ТОМСК, 26 мар – РИА Томск, Вадим Белозерцев. Томские журналисты первыми посетили новый туристический маршрут "Золотое кольцо Томской области". О достопримечательностях маршрута – в материале РИА Томск.
Ранее сообщалось, что туристический маршрут выходного дня "Окно в Сибирь. Золотое кольцо Томской области" предполагает путешествие по Томску и восьми районам региона – Шегарскому, Кривошеинскому, Молчановскому, Колпашевскому, Каргасокскому, Парабельскому, Чаинскому и Томскому. Протяженность маршрута – около 1,3 тысячи километров.
По данным организаторов – регионального отделения "Русского географического общества", в путешествие по "Золотому кольцу Томской области" жители и гости региона смогут отправиться уже летом 2017 года.Святые образы и томские носороги
Начинается экскурсия по Томской области в 8.00. К этому времени в Лагерном саду нашу экспериментальную группу туристов уже ожидал микроавтобус Mercedes на 20 мест.
Первая остановка за пределами Томска – Шегарский краеведческий музей.
На входе туристов встречают представители фауны района, причем не только современной, но и доисторические обитатели здешних лесов и полей. В музее целая коллекция останков мамонтов, бизонов, носорогов и даже пещерных львов.
"До революции эта икона была так почитаема, что с ней ежегодно проводили крестный ход. Шли до Петропавловска – до нынешнего Казахстана. <…> Она носит имя Одигитрия, что означает "путеводительница", по сути, она является для вас божьим благословением на предстоящем пути", – рассказал журналистам настоятель местного храма, священник Алексей.
На прощание журналистов накормили вкусным и постным завтраком: картошкой с сыром и грибами, пирожками с ягодами и очень вкусными и сладкими конфетами из морковки.
Следующая значимая точка маршрута – Свято-Никольский женский монастырь в Могочино.
Есть в монастыре и свои гостиница на 120 мест, и школа, и трапезная, не уступающая по качеству блюд кафе. Впрочем, познакомиться с местной кухней с лета смогут все желающие – у экскурсантов здесь по плану обед.
По стопам Сталина
Второй день начался также в 8.00: организаторы вынуждены торопить туристов, так как много времени занимает дорога.
В этот день организаторы предлагают посетить село Нарым Парабельского района. Это поселение, прежде всего, известно как место ссылки: в Нарым ссылали и декабристов, и участников Польского восстания, но самым известным ссыльным был Иосиф Сталин. Благодаря этому обстоятельству в конце 1940-х годов в Нарыме был основан музей.
"В 1912 году с 22 июля по 1 сентября здесь проживал тогда еще неизвестный Иосиф Джугашвили. Его койко-место было возле печи – самое теплое место. Сундук еловый у кровати тоже его (Сталина)", – рассказал журналистам сотрудник Нарымского музея политической ссылки Павел Ковриков.
По его словам, бежать Сталину из ссылки помогли хозяева дома: Яков Алексеев вывез его на лодке-обласке 1 сентября 1912 года и уже через 12 дней Сталин уже был в Москве.
Ждут туристов и гастрономические открытия. Так, на обед томским журналистам в музее подавали царскую уху из трех видов рыбы.
Охотясь на медведя
На следующий день мы отправились в село Подгорное Чаинского района. Третий день путешествия дается тяжело – сказывается усталость от передвижения на автобусе. Однако прогулка по льду Оби дала затекшим ногам и спине необходимую нагрузку.
Подгороное – райцентр Чаинского района, главной достопримечательностью которого является гора Кулайка, давшая название кулайской археологической культуре (V век до н.э. – V век н.э.), известной своим бронзовым культовым литьем.
"Добро пожаловать в музей археологической культуры горы Кулайка. Мы сейчас познакомимся с этой культурой на экспозиции, но перед этим вам нужно пройти обряд очищения: вот вам кора березы с горы Кулайка, с ее помощью мы разожжем священный огонь. Этот огонь очистит вас от энергетики плохой ", – приветствовала гостей сотрудница музея Зинаида Решетникова.
Дальше – все как в приключенческой киноленте: легенды о небесном мире кулайских божеств, о мире мертвых, а также "обряд на удачу" – ритуал-молитва духу Лося, а после – поездка к самой Кулайке – "горе духов", как ее называют местные жители.
Уже на подъезде в горе мы услышали чарующий барабанный бой. На поляне у подножия Кулайки расположилась почти настоящая кулайская деревня – тут и шатер, обтянутый шкурами зверей, и мужчины в национальных костюмах, занятые приготовлением луков и стрел, и женщины, выделывающие шкуры и варящие похлебку из оленины – обед для туристов.
Охотники уходят и возвращаются со шкурой – зверь добыт. Теперь под бой барабанов в исступлении танцуют "кулайцы", чтобы медведь простил их за их преступление. Мы же стоим и смотрим, не закрывая рта. Чувствуется, что-то дикое и манящее в этих ритуальных танцах и обрядовой борьбе между мужчинами у шкуры зверя у древней "горы духов".