Святки (зимние святки, коляды) – праздничные дни, посвященные Рождеству Христову (7 января), – начинаются с вечера Сочельника (6 января). Святки длятся вплоть до праздника Крещения (19 января) и сопровождаются различными народными обычаями и традициями. Подробнее – в справке РИА Томск.
История святок
В древности христианская церковь отмечала Рождество и Крещение в один день, и лишь в IV веке разделила эти праздники. Между ними был установлен праздничный период – Святки (святые дни). Особое празднование 12 дней после Рождества существует не только у славянских народов, но и в других странах.
Традиции и обычаи
По церковной традиции, в дни Святок нет поста по средам и пятницам. Также в эти дни не совершается таинство венчания. В народе в период "от звезды и до воды", то есть от появления первой звезды в канун Рождества и до крещенского освящения воды, были распространены различные обряды.
У восточных славян считалось, что первый день надо провести дома или у родных. Во второй день Святок все женщины, имеющие детей до года, носили их в церковь причащать. С третьего дня начинались посещения родственников и друзей с обильным угощением.
Колядование
Основная традиция Святок – колядование, или славление. Начиная с вечера Сочельника, молодежь и дети наряжались в медведя, коня, козу и корову и ходили по домам соседей или односельчан. Обязательным атрибутом колядования была большая самодельная звезда – символ Рождества. В некоторых местностях вместе со звездой носили полумесяц или украшенный фонарь. "Дизайн" звезд в различных уголках страны также отличался.
Славельщики, или колядовщики (так называли певцов) исполняли праздничные церковные песнопения – тропарь и кондак, песни, прославляющие рождение Спасителя, и веселые прибаутки, а в ответ их угощали разными вкусностями: пирогами, сладостями, одаривали деньгами. Тексты колядок, кроме сюжетов о рождении Христа, содержали обычно "величания" – добрые пожелания хозяевам дома на наступающий год.
Иногда обряд колядования начинался под окном, затем перемещался в дом, а "величальные" песни исполнялись для каждого члена семьи. Колядовщиков могли даже усадить за стол.
Приход славельщиков, по народным поверьям, обеспечивал хозяевам богатый урожай, обильный приплод скота и благополучие в доме. Пропустить чей-то дом считалось большой обидой и предвестием беды. Исключение делалось только в отношении тех домов, где в течение года кто-нибудь умер: там обычно не колядовали.
Колядование могло сопровождаться вертепным представлением – своеобразным кукольным театром, в котором исполняли сцены Рождества Христова, историю царя Ирода и Вифлеемских младенцев и другие сюжеты.