ТОМСК, 5 ноя – РИА Томск. Персонализация обучения – один из главных трендов образования, и именно за разработку модели создания такой среды Томский госуниверситет (ТГУ) получил недавно премию правительства РФ в сфере образования. Сколько "пилотов" понадобилось, чтобы сложить уникальную систему взаимодействия "школа-вуз", как индивидуальный подход стал цифровым, РИА Томск рассказал первый проректор вуза Виктор Демин.
– Виктор Валентинович, премию коллективу ТГУ вручили за создание среды для персонализированной поддержки и развития талантов. Расскажите, пожалуйста, как она была создана? Это был какой-то одномоментный процесс, когда начали работать по всем фронтам, или, может быть, эволюционный?
– Научные исследования в сфере индивидуального образования, тьюторства, сетевого взаимодействия проводятся в ТГУ с 2011 года. В 2014 году был создан Координационный совет по развитию образовательного пространства Томской области, и мы начали сводить эти проекты воедино. Поэтому я всегда подчеркиваю, что все составляющие модели – это результат многолетних исследований и экспериментов.
– Что конкретно представляет собой ваша модель?
– У нее четыре основные составляющие: сетевое взаимодействие университетов, школ и колледжей, персонализированная образовательная среда, психологическая диагностика и цифровые сервисы и инструменты. Их интеграция, по мнению авторского коллектива и экспертов, позволяет существенно усилить продуктивность взаимодействия университета и системы общего образования.
У нас была вполне конкретная причина этим всем заниматься: плотнее работая со школами, мы хотели, чтобы лучшие ученики пришли к нам. То есть общая цель была практически одна – найти и подготовить своего абитуриента. Но когда мы решали одну задачу, тут же логически возникала следующая, и система органически развивалась.
Так, внедрив проект по анализу цифрового следа абитуриента в соцсети "ВКонтакте" (его руководитель – завлабораторией компьютерных средств обучения ТГУ Артем Фещенко), мы смогли более точно определять их склонности и, исходя из них, приглашать на конкретные факультеты. Реализовали мы это в виде веб-приложения, позволяющего учителям, тьюторам и профконсультантам составлять карту образовательных интересов учащихся по подпискам на тематические сообщества.Потом мы поняли, что нужно мониторить абитуриентов, которые пришли к нам благодаря работе с цифровым следом. Начали этот проект – и выяснили, что такие студенты лучше учатся и практически не отчисляются. То есть они попадают туда, куда им было нужно, хотя некоторые из них изначально не собирались на тот факультет, где в итоге оказались.
– С какого возраста, по-вашему, надо начинать работать со школьниками?
– Как можно раньше. Более того, мы активно идем и в детсады, с ними работают психологи – сотрудники Международного центра исследований развития человека, лаборатории когнитивных исследований и психогенетики ТГУ, которыми руководит Юлия Ковас.
В формате сетевого взаимодействия с участием семи учреждений дошкольного образования мы адаптировали и опробовали образовательную программу, направленную на социальное и эмоциональное развитие детей от 3 до 5 лет. Как всегда подчеркивает один из авторов программы, доцент факультета психологии Ольга Богданова, именно дошкольный возраст является базовым для формирования ключевых когнитивных и некогнитивных навыков (soft skills) и компетенций, определяющих дальнейшее личностное и профессиональное развитие человека.
В ходе реализации экспериментальной программы многие направления были переведены в институциональный режим. Создан Центр развития современных компетенций детей и молодежи, им руководит Марина Назарова. Теперь ежегодно более 2000 школьников получают дополнительное образование по актуальным программам.
Создан Институт образования (директор Елена Суханова), который призван делать образовательные магистерские программы и программы вовлечения студентов в работу со школьниками, проводить исследования эффективности сетевого взаимодействия.
– Сами школы готовы активно взаимодействовать с вузом? Ведь система общего образования довольно консервативна и строго регламентирована…
– Конечно, и они с удовольствием в этом участвуют. С 2014 года у нас шли совместные экспериментальные программы "школа-вуз". Мы организовали систему профильных классов ("Открытый STEM-класс ТГУ" совместно с Региональным центром развития образования"), постоянно проводили профильные мероприятия. Я как-то поднял календарь за 2015 год и удивился: в ТГУ проходило по 2-3 мероприятия со школьниками в день, включая выходные!Дело еще в том, что когда ввели общий стандарт школьного образования, встал вопрос – а как выполнять внеучебную работу? Как ее планировать, где, в каком месте? Были университеты, которые сказали: "Мы откроем лицей". Но лицей – это 100-150 человек, это мало что даст всей системе образования Томской области. Поэтому мы сразу заведомо ориентировались на сетевое взаимодействие.
– Сколько человек прошли через эти активности?
– В них участвовали шесть сотен учителей, две сотни школ. И тысячи учащихся 7-11 классов школ Томской области.
Конечно, не так-то просто было это реализовать с точки зрения нормативно-правовой базы – ее просто не существовало для формата сетевого взаимодействия. Ведь, условно, если мы приглашаем кого-то на допобразование, мы должны брать деньги за услуги. Но мы же в данном случае работаем на свой интерес – получить потенциальных талантливых абитуриентов… Нам пришлось придумывать специальные договоры, всю нормативку.
Большую роль в координации и нормативном оформлении сетевых программ сыграл департамент образования администрации Томска, который не только административно поддерживал эксперимент, но и выступил в активной экспертной позиции, стал инициатором и участником программы мониторинга.
Ряд программ был реализован в дополнительном и неформальном образовании – школьники сами записывались на курсы, мероприятия. Это потребовало создания специальных цифровых сред и инструментов, позволяющих вести учет, анализ и навигацию индивидуальных траекторий.
Хочется поблагодарить за постоянное внимание к работе замгубернатора Томской области Людмилу Огородову, ректора ТГУ Эдуарда Галажинского. Особую благодарность мы бы хотели бы выразить за плодотворное взаимодействие областному департаменту общего образования и лично Ирине Грабцевич, департаменту образования администрации Томска и лично Ольге Васильевой, Региональному центру развития образования и лично Надежде Лыжиной.
– Система "собрана" только под особенности Томской области или ее можно экстраполировать на другие регионы?
– Частично она уже распространяется, так, пять регионов РФ использовали разработки ТГУ по тьюторскому сопровождению школьников. Большой интерес иногородние коллеги проявляют к анализу цифрового следа абитуриентов. Но мы готовы масштабировать не только отдельные составляющие, но и всю модель – ведь паззл сложился! Мы можем поделиться своими наработками – организационными, методическими, нормативно-правовыми.
– Вы обсуждали эту идею с премьером Михаилом Мишустиным?
– С ним не было возможности поговорить (на награждении), но предложение мы подготовили. В частности, у меня был разговор с отделом департамента молодежной политики Минобрнауки, который сейчас активно развивает студенческое предпринимательство. Мы обсуждали, что в этом проекте нужно обязательно прописывать сетевое взаимодействие со школами (например, студенты, которые занимаются предпринимательством, могут быть менторами для школьников).
Также мы будем выстраивать горизонтальное взаимодействие с коллегами – на награждении была красноярская команда, у них есть наработки, интересные нам, у нас – модель, интересная им. Мы договорились, что попробуем объединить наш опыт.