ТОМСК, 10 июн – РИА Томск. Общественное обсуждение дизайн-кода Томска, регламентирующего размещение рекламных конструкций на фасадах зданий, планируется провести во второй половине 2021 года; правила, регламентирующие визуальную рекламу на фасадах, заработают в первой половине 2022 года, рассказал журналистам в четверг заммэра по архитектуре и строительству Алексей Макаров.
Ранее сообщалось, что власти Томска осенью 2020 года представили проект дизайн-кода – иллюстрированного свода правил по стилю и расположению рекламы в городе. На 144 улицах и переулках могут быть запрещены световые короба, установленные вместо витрин, светодиодные ленты и бегущие строки, при этом новшества не затронут рекламные щиты 3 на 6 метров. Проект был одобрен на региональном уровне, принять его планировали в первом полугодии 2021 года.
"Публичные слушания по доработанному дизайн-коду пройдут во второй половине 2021 года. После публичных обсуждений проект доработаем с учетом пожеланий общественности, затем мы вынесем его на обсуждение думы Томска, утвердим. И крайний срок – с начала 2022 года он начнет работать", – сказал Макаров.
Проект дизайн-кода делит улицы Томска на два типа: имеющие историческую застройку и все остальные. Особые требования по стилю, расположению и технике рекламы предъявляются к "особой архитектурной зоне" – кварталам, где есть памятники истории и культуры РФ, а также к улицам в границах зон охраны объектов культурного наследия. К особой архитектурной зоне относятся 144 улицы и переулка.
В частности, разработчики детализировали требования к вывескам – в исторической части Томска будут запрещены вывески на "подложках", рекламодателям будет предложен набор допустимых шрифтов. Среди прочего, предполагается запретить затягивать окна магазинов, закусочных и торговых центров рекламными баннерами. Рекламные объявления смогут занимать не больше трети площади окна или витрины.Не ущемить интересы бизнеса
Главная проблема, которую предвидят разработчики дизайн-кода, – традиция размещения рекламы товаров на стенах зданий, зародившаяся в 90-х. Здания в части районов города, например в районе Центрального или Губернаторского рынка, давно превратились в одну сплошную пеструю рекламную конструкцию.
Ранее сообщалось, что мэрия Томска планирует предоставить бизнесу время на подготовку к вступлению дизайн-кода в силу. Предполагалось, что переходный период займет до 5 лет – это срок действия для уже выданных разрешений на установку рекламных конструкций и утвержденных в мэрии фасадов зданий. Новые конструкции будет запрещено устанавливать сразу после вступления дизайн-кода в силу.
"Переходный период для окончательного введения дизайн-кода – это самый сложный вопрос. Мы должны плавно перейти к новому облику города, и главное – правильно это сделать, чтобы не ломать существующий бизнес, не нанести вреда ни предпринимателям, ни томичам. Этот вопрос (о переходном периоде) еще обсуждается", – подчеркнул Макаров.
Штрафы – не панацея
Нарушение дизайн-кода города будет наказуемым. Правда, перечень штрафных санкций для нарушителей еще не разработан, признает Макаров.
"Дизайн-код станет частью правил благоустройства Томска. Его несоблюдение будет наказываться, как несоблюдение правил в соответствии с КОАП Томской области. Следить за его соблюдением будут администрации районов. Предложений по размерам штрафов для нарушителей пока нет. Есть различные предложения от профессионалов и просто неравнодушных людей. Это нужно еще обсуждать", – сказал Макаров.По словам разработчиков, их цель – не пополнить бюджет с помощью штрафов, а добиться активного участия томичей во внедрении дизайн-кода и борьбе с визуальным мусором. Чиновники рассчитывают на активное сотрудничество со стороны предпринимателей.