ТОМСК, 28 фев – РИА Томск. Ученые Томского госуниверситета (ТГУ) проанализировали, как изменения климата влияют на дороги в Западной Сибири: так, негативное влияние оказывает выросшая экстремальность климата, при этом есть и позитивные факторы – уменьшение ветров и метелей, сообщается в понедельник на сайте вуза.
Отмечается, что последние три десятилетия климат меняется на всей планете, в том числе на территории Сибири. Ученые геолого-географического факультета (ГГФ) ТГУ изучили, как меняются климатические характеристики Западной Сибири и как они влияют на транспортную систему региона. Учитывались средние и экстремальные значения температуры воздуха, характеристики снежного покрова и скорость ветра.
"Негативно на состояние дорог влияет выросшая экстремальность климата. Более того, за последние годы средняя суточная температура воздуха сместилась по датам: весной – на более ранние, а осенью – на более поздние сроки. Это означает, что период использования зимников сокращается", – говорится на сайте.
В целом, утверждают авторы исследования, изменения климата становятся менее благоприятными для развития транспортной системы Западной Сибири. Из-за смены климатических периодов дорожные покрытия могут разрушаться быстрее, и поэтому, пишут ученые, нужно увеличивать стойкость дорожных покрытий по всему региону.
"Есть планы по строительству новых дорог и по ремонту старых, но делать это без учета климата нельзя. Раньше, например, были одни условия эксплуатации зимних дорог – теперь другие. Знать, в каких пределах изменяются климатические характеристики в ближайшие 10 лет, важно", – цитируется в сообщении заведующая кафедрой метеорологии и климатологии ГГФ ТГУ Валентина Горбатенко.Например, на севере Томской области, где актуально строительство новых дорог, увеличились периоды зимней скользкости, что представляет угрозу для автомобилей.
Также ученые заметили, что за последние годы в Томской области снизилась продолжительность залегания снежного покрова. Это уменьшает период надежного использования зимников – дорог, проложенных в тайге сквозь непролазные топи и реки. При этом есть и благоприятный для дорог фактор – это уменьшение ветров и метелей.