они до сих пор востребованы: главная задача этих орудий - "бить по тем, кто летит низко и медленно – бомбить нашу пехоту на передовой".
"Одна ракета для ПЗРК плюс ее обслуживание стоят порядка 300 тысяч рублей. А один выстрел из ствольного орудия обходится в пять рублей. Опять же, есть разные типы наведения: по тепловому излучению, а также командное. Например, "беспилотники" не оставляют теплового следа, но если с четырех стволов по такой цели выстрелить – ничего от нее не останется, тепловая она-нетепловая", - добавил Горев.
Строгий отбор
Полковник отмечает, что поступить на кафедру не так просто. В первую очередь, из желающих учиться на "военке" половина не подходит по здоровью: требования к поступающим на кафедру строже, чем к солдатам-срочникам. Это связано с тем, что вложения в каждого обучающегося - значительные, и предполагается, что он будет готов к военной службе хотя бы до 50-60 лет.
"Я не первый год работаю, могу сравнивать. Если несколько лет назад в основном в приписных свидетельствах о постановке на воинский учёт стояло "здоров", то сейчас – "годен с ограничениями". С ограничениями – это когда не совсем здоров, но для каких-то войск подходит. У нас же разные войска – водителю надо хорошее зрение, а вот связист, условно говоря, может и в очках морзянку принимать", - отметил Горев.
Одним из способов решения проблемы он видит развитие массового спорта, в том числе возвращение к сдаче норм ГТО.
"Для обучения студентов на кафедре существуют квалификационные требования, которым должен соответствовать выпускник кафедры: что должны знать, что уметь, какие иметь навыки. Но чем сильны выпускники военной кафедры ТПУ – своей инженерной подготовкой, что позволяет легко освоить любые типы комплексов.
Бывает, готовим специалиста, он приезжает служить по контракту, а должность именно его - занята. И человек быстро осваивает новую технику, потому что получил хорошее базовое инженерное образование в университете", - добавил завкафедрой.
И зенитчик, и робототехник
С середины второго курса студенты ТПУ начинают учиться на военной кафедре, обучаются методом "военного дня", то есть один день каждую неделю посвящают обучению военной специальности. Распорядок дня строгий: утром дается пара на самоподготовку, потом – три пары занятий по воинской специальности, один час – на тренировки по строевой, специальной или технической подготовке.
Четверокурсник Артем Веревкин – отличник, будущий лейтенант-командир взвода ПЗРК. Если Артем окажется в армии после выпуска, у него в подчинении будут три отделения по три стрелка с ПЗРК в каждом. Задача таких взводов – прикрывать определенное подразделение, например, мотострелковую роту на оборонительных позициях.
Продолжать учебу в магистратуре молодой человек не хочет. А вот попробовать себя на военном поприще – совсем не против. Только не в качестве зенитчика-контрактника, а в качестве робототехника.
"Если смогу попасть в какое-нибудь подразделение, которое занимается именно новыми робототехническими комплексами, – это мне очень интересно. А если получится еще и дипломный свой проект реализовать в жизнь, это будет идеально: я разрабатывал модуль направленной связи – эта штука предназначена для создания канала связи, которую нельзя подавить и нельзя перехватить", - рассказал Веревкин.
Главное – опыт
Преподавательский состав для кафедры подбирается специалистами министерства обороны, которые являются основными заказчиками на обучение студентов. Горев поясняет: все преподаватели должны быть действующими офицерами или в запасе. При рассмотрении кандидатуры учитывается опыт службы потенциального преподавателя и его педагогической деятельности.
"Человек, который не был в войсках, чему он может научить?! Технике? Может научить обращаться с техникой. <…> А специальную подготовку, в которую входит стрельба та же, как он может ей обучать?" - добавил Горев.
Валентин Борисов, возглавлявший кафедру до Горева, а сейчас являющийся его заместителем, родом из Белоруссии, получил военное образование в Минске – и попал в Сибирь, в Забайкальский край. В 1982-1984 годах он был направлен в Сирию в качестве специалиста-советника по зенитно-ракетной артиллерии.
"Это было в долине Бекаа – не совсем Сирия, в Ливане, но там был контингент военных сирийских сил. Мы занимались подготовкой расчетов, обслуживанием техники. Все зенитно-ракетные комплексы прикрывались зенитной артиллерией, для этого использовалась батарея ЗУ-23-2 ", - вспоминает Борисов.
Советские консультанты жили в Дамаске, в "гражданских" квартирах.
"Спокойно по улицам ходили. Арабский пытались учить – иначе как в магазин сходить или общаться? Но ночью, днем – неважно, а возникает неисправность - сразу выезжали устранять. Войну видели, под бомбежки попадали. Идет грузовик, начинают бомбить – все от грузовика в разные стороны, а спрятаться некуда – горная местность. Не страх, не желание выжить – звериное какое-то чувство", - рассказывает полковник.
После возвращения из Сирии Борисов служил в сибирских частях. В 1990-х годах, после расформирования части в населенном пункте Нелюбино, которая "закрывала" Сибирский химический комбинат (предприятие Росатома под Томском), он оказался перед выбором: оставаться в армии или попробовать себя в чем-то другом.
"Приняли в политех. Недавно кандидатскую защитил – кандидат физико-математических наук по теме, связанной с ПВО. Опыт, который есть, должен передаваться. Рассказываю, к чему может привести равнодушие или неправильная оценка обстановки. Даже в жизни – информации получаем много, а надо анализировать. Когда есть у человека убеждения, стержень – с ним приятно и разговаривать, и работать", - отметил Борисов.
По его словам, и решение идти в армию – тоже решение каждого конкретного военного.
"Ребята, которые заканчивают военную кафедру, могут добровольно пойти в армию по контракту. И они идут – за последние года три порядка 50 человек изъявили желание. Значит, есть у них что-то, ради чего служить – и не только в ипотеке, которую государство оплачивает, там и внутри же что-то быть должно", - считает он.