ТОМСК, 5 ноя – РИА Томск, Александр Мазуров. Инструкторы Елена Толоконина и Елена Абрамова учат томичей летать почти десять лет. Они готовят частных пилотов на двух 726-килограммовых самолетах Cessna 150. Про обучение, проблемы малой авиации и о том, "как мечтой не упереться в диплом", – в материале РИА Томск.
Толоконина и Абрамова обучают летать на аэродроме "ДОСААФ" в трех километрах от деревни Головино. Аэродром – большое поле с несколькими строениями и ангарами. Здесь ждут своего часа "Аны", "Яки" и "Цессны". К аэродрому тянется гравийка с ухабами – всего полчаса тряски.
Разбор полетов
Как рассказала Толоконина, самостоятельно организовать обучение летному делу в РФ практически невозможно – Росавиация редко выдает лицензии частникам, поэтому летчицы работают в Томске от новосибирского "Центра подготовки и сертификации авиационного персонала". Сдают центру в аренду свои "Цессны" и пользуются лицензией на обучение.
Сами себя Толоконина и Абрамова называют авиашколой "От винта". Желающих пройти обучение здесь ожидают 220 часов теории и 40 часов полетов. Практику на аэродроме Елены проводят сами, теорию тоже, правда, периодически приезжают новосибирские специалисты. После окончания обучения будущим частным пилотам предстоит сдать экзамены томским инструкторам, а затем пройти тест из 1000 вопросов от Росавиации.
По ее словам, выпускники школы могут летать на однодвигательных сухопутных самолетах массой до 4,5 тонны, например, Ан-2 – это один из самых больших таких аппаратов. Частный пилот не может заниматься коммерческими грузоперевозками и доставкой пассажиров, летает только для своих потребностей.
Обучение же дорогое – один летный час стоит порядка 15 тысяч рублей. Но чтобы получить допуск к мониторингу лесных пожаров, необходимо пройти дополнительное обучение в Новосибирске.
С 2012 года в томской авиашколе "От винта!" обучение прошли около 30 человек.
В Березкине летают, чтобы обучить посадке на незнакомой авиаплощадке. Также в этом году там отрабатывали ночные полеты. Частные пилоты должны три часа отлетать ночью, а на аэродроме под деревней Головино нет ночного старта, мигающих лампочек.
Научиться посадке, считает Елена Толоконина, – самое сложное, потому что нужно "увидеть землю, как она приближается". Хотя у некоторых учеников посадка получается, а взлет нет.
Мечта детства
"В 1984 году я начала летать в спортивном аэроклубе ДОСААФа. Летала на "Як-52". В 1988 году выполнила норматив мастера спорта.… "Мертвая петля", можно сказать, – начальная школа. Делала вертикальные фигуры, штопорные вращения, комплексы фигур", – вспоминает Елена, уточняя, что на тот момент ей было 18 лет.
По ее словам, о полетах мечтала с детства. После школы поступила в ТИАСУР (ныне – Томский госуниверситет систем управления и радиоэлектроники – Ред.) на радиоинженера и пошла в ДОСААФ:
"Была мечта и все. Помню, у меня старшие двоюродные братья в деревне у бабушки отдыхали и один другому говорит: "Я поступлю в летное училище, а ты на следующий год". А я ему же: "Тоже хочу быть летчиком!". Но они в итоге в летное не поступили, а я здесь".
После окончания института Елена по распределению работала инженером связи в областном ДОСААФе. Параллельно продолжала заниматься авиаспортом. Здесь и познакомилась со своей напарницей Еленой Абрамовой – та уже была инструктором.
"Учить (других) пошла, чтобы навыки и опыт не пропадали зря. То, что можем передать человеку, стараемся передать. Чтобы развивалась авиация в Томской области. Вы же видите, у нас Томск достаточно ограничен в этом отношении", – говорит она.
"Такое ощущение, что нас готовят в космос"
По словам Толокониной, одна из ключевых проблем малой авиации – сложность получения сертификатов летной годности. Это аналог техосмотра для машин. Проблемы есть и при прохождении медкомиссии. Так, медкомиссия – причина, по которой почти половина желающих пройти обучение в итоге отсеивается.
"Такое ощущение, что они (власти) вообще не заинтересованы в том, чтобы люди летали, – рассуждает Елена. – И я не знаю, в чем они заинтересованы. Безумное количество врачей нужно пройти. Это нужно просто бегать, бегать и бегать… И могут еще отправить на дополнительные обследования. Я вам так скажу: очень жесткие требования, такое ощущение, что нас готовят в космос".
Ранее сообщалось, что 5 октября 2021 года в РФ появились новые требования к малым аэродромам: наличие специальных ограждений с сигнализацией, онлайн-видеонаблюдение, круглосуточное патрулирование, интернет, связь, системы оповещения. Губернатор Сергей Жвачкин направил в правительство РФ и Минтранс обращения с просьбой смягчить требования. В итоге в Минтрансе решили отложить исполнение постановления в регионах на год и обещали снизить затраты, уменьшив число требований к площадкам.
"Последние два года появились серьезные требования и к транспортной безопасности. Нам пришлось делать паспорт транспортной безопасности на каждое воздушное судно из 40 листов. С 2025 года мы фактически должны будем обеспечить круглосуточное видеонаблюдение за воздушным судном и транслировать видео в структуры… Для малой авиации, таких посадочных площадок, как мы, это нереально", – считает собеседница агентства.