ТОМСК, 16 сен – РИА Томск, Ольга Трепова. Вместо книги – соцсети, вместо пряток – игра в Minecraft. Как виртуальный мир отражается на детской психике, стоит ли волноваться, если ребенок проводит за компьютером несколько часов в день и какие дети входят в группу риска, рассказала РИА Томск клинический психолог Томской областной психиатрической больницы Наталья Щелина.
Иллюзорный мир
"Интернет активно вошел в нашу жизнь. Несмотря на несомненные плюсы данного процесса, связанные со множеством информационных ресурсов, наблюдаются и негативные тенденции", – говорит психолог.
Она поясняет: "У нас были случаи, когда приходит мама в больницу и сообщает, что не может привести сына на прием, так как он не в силах отвлечься от компьютера. Или другой пример: семья едет в отпуск, но ребенок всего два раза купался в море, а в остальное время сидел в номере и играл. Наверное, так не должно быть".
"Дети, особенно дошкольники, очень эмоциональны. И часто эмоции, которые ребенок должен испытывать в реальной жизни, он получает в игре. Например, радость от победы или перехода на новый уровень. Хотя очевидно, что радость можно получить от прогулки, путешествия или общения с друзьями", – считает психолог.
Щелина отмечает, что все начинается с безобидного на первый взгляд развлечения – поиграть и отдохнуть. Просто развлечение плавно и незаметно превращается в зависимость. Ребенку становится трудно отвлечься от игры, и родители справиться с этим не могут. Все попытки пресечь затянувшееся пребывание за компьютером вызывают у ребенка всплеск негативных эмоций, вспышки агрессии.
"Наибольшую тревогу вызывают онлайн-игры, которые не имеют конца, YouTube-каналы, общение в различных группах, в том числе и деструктивных. Был период, примерно год назад, когда детям предлагались различные группы, побуждающие к тому, чтобы свести счеты с жизнью. В настоящее время они запрещены, но, к сожалению, могут появиться новые им подобные", – пояснила специалист.
Слушать или читать блогеров – тоже только на первый взгляд безопасное занятие. Одним из недавних пациентов психолога был подросток, подписанный на канал блогера, который обесценивал традиционные ценности, такие как работа, семья и учеба.
"Блогер создавал иллюзорный мир, в котором не нужно учиться и работать, а подросткам очень трудно перед этим устоять. В результате такой "пропаганды" у ребенка начали возникать проблемы, связанные с мотивацией, – прежде всего в школе", – пояснила Щелина.
По ее словам, первым знаком, что что-то идет не так, может стать снижение успеваемости в школе, сужение круга интересов и общения.Кто подвержен
Психолог уточнила, что играют и имеют странички в соцсетях многие, но далеко не каждый становится зависимым от компьютера или гаджетов. Есть определенные личностные качества, которые предрасполагают к этому: азартность, высокая возбудимость нервной системы, слабость волевых процессов.
Кроме того, неуверенные в себе дети, со слабо развитыми коммуникативными навыками, заниженной самооценкой легко рискуют попасть в зависимость от социальных сетей.
"В реальности человек не может реализовать себя, научиться устанавливать контакты. В интернете создается иллюзорный мир, в котором он чувствует себя успешным, уверенным, повышается его самооценка", – уточнила специалист.
Что делать
Если подросток по 10 часов сидит за компьютером и не может его выключить (а такие примеры в практике врачей психиатрической больницы есть), нужно попытаться наладить диалог. Запрещать или отключать интернет – это не выход. Ребенок пойдет в интернет-кафе или отреагирует на запрет раздражением, протестом, например, перестанет ходить в школу или уйдет из дома.
"Важно найти замещение сети. Например, занятие, в котором ребенок может себя реализовать, самоутвердиться. Но это непросто. Он длительное время просиживал за компьютером: играл, общался, испытывал положительные эмоции, одним словом, ему было комфортно. Поэтому избавить ребенка от зависимости – это колоссальная работа родителей, педагогов, врачей и психологов", – считает собеседница агентства.
Как не допустить
Специалист рекомендует для профилактики компьютерной зависимости по возможности отсрочить знакомство ребенка с интернетом и онлайн-играми. Например, купить ребенку телефон только для общения, без выхода в интернет. Чем позднее телефон будет подключен к интернету, тем лучше: интернет отвлекает от учебы и мешает сосредоточиться.Щелина советует структурировать день и определить время для домашних обязанностей, учебы, прогулок, посещения различных секций. Время проведения за компьютером должно быть ограничено.
"Родители сами не должны демонстрировать зависимое поведение. Бывает, что школьника приводят на прием и начинаются споры, кто сидит в соцсетях больше – ребенок или мама", – говорит собеседница агентства.
Она добавляет, что, когда ученик делает домашнюю работу, у него не должно быть доступа в интернет (за исключением подготовки докладов и презентаций), нельзя разрешать есть перед монитором, брать с собой сотовый с подключенным интернетом в спальню.
"Смартфон – это большая проблема. Когда подросток ложится спать, он часто включает его и в результате засыпает в три часа ночи, а утром его невозможно поднять в школу. Поэтому в семье должно быть правило – в спальне никаких телефонов, причем это касается и родителей", – заметила специалист.
И самая главная рекомендация – установить доверительные отношения с ребенком. Если доверие не утрачено, то сына или дочь всегда можно убедить, что реальный мир намного интереснее виртуального.