ТОМСК, 28 дек – РИА Томск. Уходящий год для медицинской системы стал одним сплошным стресс-тестом, в борьбу с коронавирусом вступили и образовательные организации, но перед началом второй волны в Сибирском государственном медицинском университете (СибГМУ) сменился ректор – в статусе и.о. вуз возглавил Евгений Куликов. О том, как наука уступала место социальной деятельности и как медвуз помогает региону, он рассказал в интервью РИА Томск.
Опыт в стрессе
- Вы никогда не были публичным человеком, большинство знают, что вы работали проректором по науке медуниверситета с 2018 года. Поэтому для начала расскажите немного о себе. Откуда вы, почему решили стать врачом?
- Я родился в городе Прокопьевск Кемеровской области. В детстве мечтал помогать людям, поэтому ни о какой другой профессии, кроме врача, я даже не думал. Хотя врачей среди родственников не было: папа у меня инженер, мама – воспитатель детского сада. У папы был друг, который учился в Томске, и он так ярко рассказывал о городе, что я хотел поступить только сюда – на лечебный факультет СибГМУ.
В начале студенчества безумно хотел быть лором – в то время отоларингология была чем-то недостижимым, элитарным. Но потом я, можно сказать, случайно попал в коллектив доктора медицинских наук, члена-корреспондента РАН, профессора Людмилы Михайловны Огородовой, который занимался аллерго- и иммунологией. Нашим научным направлением была бронхиальная астма, ее тяжелые резистентные формы.
Меня увлекла амбициозность задач, уровень разрабатываемых проектов, мы делали научные исследования в масштабах страны. Но закрепиться в коллективе было сложно, важно было соответствовать требованиям. Например, уже тогда в ведущих научных коллективах, в том числе и в нашем, была установка – знать английский, потому что без него ты не сможешь заниматься наукой на международном уровне. Пришлось выучить (смеется).
- В практическом здравоохранении довелось работать?
- Конечно! Это было необходимо, чтобы "набить руку" практикой, параллельно занимаясь наукой. Будучи ассистентом кафедры, я работал в терапевтическом отделении городской больницы №3, затем там же в пульмонологическом стационаре, последние 1,5 года – в приемном отделении.
- А опыт работы в схожей ситуации (пандемии) был?
- Мы только потом узнали, что это была пандемия, но как раз в 2009 году во время эпидемии свиного гриппа я работал в приемном отделении. Был именно тем человеком, который первым принимает пациента. Поэтому то, что происходит сейчас, мне очень знакомо.
Это был, конечно, бесценный опыт работы в команде, в условиях быстрого принятия решений, постоянного стресса. После пандемии, в 2010 году я углубился в сферу клинических исследований, хотя начал ими заниматься намного раньше. В 2011-2012 году мы придумали и реализовали в СибГМУ Центр клинических исследований. Мы были первыми среди медицинских университетов страны, у кого появился такой центр.
Третья миссия
- Вы стали и.о. ректора в турбулентное время – между первой и второй волной коронавируса (в августе 2020 года). Какие задачи ставили для себя и для коллектива?
- В 2019 году мы разработали программу развития СибГМУ до 2030 года. Очень амбициозную, где фокус был сделан на научно-исследовательской деятельности и развитии кадрового потенциала. Но 2020-й, безусловно, внес огромные коррективы. На первый план вышла не научно-образовательная деятельность, а так называемая "третья миссия" университета – социальная.
Мы бросили все силы на помощь региону. В первую очередь это касается наших многопрофильных клиник: они призваны, прежде всего, оказывать высокотехнологическую медицинскую помощь, но мы изменили акцент на первичную и неотложную помощь, взяв на себя значительный объем неотложной медицинской помощи: сейчас клиники СибГМУ дежурят по скорой 11-14 раз в месяц, а раньше было – шесть.
- Конечно, с точки зрения практической подготовки дистанционное образование накладывает свои отпечатки, но университет действует по рекомендациям оперативного штаба, Роспотребнадзора. Мы не можем рисковать здоровьем сотрудников и обучающихся – это для нас главный приоритет. Оффлайн осенью учились только первые и выпускные курсы, а также фармацевтический факультет.
Наш университет в максимальном объеме проводит занятия всех типов (и лекционные, и семинарские) в онлайн-формате, что важно, в четком соответствии с расписанием, которое было до пандемии. Занятия, ориентированные на мануальные навыки, навыки обращения с пациентами, а также лабораторные работы проходят в демонстративном варианте. Для студентов преподаватели записывают опыты, эксперименты, обучающие видеоролики по мануальным навыкам обследования пациентов и так далее.
Однако по тем дисциплинам, где принципиальное значение имеет самостоятельное выполнение студентами тех или иных практических навыков, меняется тематический план занятий так, чтобы по окончанию особого режима дистанционного обучения у студентов была возможность эти практические навыки освоить на базе университета.
Практические занятия проходят на базе медицинских организаций, многие из которых перепрофилированы под ковид, целые отделения выпадают в связи с болезнью персонала, карантина и так далее. И эта ситуация требует от нас постоянного контроля и оперативного реагирования.
С другой стороны, мы активизировали процедуру экзамена, который позволяет получить допуск к сестринской и фармацевтической деятельности студентов, чтобы все желающие ребята смогли помочь практическому здравоохранению. Так, чтобы студенты могли работать на должностях среднего медицинского персонала, экзамены по этой специальности идут практически в еженедельном режиме.
- И как, захотели студенты помочь? Или, наоборот, побоялись ковида и остались дома?
- По факту мы видим сегодня, что большинство из наших студентов старших курсов, которые соответствуют минимальным квалификационным критериям, и подавляющее большинство ординаторов (более 80%) трудоустроены в систему здравоохранения и без вопросов исполняют свой общественный долг, неформальное обещание помочь обществу в трудной ситуации. Все это без каких-либо дискуссий – "должны или не должны". И мы за это ребятам очень благодарны.
Ну, а для них это уникальный опыт, который они больше не получат нигде. Этакая работа на "передовой", рядом с опытными наставниками.
Науку – людям
- Из-за всех этих форс-мажоров как выглядела наука в вузе в 2020 году? Сильно просела?
- Честно скажу, что первую половину года я, будучи еще проректором по науке, опасался, что у нас будет спад по научной деятельности. Но в итоге мы даже выросли по сравнению с прошлым годом. Успешно реализуем стратегию по увеличению количества квартильных статей (в журналах первого и второго квартилей). В прошлом году Минздрав присвоил СибГМУ первую категорию по научно-исследовательским результатам, что дало возможность участвовать в нацпроекте "Наука".
В его рамках мы уже получили 20 миллионов рублей на обновление приборной базы. Приобрели оборудование, позволяющее проводить уникальные биомедицинские исследования, например, с использованием методов направленного редактирования генома для создания клеточных моделей заболеваний человека.
Мы горды, что, несмотря на пандемию, у нас заработали школы международных исследователей и академического превосходства – принципиально новые проекты по кадровому развитию университета, направленные на "взращивание" ученых, способных инициировать научно-исследовательские проекты и их выход на международное партнерство.
- Может быть, какие-то технологии уже готовы к широкому представлению?
- Уже два года на базе СибГМУ работает Целевая поисковая лаборатория медико-инженерных технологий Фонда перспективных исследований (ФПИ). И мы гордимся, что наша совместная работа получила позитивную оценку ФПИ и работа лаборатории продлена на следующий год. Лаборатория действительно выросла из одиночного коллектива в центр компетенций по медико-инженерным технологиям. Это позволяет нам в вузе имплементировать эти компетенции, в том числе, в рамках проекта "Цифровой госпиталь".
Мы идем к тому, чтобы стать площадкой федерального уровня. За рубежом с точки зрения апробации технологий – это называется "тест-бэд". Прямой перевод: "койка для тестирования". Мы хотим стать тест-бэдом и апробировать на базе клиник самые современные цифровые технологии. Так, например, доступность качественной медицинской помощи – это очень актуальный вопрос во время пандемии COVID-19.
Мы разработали сервис онлайн-консультаций с врачами клиник СибГМУ, благодаря которому томичи и жители других регионов и стран СНГ смогут обратиться к ведущим специалистам университетских клиник, оставаясь дома.
- С предыдущими руководителями меда вы поддержите связь?
- Да, безусловно. Нам важен их взгляд на происходящее в вузе, их опыт. Ольга Сергеевна (Кобякова) всегда готова проконсультировать, если возникает вопрос, хоть и загружена новой работой в Москве. Вячеслав Викторович (Новицкий) принимает активное участие в жизни университета. Сейчас с его помощью пересматриваем концепцию музейного комплекса.
В частности, абсолютно уникальный Музей истории СибГМУ вывели в онлайн – сняли фильм с экскурсией Вячеслава Викторовича. Есть идея, как сделать главный корпус "живым музеем", чтобы он стал достоянием всех людей.
- Как вы считаете, пандемия повлияла на престижность профессии врача?
- В этом году интерес абитуриентов к медицинским вузам опередил даже спрос на специальности IT-индустрии. Это мы увидели и по количеству поступивших в наш вуз в 2020 году. В СибГМУ было подано более 12 тысяч заявлений от абитуриентов из 69 регионов РФ и 19 стран мира, что на 2000 заявлений больше, чем в прошлом году. Это внушает оптимизм.