ТОМСК, 31 авг – РИА Томск. Полторы тысячи первокурсников Томского политеха (ТПУ) 1 сентября начнут обучение в Школе базовой инженерной подготовки – именно эта структура будет отвечать за организацию первых двух лет учебы независимо от выбранного направления. Какие лекции уйдут в онлайн, как философия предотвратит катастрофы и сколько физики будет у будущих предпринимателей – в нашем материале.
Ранее сообщалось, что осенью 2017 года в ТПУ началась реструктуризация: кафедры ликвидированы, вместо научно-образовательных институтов созданы шесть инженерных школ, Школа базовой инженерной подготовки, Школа инженерного предпринимательства и две исследовательские школы. Теперь подготовкой кадров для промышленных предприятий занимаются инженерные школы, подготовкой ученых – исследовательские.
Школа базовой инженерной подготовки – крупнейшее структурное подразделение вуза. Она объединила семь отделений: математики и информатики, естественных наук, социально-гуманитарных наук, иностранных языков, русского как иностранного, общетехнических дисциплин, физической культуры. Ранее эти отделения находились в разном подчинении, но все вместе обеспечивали подготовку студентов ТПУ на первых двух курсах.
Вызов для вузов
Современный мир меняется очень быстро, а вместе с ним – и рынок труда. Согласно анализу, проведенному Агентством стратегических инициатив (АСИ), в ближайшем будущем исчезнут 57 профессий и появятся 186 новых.
"К чему готовить студентов в условиях постоянно меняющегося будущего? Сегодня это вызов для всех вузов", – говорит директор Школы базовой инженерной подготовки, кандидат физических наук Денис Чайковский.
Кроме того, представители поколения Z (родившиеся на рубеже тысячелетий) уже не связывают свое будущее только с той специальностью, которую они получили за 4-6 лет обучения в вузе. Они готовы многократно менять профессию в течение всей жизни.
"Конкуренцию выиграет тот, кто овладел не только навыками категории hard skills, но и надпрофессиональными – soft skills. В условиях всеобщей междисциплинарности мышление будущего инженера должно отличаться системностью, критичностью, гибкостью и открытостью. Для этого необходимо развить у студента широкий кругозор, сформировать профессиональную и общекультурную эрудицию", – считает Чайковский.
И так формулирует ключевую задачу школы: подготовка широкообразованного человека будущего, способного максимально быстро ориентироваться в большом массиве информации, готового к использованию новых, разработке еще несуществующих технологий и ориентированного на социальную ответственность за них перед обществом.
Проектная работа
Флагманский курс программы Школы базовой инженерной подготовки – введение в инженерную деятельность. Основная задача – через раскрытие специфики инженерного труда сформировать у студента правильную мотивацию к обучению, обеспечить его профориентацию."Он должен знать стратегические приоритеты научно-технического развития страны, видеть в них возможные траектории своей карьеры, понять, какие компетенции ему для этого потребуются... Вся логика трансформации образования в ТПУ предполагает, что студент может поменять после окончания базовой программы свою образовательную траекторию", – подчеркивает Чайковский.
В качестве ключевого процесса образования заложена проектная деятельность. В рамках базовой подготовки студенты должны будут выполнить три проекта. Первый – малый проект, где формируются общие компетенции проектной деятельности.
"Студенты должны понять, как ставится проблема, как она декомпозируется на задачи, как в целом реализуется проект", – поясняет Чайковский.
Следующие два проекта будут реализовываться совместно с инженерными школами и "работать" конкретно на будущую профессиональную деятельность. В них студенты уже продемонстрируют глубокое знание базовых предметов и решат конкретные инженерные задачи.
"Широкий набор факультативов позволит нашему выпускнику получить дополнительные компетенции в совершенно другой сфере профессиональной деятельности (например, в области цифровой экономики, финансово-экономической деятельности)", – говорит собеседник агентства.
Кстати, в планах – отказ от промежуточных испытаний в формате традиционных сессий. Акцент будет смещен на оценку качества усвоения материала в течение семестра и независимое тестирование по его итогам. По окончанию четвертого семестра каждый студент должен будет пройти итоговую аттестацию – комплексный экзамен, включающий вопросы по важнейшим элементам программы.
Фундаментальная подготовка
Фундаментальная подготовка сконцентрируется на естественнонаучных и математических дисциплинах. Независимо от того, на какое направление студенты поступили – хоть на электроэнергетику, хоть на предпринимательство – они будут усиленно изучать математику, физику и химию.
Будет такая дисциплина как предприимчивость – предтеча трека по предпринимательству. Отдельными блоками – социально-гуманитарная и общетехническая подготовка (графика, механика, безопасность жизнедеятельности)."Еще один инструментарий программы базовой инженерной подготовки – цифровая практика. Она позволит получить практический опыт работы, с одной стороны, с узкоспециальным программным обеспечением, с другой – освоить программные продукты, связанные с тотальной цифровизацией", – говорит Чайковский.
И добавляет, что "умение оперировать информацией, анализировать ее, делать выводы и принимать на основе этого взвешенные профессиональные решения, понимая их последствия, – все это связано с умением мыслить в информационном обществе, обществе будущего".
Для каждой дисциплины существует свой электронный эквивалент. Онлайн-курсы предполагаются как дополнительное средство и позволят в ограниченный объем учебного времени дать максимум информации. Например, физика и химия в основном будут изучаться в классическом варианте – в аудиториях, но в поддержку им преподаватели разработали интересные виртуальные курсы.
Студент сознательный
Отдельно стоит сказать о системе гуманитарной подготовки. "Зачем нам эта философия?" – вечный вопрос начинающих инженеров… По словам Чайковского, чтобы таких дискуссий даже не возникало, гуманитарные предметы адаптировали под потребности конкретных инженерных направлений. Он приводит в пример эксперимент с преподаванием философии для энергетиков:
"В прошлом году мы попробовали сделать так, чтобы постановка философских проблем происходила в разрезе их профессиональной деятельности. Например, есть философская проблематика – роль личности. Мы ее подали с точки зрения ответственности за те решения, которые специалист принимает на своем рабочем месте. Ведь в основе многих техногенных катастроф лежал человеческий фактор. Все мы помним Чернобыль…".
По его словам, в итоге студенты стали более осмысленно подходить к гуманитарным дисциплинам, воспринимая их как прикладной момент их деятельности.
"Хорошо зная математику и физику, понимая профессиональную проблематику, имея творческие задатки, которые формируются в результате проектной деятельности, умея коммуницировать и работать в команде, студент заведомо будет более успешен и сможет легко менять свою профессиональную траекторию", – подытожил Чайковский.