ТОМСК, 14 окт – РИА Томск. Картины с пейзажами горной Ингушетии и зарисовки вековых томских зданий стоят по соседству на странице в Instagram 26-летней художницы Заремы Базиевой. Уроженка Томска, ингушка по национальности, она получила художественное образование в родном городе, где и работает. За вдохновением Зарема ездит в Ингушетию – прикоснуться к родовой башне, вдохнуть чистейшего горного воздуха.
В интервью РИА Томск художница рассказала, чем наполняют ее жизнь два родных края, о национальных традициях и семейных реликвиях.
Главное измерение
"Мой дед, мамин папа, родился в 1888 году. Это год основания Томского госуниверситета (ТГУ)", – рассказывает Зарема.
У нее все так – любое событие, будь то значимая для тысяч людей дата или долгожданное достижение, рассматривается через историю семьи. Причем генеалогию своего рода Зарема хорошо знает: в семье есть генеалогическое древо, собранное по крупицам, в котором прописаны родственные связи вплоть до 21 колена.
"Дедушка был долгожителем, прожил 114 лет, а его папа – 135 лет. У мамы есть запись старого черно-белого грузинского фильма, в его финальных кадрах снялся дедушка. Он стоит и смотрит вдаль – в горы. Я хочу написать его портрет", – говорит художница.
Зарема рассказывает, что у каждого сильного ингушского рода – тейпа – есть своя родовая башня в горах.
"Моя мама из тейпа Патиевых. В нашей башне сейчас ведутся реставрационные работы, она считается архитектурным памятником и охраняется государством. Высокая башня, больше 30 метров в высоту. У ее подножия нашли останки моего предка. Раньше в башне жил весь тейп, вход находился на высоте двух метров, люди поднимались по лестнице", – говорит девушка.
"В самом центре башни находился очаг. Огонь никогда не гас. Когда девушки выходили замуж, им давали с собой горящую лучину – передавали частицу семейного очага", – продолжает ингушка.
Родовую башню своего тейпа Зарема изобразила в дипломной работе: горный пейзаж, высокая каменная башня, и она, художница, в национальном ингушском костюме. Этим автопортретом девушка подвела итог своего обучения в Институте культуры ТГУ.
"Мам, пап, я не буду врачом"
"Сколько себя помню, всегда рисовала, с самого раннего детства. А еще с ранних лет любила проводить время у мамы на работе – в больнице. Мама работала хирургом и преподавала в Сибирском государственном медуниверситете. Так что для меня белые халаты и запах больницы были родными. Кем стать – выбор был очевиден", – вспоминает Зарема.
"В 10 классе подруга из художественной школы сводила меня на экскурсию в Институт культуры ТГУ, куда она поступила. Я была под очень сильным впечатлением. Пришла вечером домой: "Мам, пап, я не буду врачом, я буду художником". Родители сказали так: "Если ты уверена, мы не будем тебя отговаривать". Не в каждой семье такое услышишь, причем не только ингушской", – говорит она.
И добавляет: "У нас атмосфера такая: дружелюбная, ненавязчивая, ни к чему не принуждающая. Родители своей жизнью показывают, как вести себя нужно".
Зарема рассказывает, что в принципе могла выбрать любую профессию – национальные традиции не ставят жестких рамок.
"Современные ингушки имеют свой бизнес, поднимают семьи, осваивают, казалось бы, неженские профессии. В Instagram, например, есть страничка ингушки, которая профессионально занимается боксом. Женщинам не мешают развиваться, пойти на работу, соблюдая традиции, естественно", – делится художница.
Хранительницы
"Я не танцую и не пою. Вопреки обывательскому мнению, не в каждой ингушской семье это принято. Но мы все хорошо освоили традиционную кухню. Я узнала ее секреты от мамы, мама – от бабушки. Это передается из поколения в поколение", – говорит девушка.
Одна из картин художницы изображает ингушский праздничный стол.
"Это ингушские лепешки – чапильгаш, очень тонкое тесто на кефире с различными начинками. В миске с узорами – бульон на мясе, в который добавляют картофельное пюре. Получается нежный супчик. А это блюдо – как русские клецки. Варим кусочки теста, потом обмакиваем в супчик, и едим. А какая у нас вкусная халва! Готовится из теста: мука, сахар, сливочное масло, добавляются изюм и орехи", – рассказывает Зарема.
Кухня и семейные трапезы – здесь национальных традиций больше всего, считает она: "Когда наша семья собирается за столом, взрослые и молодежь рассаживаются традиционно. Молодые – у дверей, старшие – ближе к центру комнаты. Это вообще с древнейших времен идет, когда главного человека в доме садили подальше от двери, чтобы его могли защитить в случае нападения врага".
Встать, когда входят старшие, – неукоснительно соблюдаемый обычай. "Моя сестра всего на пять лет старше, но я встаю каждый раз, когда она входит в комнату. Так показываю, что уважаю ее. Также младший должен следить за порядком в помещении, ухаживать за старшими, чай, например, налить. Не могу сказать, мол, папа, сделай это сам. Это моя обязанность. Но на праздниках и свадьбах мужчин обслуживают только парни", – говорит девушка.
Сила традиций
Свадьбы ингушей проходят строго по национальным обычаям, объясняет Зарема. За невестой приезжают родственники жениха. Сам "молодой" на свадьбе не присутствует.
"Не удивляйтесь, но его действительно нет в течение всей свадьбы. А еще по нашим традициям теща с зятем никогда не должны видеться – ни до, ни после свадьбы. Этот обычай защищает семью от конфликтов. Невеста на свадьбе не разговаривает, тем самым показывает свою скромность", – рассказывает ингушка.
Когда невеста заходит в дом мужа, под ноги ей кладут веник с ковриком. Она должна его убрать. Это означает, что новая хозяйка будет следить за чистотой и ухоженностью дома.
Будущая свекровь дает невесте ложечку меда – чтобы отношения между ними были сладкие. С этого момента невеста называет свекровь мамой.
"Вообще, наши традиции, наши семьи – это большая сила. Прежде чем что-то сделать, ингуши всегда подумают, одобрят ли этот поступок его родные и земляки. Потому что в случае чего даже про твоего ребенка будут говорит: "Это сын того человека, который сделал то-то и то-то". Внешний ограничитель наравне с совестью – люди, сам народ", – считает Зарема.
Мечтать
После окончания вуза Зарема преподавала в Томске живопись, осваивала азы архитектуры и продолжала писать картины. Пастель, масло, уголь. Пейзажи, натюрморты, портреты. Различные техники и цифровая живопись с эффектом 3D, которая особенно популярна среди ее подписчиков в социальных сетях. К слову, большая часть подписчиков – из Ингушетии.
На портретах Заремы Базиевой – томичи и чеченцы, ингушки в национальных костюмах и герои из кинофильмов. "Задумала проект – написать серию портретов людей, чьи имена связаны с ингушской культурой, Кавказом. Обязательно среди них будет Лермонтов, который Кавказ любил", – делится молодая художница.
Из планов на будущее – построить свой дом в Ингушетии. Но перед этим – организовать персональную выставку и открыть художественную студию в Томске. "Мечтаю я много, – смеется Зарема. – Хочу нарисовать мультфильм. Такой же добрый и красивый, как советские мультики из нашего детства. О чем? О добре – по ингушской или сибирской сказке".