ТОМСК, 1 июн – РИА Томск. Дети, оставшиеся без родителей и нуждающиеся в поддержке и помощи, попадают в специальные центры. Раньше они назывались детскими домами, но в 2016 году таблички сменились, а вместе с ними другими стали формат, цели и задачи учреждений. Как в Томской области сейчас помогают детям, оставшимся без попечения родителей, – в материале РИА Томск.
В понедельник, 1 июня, отмечается Международный день защиты детей, призванный напомнить взрослым о том, что права ребенка важно помнить и учитывать.
Цель – семья и социальная адаптация
Как рассказала РИА Томск директор Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Асиновского района Ольга Пичуева, работа с детьми стала более разносторонней и ориентирована не только на ребенка, но и на семью, семейное окружение.
"Мы прикладываем максимум усилий, чтобы помочь ребенка устроить в замещающую (опекунскую) семью. Если не удается найти семью по каким-то причинам, то мы должны выпустить из учреждения человека, который готов к жизни в обществе, то есть он должен быть социализирован", – сказала она.
Она отметила, что ребенок, попадая в центр, может еще вернуться в кровную (родную) семью, если родители "взялись за ум" и готовы обеспечивать благополучие детей. Например, в 2019 году таких случаев в Асиновском центре было три. Однако, если ребенок не возвращается к родным родителям, его подготавливают к жизни в новой семье.
Для содействия семейному устройству детей при центре работает школа приемных родителей: "В нее приходят кандидаты в опекуны, усыновители. У них либо уже на воспитании есть ребенок и дополнительно нужно получить "повышение квалификации", дополнительные знания, либо это те люди, которые только планируют стать приемными родителями, принять в семью деток, не обязательно из нашего учреждения", – сказала Пичуева.
Когда ребенок попадает к приемным родителям, специалисты службы сопровождения замещающих семей продолжают работу: консультируют по всем возникающим вопросам, помогают в организации медицинской и другой помощи и так далее – словом, не оставляют родителей и детей наедине с их проблемами.
По словам Пичуевой, в 2019 году в замещающие семьи из Асиновского центра удалось устроить 26 детей – почти половину: "Это очень хорошо, потому что у нас в основном братья и сестры, которых нужно всех вместе устроить в семью. Подобрать семью для нескольких братьев-сестер, когда трое-четверо ребятишек – это непростая задача".
Условия, приближенные к домашним
Как рассказала собеседница агентства, важно понимать, что дети в центре не заперты: они учатся в обычных или, если требуется, коррекционных классах, посещают кружки и секции в других учреждениях, общаются с друзьями, поддерживают контакт с родственниками, участвуют в различных конкурсах, концертах и акциях. Для ребят в центре постарались создать по-настоящему домашнюю обстановку.
Пичуева рассказала, что сейчас в их центре живут 56 детей. Они разделены на семь групп по восемь человек, при этом братьев и сестер не отделяют друг от друга, поддерживая родственные связи. К каждой группе-семье прикреплен воспитатель – своего рода "мама"– и определенное количество сотрудников, которые ведут работу с детьми.
"В группах – спальни на двоих, отдельные комнаты, где ребята питаются, готовят уроки. Плюс для каждой группы машинка стиральная, пылесос… Как дома. Условия, приближенные к домашним", – пояснила она.
По словам Пичуевой, для подготовки детей к самостоятельной жизни в центре реализуется специальная программа – "Шаг в социум", которая учит ребенка, например, повседневным домашним делам: готовка, пришивание пуговиц, стирка, пользование бытовыми приборами и так далее.
Как пояснила собеседница агентства, в центре работает и программа наставничества, позволяющая детям лучше адаптироваться в социуме. Благодаря сотрудничеству с благотворительным фондом "Меркурия", здесь образовались 11 пар "ребенок-наставник".
По данным облдепартамента по вопросам семьи и детей, проект "Наставник" действует в Томской области уже больше трех лет и отмечен как один из лучших в России. В нем принимают участие почти все центры помощи детям области.
Еще одной важной функцией, которую теперь выполняют центры, является предоставление детям возможности освоить здесь профессиональные навыки и при выпуске получить соответствующий подтверждающий документ. Так воспитанники асиновского центра, достигшие 14 лет, при желании могут обучиться профессии "Художник росписи по дереву".
"И есть еще допрофессиональная подготовка: по профессии "столяр" – мастер по изготовлению изделий из дерева. И мы взяли еще одно направление – "Мастер по обработке цифровой информации", – дополнила Ольга Пичуева.
Воспитанников центра в любом случае продолжают поддерживать и после 18 лет, то есть после выпуска: по программе постинтернатного сопровождения выпускникам оказывают необходимую помощь, пока им не исполнится 23 года.
Помощь детям в регионе
По данным регионального департамента по вопросам семьи и детей, сегодня в Томской области работают восемь центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Кроме этого дети, временно оставшиеся без родительской заботы, живут еще в семи учреждениях: в социально-реабилитационных центрах или центрах помощи семье и детям. Их задачи – это обеспечить детей всем необходимым, помочь пережить трудный период, адаптироваться в социуме и найти себя.Когда дети оказываются в центрах, их контакт с родной семьей не прерывается – у родителей остается шанс вернуться к нормальной жизни и избежать лишения родительских прав или восстановить родительские права. Дети поддерживают контакт и с другими членами семьи – бабушками, дедушками, взрослыми братьями и сестрами.
Поскольку в такие центры чаще всего попадают дети со сложной судьбой, имеющие различные психологические травмы, для работы с ними нужен особый подход. С 2019 года в Томской области начал работу проект "Добрые перемены".
Он помогает детям, пострадавшим от жестокого обращения, сформировать чувство безопасности, обрести доверие и повысить самооценку. Проект ведет одна из самых известных в России общественных организаций – Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения.
"Проект помогает сиротам, которые попадают в учреждения после пережитого ими жестокого или пренебрежительного отношения в семье… Специалисты центров с помощью этой программы создают для детей специальное "терапевтическое" окружение, используют реабилитационную песочную, арт-терапию и другие методики, с детьми проводятся диагностические интервью", – рассказали в региональном департаменте по вопросам семьи и детей.