ТОМСК, 21 июл – РИА Томск, Ольга Трепова. Болотистая местность в Томской области, куда приземлился самолет Ан-28 в ходе жесткой посадки, помогла смягчить удар и тем самым сохранить жизни всем пассажирам; эвакуировать людей после посадки помогали в том числе и пассажиры, об этом рассказал в среду командир экипажа Анатолий Прытков в интервью телеграм-каналу "Область здоровья".
Ранее сообщалось, что самолет Ан-28, следовавший по маршруту Кедровый – Томск, 16 июля совершил жесткую посадку. Все 18 человек, находившихся на борту, живы. Были госпитализированы пилот Прытков с переломом ноги и 17-летняя пассажирка с сотрясением мозга. 21 июля оба пациента были выписаны.
Не падение, а лавирование
Когда отказали двигатели, борт был на высоте 2 450 метров, рассказал Прытков.
"У нас произошел отказ двух двигателей. После выхода из облачности – в облачности присутствует обледенение, запуск двигателей не рекомендуется производителем <…> – мы приступили к запуску двигателей, но запуск не удался", – заметил пилот.
Попытки запустить двигатель продолжались до определенной высоты, разрешенной регламентом, а потом пилотам ничего не оставалось, кроме как выбирать подходящую для экстремальной посадки площадку… И в это время самолет, по словам, командира экипажа, "не падал, а лавировал".
Когда Ан-28 коснулся земли, он уперся "носом", погасил поступательную скорость до нуля и опрокинулся.
"В процессе посадки сибирская болотистая местность сыграла как аэрофинишер (устройство для торможения самолетов). <…> Этот мягкий грунт сыграл как подушка безопасности в автомобиле при аварии, то есть самолет опрокидывается, и все зависают на ремнях. В результате этого опрокидывания не происходит разлива топлива, все потихоньку выбираются, кто-то завис на ремнях, и происходит эвакуация пассажиров", – рассказал Прытков.
Как проходила эвакуация
После жесткой посадки началась эвакуация людей."Эвакуация началась с моего места: после остановки и опрокидывания у меня боковое стекло просто выдавило, там было свободное место. Когда я освободился от ремней и заглянул на четвереньках в салон, люди уже начали ремни отстегивать, и я начал давать команду: "Быстро на выход", – вспоминает пилот.
По его словам, большинство пассажиров покинули борт через дверь командира, а потом с помощью других пассажиров проводилась эвакуация оставшихся людей. "Был среди пассажиров спортсмен Роман. Он нам очень помогал. Рома с Никитой (член экипажа, техник) смогли открыть основной люк для выхода. Следующие пассажиры покидали самолет через этот люк", – уточнил пилот.
То, что он сам сломал ногу, Прытков понял не сразу, а уже после того, как все пассажиры покинули самолет и экипаж начал организовывать лагерь для возможного ночлега.
"Главная моя задача была – это эвакуация пассажиров, я там не смотрел ни на что, главное было увидеть, что самолет свободен, там никого нет, а пассажиры эвакуированы. Это правило капитана – он последним покидает самолет. При организации лагеря и в ожидании вертолетов (спасателей) почувствовал (боль), отогнул носок, посмотрел, увидел опухоль, уже потом со временем почувствовал, что больно наступать", – добавил капитан.