ТОМСК, 24 июл – РИА Томск, Елена Тайлашева. Магистратура в междисциплинарной области Art&Science, открывшаяся в Томском госуниверситете (ТГУ) год назад, стала одной из трех не столичных программ в России, на которых пытаются осмыслить через искусство новый технологический мир. Как коммуницировать с растениями, какие проблемы решат "мусорные" дома и кто такой "артсайнтист" – в материале РИА Томск.
Отчет в виде выставки
Горшок с цветком, к листьям которого подведены провода.
Мусорная корзина, подключенная к 3D-принтеру.
Графоманские стихи, выведенные на большой экран.
Работы, представленные на выставке "(Не)Обязательное потребление" в галерее "В Главном" (главный корпусе ТГУ), на первый взгляд выглядят необычно и даже странно. Современное искусство без объяснений вообще не очень понятно массовому зрителю, но объяснение получив, зритель присмотрится к экспозиции повнимательнее. Ведь, например, стихи, похожие на творчество начинающего графомана, сгенерировала нейросеть…
"Эта выставка – критическое высказывание об обществе потребления с точки зрения дизайна, науки и современного искусства. В ее основу легли работы магистрантов программы "Art&Science: Искусство. Дизайн. Технологии", которые таким образом отчитались за первый год обучения", – рассказывает руководитель программы, доктор философских наук, профессор Института искусств и культуры (ИИК) ТГУ Дмитрий Галкин.
Программа была открыта год назад на базе кафедры дизайна ИИК ТГУ, сейчас она реализуется совместно с САЕ-4.
Концептуальные решения
Официально магистранты обучаются по направлению "Дизайн", но Галкин подчеркивает: это не тот случай, когда освоили два инструмента и пошли работать. Это междисциплинарная программа, на которой из утилитарной сферы дизайна студенты переходят в креативную сферу искусства и исследовательскую сферу науки. На программе есть такие предметы, как практический синтез искусств и 3D-прототипирование, режиссура и цифровое проектирование.
"Например, для выставки "(Не)Обязательное потребление" наш магистрант Митя Главанаков попытался создать интерфейс для общения с растениями. Получилась такая инсталляция, в которой электрические импульсы от цветка обрабатываются с помощью компьютерной программы и воспроизводятся в виде текста-глитча. Текст взят из научной статьи, посвященной электрохимии и коммуникациям растений", – рассказывает Дмитрий Галкин.
"Дизайнеры и художники пытаются проектировать будущее и будущие формы, где решены какие-то актуальные проблемы. Это бывает сознательно оторвано от реальности сегодня, но может стать реальностью завтра", – добавляет он.
Например, одна из таких проблем – утилизация мусора. Анна Сербинова придумала для отчетной выставки концептуальную домашнюю мусорку, которая перерабатывает отходы в сырье для 3D принтера, и домохозяйки тут же могут напечатать на нем что угодно – тарелку, погремушку и так далее. Еще девушка предлагает использовать утилизированный пластик как строительный материал для домов, то есть в промышленных масштабах.
Передовая география
Практически половина преподавателей магистратуры – приглашенные. Есть настоящие звезды в своих областях. Так, Антонио Джеуза – известный куратор, который занимается видеоартом и медиаискусством. Дмитрий Булатов – главный специалист по Art&Science в России. Антонио Вильчес-Ногерол – человек с колоссальным опытом проектирования экспозиций и выставок.
"В первом семестре мы помогали магистрантам разобраться со своими амбициями и интересами, чтобы во втором они сфокусированно занимались выбранной темой. Кто-то пошел в дизайн, кто-то захотел реализовывать себя как художник, кто-то решил стать куратором выставочных проектов", – рассказывает Дмитрий Галкин.
Например, куратор – относительно новая, но, по его словам, перспективная профессия:
"Это профессионалы, которые способны культуру и искусство исследовать и превращать в высказывание – в виде выставки, книги, каталога"Такого рода интеллектуалы все больше востребованы – арт-рынок быстро растет. Кирилл Яндулов, который выбрал эту специализацию, только за первый семестр сделал три выставки в Томске (в том числе выставку современного искусства на "Сибкабеле"), в следующем году делает совместную выставку с коллегами в Москве, где будет основным куратором".
Не столичное образование в этой сфере – тенденция, в которую Томск успешно вписался, отмечает Галкин:
"Мы в ТГУ заслуженно оказались среди пионеров.Есть еще две магистратуры в этой области – одна в питерском ИТМО, другая – на Дальнем Востоке, в ДВФУ. В Петербурге она также называется Art&Science, мы открылись одновременно, я помогал ее готовить. Во Владивостоке – "Цифровое искусство". Сейчас мы пытаемся понять, как сделать совместную сетевую программу, чтобы студенты могли брать курсы и в Томске, и в Питере, и во Владике.
Кроме того, у нас есть отличный европейский партнер – Дунайский университет в Австрии и их магистратура "История медиа-искусства", с которым готовим обменную программу. Все вместе мы выстраиваем модель, которая объективно говорит, что уровень провинциальных вузов уже давно не провинциальный, у нас свой образовательный рынок, в том числе международный".