ТОМСК, 16 апр – РИА Томск. Частичное разрушение направляющей дамбы Коммунального моста в Томске не грозит прочности сооружения, однако властям следует серьезно отнестись к проекту восстановления поврежденных конструкций; дорога вдоль Сенной Курьи требует бетонных укреплений, а само озеро должно сообщаться с Томью, сообщил во вторник РИА Томск экс-глава "Мостоотряда-101" Василий Музалев.
Ранее сообщалось, что 13 апреля вода из Томи начала заливать дорогу к Сенной Курье на левом берегу. В результате ее перелива стала разрушаться дамба у Коммунального моста. 15 апреля вода полностью разрушила участок дороги. Власти решили демонтировать его, так как остатки сооружения направляют поток воды к насыпи. В соцсетях томичи активно обсуждают устойчивость Коммунального моста.
"Когда проектировали мост (1960-е годы), все было предусмотрено нормально, но тогда не было еще той дороги. В исходных данных был самый верхний ледоход и самая высокая вода, которая раз в сто лет бывает. Но проектировщики не предполагали, что могут быть заторы – тогда (во времена строительства) такой проблемы не было", – сказал Музалев, добавив, что мост был введен в эксплуатацию в 1973 году.
Он напомнил, что впервые подобная ситуация с частичным обрушением ледонаправляющей дамбы произошла во время ледохода 2010 года. Тогда Томь промерзла зимой до дна, и весной затор образовался сразу за мостом.
"Дорога – это был отдельный проект, ее построили позже. Но они не рассчитали, что может быть затор и перелив. Откос дороги не был укреплен. Кроме того, эта дорога перегородила заход воды из Томи в Сенную Курью… Вода там была очень низкая, и когда перелив пошел возле моста, она хлынула между дорогой и дамбой. На такой скорости поток размыл и дорогу, и дамбу", – пояснил эксперт.
Что делать?
"На случай чрезвычайной ситуации нужно укрепить дорогу бетоном, а между ней и ледоотводящей дамбой моста сделать укрепление крупными обломочными материалами – скальными рваными породами. Тогда, даже если вода поднимется выше дороги, она выстоит", – отметил мостостроитель.
Кроме того, по мнению Музалева, следует восстановить сообщение между Томью и Сенной Курьей, чтобы предотвратить мощные переливы в будущем. Для этого, как считает эксперт, требуется инженерное решение. Например, выше по течению Томи, где она раньше соединялась с Сенной Курьей, можно сделать мостик или водопропускные трубы под дорогой. Тогда Сенная Курья во время большой воды будет сообщаться с Томью в спокойном, а не экстренном режиме.
Но самое главное, подчеркнул собеседник, власти не должны допускать образования ледовых заторов в черте Томска. Отвечая на вопрос о превентивных ледовзрывных и ледорезных работах, которые проводятся накануне каждого ледохода, Музалев сказал: "Ежегодно заторы в одних и тех же местах, можно заранее предусмотреть степень риска".
Сам Коммунальный мост у эксперта опасений не вызывает, однако у него есть вопросы по поводу содержания всех искусственных сооружений Томска: "Должна быть система эксплуатации. Берега около мостов должны быть расчищены, не должно быть захламленности… А они говорят, денег нет", – подытожил Музалев.