RIATOMSK.RU
ВСЕ НОВОСТИ
13:13 30 ноября 2017 г.

Сыр жив: как в Томске делают оригинальные итальянские сорта

© РИА Томск. Таисия Воронцова
© РИА Томск. Таисия Воронцова

ТОМСК, 30 ноя – РИА Томск, Елена Тайлашева. Томские сыровары вернулись из поездки в Австрию и Нидерланды, где перенимали опыт местных фермеров. Остался ли ручной труд у производителей с вековой историей, почему у сыра нет выходных и можно ли на миллион рублей открыть свой заводик – в материале РИА Томск.

По информации заместителя губернатора по агропромышленной политике и землепользованию Андрея Кнорра, в Томской области сыры делают около 15 компаний – это и гиганты, такие как "Деревенское молочко", с суточным объемом 700 килограммов, и мелкие производители, выпускающие по 20-30-50 килограммов в сутки.

Сыроварня с телефона

Директор компании "Сибирский Формаджио" Наталья Рачилина, посетившая Австрию и Нидерланды в составе томской делегации, – как раз из мелких производителей. Ее компания перерабатывает до 500 литров молока в сутки, выпуская около 50 килограммов сыра.

"Первое, что поразило меня в Австрии и Нидерландах, – это уровень автоматизации. Например, со стадом из 100 дойных коров управляется один человек. В России в этом формате работало бы минимум 30! С сыроварнями та же история. В Австрии мы были на ферме у Франца, его супруга управляет сыроварней с сотового телефона", – рассказывает Наталья.

По ее словам, когда она начала расспрашивать Франца про тонкости технологии (температурный режим, влажность) при производстве определенного сыра, он лишь улыбнулся: "Понятия не имею! Пойдемте к датчикам – сами посмотрите".

© РИА Томск. Таисия Воронцова
Рачилина говорит, что тяга к фермерскому делу у нее генетическая: "Папа полжизни возглавлял совхоз, у него были правительственные награды. Я всегда хотела иметь свой бизнес, и именно производственный: когда с нуля произвел продукт и уверен в его качестве. После 40 лет решила, что пора".

Капитальные затраты

"В Европе другой уровень капитализации этого бизнеса – капитал прирастает столетиями. Хозяйства, которые мы посещали, – это пятое-шестое поколение производителей. Они могут себе позволить крупные инвестиции. Допустим, автоматизированная сыроварня с суточной переработкой 1-2 тонны молока стоит 1 миллион евро. Сколько десятилетий мне нужно, чтобы такие инвестиции отработать?", – рассказывает Наталья.

Впрочем, отсутствие миллиона евро – вовсе не повод отказаться от сырного бизнеса.

"Меня часто спрашивают: а сколько надо денег, чтобы открыть свое производство? Я всегда отвечаю: возможности есть на любой бюджет. Если располагаете 1 миллионом рублей, можно найти отечественное оборудование, если двумя-тремя миллионами – уже можно рассматривать покупку импортного. Не полного цикла, конечно, но хотя бы самого основного – пастеризатора", – говорит она.

На производстве "Сибирского Формаджио" именно такая схема: основное оборудование, от которого зависит качество продукта, европейское, вспомогательное, например формирователи для сыра, отечественного производства.

"Но даже очень дорогое оборудование будет бесполезно, если не вложиться в главное – в технологию", – подчеркивает Рачилина.

© РИА Томск. Таисия Воронцова
В компании "Сибирский Формаджио"

Как в Италии

Решив год назад заняться сырами, она для начала съездила на серию мастер-классов в Москву. Весной продолжила обучение в Италии – в стране со старейшими традициями сыроварения. Причем, выбрала сыроварни с высокой – до 80% – долей ручного труда. Позже в Италии учился и технолог "Сибирского Формаджио".

"Прежде чем автоматизировать производство, как в Австрии или Нидерландах, ты должен научиться интуитивно чувствовать продукт, как это умеют в Италии. При этом нужно жестко соблюдать технологию, не отступая от рецепта ни на йоту. Иначе получится просто домашний сыр. Поэтому если мы делаем рикотту или качотту, то это именно итальянские рикотта и качотта", – объясняет Рачилина.

Из 19 сыров, производимых ее компанией, лишь два вида делаются по самостоятельно разработанной рецептуре. Все остальное – классические мягкие и полутвердые итальянские сорта.

© РИА Томск. Таисия Воронцова
Коровье молоко для производства сыра каждый день привозят из частного хозяйства Кожевниковского района. Козье – с фермы в поселке Мирный.

Премиум-класс

Каналы распространения продукта Рачилина интуитивно выбрала такие же, какие выбирают в Европе.

"Нам бессмысленно встать на полку рядом с промышленным продуктом и пытаться в десяти рублях выиграть. Промышленность берет за счет объемов, а мы в этом ресурсе ограничены, мы делаем небольшие партии. Зато можем выиграть за счет качества, эксклюзивности. А это – прямые продажи. В Европе фермерский продукт продается либо в магазине рядом с фермой, либо в сети фирменных магазинов", – поясняет собеседница.

Первый сыр она сделала в июле 2017 года и для начала наладила отношения с томскими рестораторами. Лишь после того, как те сказали: "Продукт хорош, будем с вами работать!", решилась открыть фирменную точку в крупном торговом центре. В ближайшем будущем, скорее всего, появится вторая.

На томичку уже выходят бизнесмены из Красноярска, Барнаула. Тоже хотят продавать ее продукт, но мощностей пока и на Томск едва хватает: спрос оказался высоким.

Следующий этап развития – расширение ассортимента.

"Мы заняли нишу премиальных сыров, а значит, должны предоставить клиенту весь спектр вкусов и фактур, которым он привык наслаждаться. В ассортименте должны быть и твердые сыры, и с плесенью. С плесенью мы работаем: делаем сыр томини (эту рецептуру привезли из региона Пьемонт в Италии) и валансе – французская технология. Твердые сорта пока замещаем импортом из Швейцарии, Бразилии, Аргентины (что не попадает под эмбарго)", – говорит Рачилина.

© РИА Томск. Таисия Воронцова
Производство сыра в компании "Сибирский Формаджио"
Проблема производства твердых сыров – в их высокой себестоимости. Одна сторона вопроса – дорогое оборудование, другая – долгий срок производства: сыры должны созревать полгода и более, в отличие от полутвердых, которые созревают три месяца. А это большие трудозатраты.

"Сыр – это живой продукт. С момента рождения он все время меняется внутри, постоянно живет. За сыром нужно ухаживать каждый день – переворачивать, протирать. У него не бывает выходных. Плюс, это хранение в камерах, которые потребляют электроэнергию. Хорошо в Европе: сыр держат в камерах всего месяц, а затем перемещают в подвалы или в альпийские пещеры. Сама природа дала им возможность экономить",– говорит Рачилина.

© РИА Томск. Таисия Воронцова
В компании "Сибирский Формаджио"
Собственные твердые сыры она планирует попробовать делать в следующем году.

Сотни килограммов сыра

© РИА Томск. Павел Стефанский
Заместитель губернатора по агропромышленной политике и природопользованию Андрей Кнорр
"Мы три года проводили в районах (Томской области) семинары, мастер-классы, конкурсы. И результат есть: сегодня уже 15 предпринимателей делают ремесленные сыры, многие начали этим заниматься в последние год-два. И спрос растет – это видно на примере крупного бизнеса", – рассказал РИА Томск замгубернатора Кнорр.

По его словам, компания "Деревенское молочко" начинала с 400 килограммов сыров в сутки, сейчас производит 700 килограммов, "Томское молоко" в 2017 году выпустило 17 тонн мягких сыров.

"Так что понятие "импортозамещение" в отношении сыров уже пора перестать употреблять: весь потенциал, какой был, мы уже выжали. Сейчас надо говорить о новой технологической революции, которая должна произойти и которую мы должны возглавить", – считает Кнорр.




Поделиться в WhatsApp
Тайлашева Елена Владимировна
ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ
АКТУАЛЬНО
Ледоход на Оби в Томской области за сутки прошел 20 км
11:05 30 апреля 2024
Маленькая Вика с синдромом "кошачьего крика" просит томичей о помощи
10:27 30 апреля 2024
Четверо томичей оштрафовано за самовыгул собак за 3мес действия закона
18:36 29 апреля 2024
ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
Томские врачи за 2 года поставили вакцину от папилломы 1799 девочкам
13:40 30 апреля 2024
Северные сияния и ATLAS: астрономические явления 2024г в Томске
12:05 30 апреля 2024
Ледоход на Оби в Томской области за сутки прошел 20 км
11:05 30 апреля 2024