ТОМСК,
27 мая – РИА Томск. Томичи столкнулись с дефицитом полисов обязательного
страхования автогражданской ответственности (ОСАГО): компании либо не страхуют
"автогражданку", либо навязывают "букет" дополнительных
услуг. В самих страховых компаниях называют происходящее кризисом и объясняют
его убыточностью этого вида страхования.
Дефицитная
услуга
Томичке
Анастасии в середине мая пришлось объехать на своем новеньком Lexus несколько
страховых организаций, чтобы получить заветный полис ОСАГО. Как известно, без
этого документа эксплуатировать транспортное средство запрещено. Там, где
страховалась раньше, девушке предложили написать заявление и 10 дней ждать
ответа. Такой вариант клиентку не устроил.
Еще в
трех крупных компаниях, по словам автомобилистки, предлагали дополнительный "сервис". Например,
приобрести страховку от несчастного случая.
"У меня больше 10 лет
водительского стажа, была максимальная скидка за безаварийное вождение, и
платить 10 тысяч вместо 2,5 тысячи (рублей) мне не хотелось", - объясняет Анастасия.
© РИА Томск. Яков Андреев
В результате почти
10-дневных попыток найти полис "без обременений" не удалось. По
словам собеседницы агентства, "автогражданка" ей обошлась в два раза
дороже, чем раньше – в 5 тысяч рублей. Кроме самого полиса ОСАГО ей пришлось
оплатить 1,5 тысячи рублей за техосмотр и купить еще один полис – ДОСАГО
(добровольное страхование) – по цене 800 рублей.
"Мужу тоже ОСАГО
обошлось в этом году гораздо дороже, чем раньше - ему просто обнулили скидку,
хотя у него большой стаж и виновником аварий он никогда не был. Кстати, когда в
пятой компании мне уже выписывали полис, при мне троим томичам агенты вовсе
отказали, объяснив, что водители без стажа, "Жигули" и машины, у
которых под капотом меньше ста "лошадей", им не интересны", - возмущается
автомобилистка.
Пишите жалобы!
Несколько обращений от
возмущенных автовладельцев за последние месяцы поступило в региональное
управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС). По словам замначальника
ведомства Игоря Бутенко, по каждому факту были проведены проверки, однако ни
одну из компаний привлечь к ответственности не удалось.
"Полный мрак – и
привлечь тяжело, и доказать тяжело. Человек приходит (в страховую компанию) и
говорит, что хочет заключить договор по ОСАГО, ему говорят, что бланков нет, он
разворачивается и уходит. Доказать факт отказа невозможно", - сообщил
агентству Бутенко.
© предоставлено региональным управлением ГИБДД
Специалист рекомендует
томичам общаться со страховщиками не устно, а письменно - написать заявление с
просьбой выдать полис ОСАГО, отдать его под роспись в компанию или отправить
заказным письмом.
"Тогда не откажут
они (страховые компании), не имеют права: они ж лицензии лишатся! Ожидается
повышение тарифа, видимо, в связи с этим, тянут время. Желание облегчить жизнь
себе оборачивается против томичей", - отметил он.
За ОСАГО - в очередь
Впрочем, если полисов в
компании действительно нет, то не поможет даже письменное заявление, считает
председатель совета директоров страховой корпорации "Коместра-Томь"
Вадим Чмух. Он советует томичам за месяц до окончания срока действия полиса
обращаться в страховую компанию.
Собеседник агентства
объясняет, что страховщики сами сейчас оказались в незавидном положении –
ситуация на рынке дошла до критической. Если год назад
"Коместра-Томь" выдавала 3,5 тысячи полисов ОСАГО в месяц, то сейчас
объем увеличился в два раза. Причем даже шести тысяч бланков, которые поступают
ежемесячно, не хватает.
"Ситуация страшная.
Мы впервые за 20 лет в субботу закрываем офис – полисов (ОСАГО) нет. Мы, в
первую очередь, выдаем своим клиентам и по остаточному принципу – остальным
клиентам. Федеральные компании не то чтобы не продают, они просто не поставляют
эти полисы в Томск, так что их сегодня очень мало и каждый третий водитель
ездит без страховки", - сказал глава компании.
По его словам, из-за узких дорог, большого количества машин и
аварий Томск входит в десятку лидеров по частоте ДТП. Это объясняет
высокую убыточность этого вида страхования. За первые месяцы 2014 года
три компании ушли с томского рынка, пять – перестали страховать по ОСАГО,
и клиенты хлынули в оставшиеся. Подтверждает эти данные и директор томского
филиала страховой компании "Югория" Ольга Селихова.
© с сайта ГИБДД по Томской области
"За последние два
месяца к нам пришло очень много клиентов из других страховых компаний. У нас
есть плановое задание, которое ставит головная компания, мы свой план уже
выполнили. В начале апреля была поставка всего 150 бланков (ОСАГО) – это на
неделю работы. В данный момент мы сидим без бланков вообще. Спрос высокий, люди
звонят, приходят, мы бы рады всех застраховать, но пока не можем", -
объясняет она.
По ее словам, многие
клиенты по нескольку недель вынуждены ездить без страховки и ждать очередной
партии бланков. Вместе с тем Селихова, как и ее коллеги из других страховых
компаний, отрицает, что агенты навязывают клиентам дополнительные услуги.
"Вы можете подъехать
в наш офис, написать заявление - и в течение 10 дней вас пригласят для
заключения договора ОСАГО. Что касается дополнительных опций по договору
страхования, мы всегда предлагаем нашим клиентам дополнительные продукты, но
это на выбор клиента, хочет – мы заключаем договор, а нет - мы не оказываем эту
услугу", - сказала агентству, в свою очередь, представитель
"Военно-страховой компании".
"Страховщики – не
благотворители"
По мнению Чмуха,
сбалансировать ситуацию может только повышение территориальных коэффициентов, применяемых для расчета стоимости полиса ОСАГО. О необходимости
этого страховщики говорят уже давно.
"Страховые компании
– это не благотворительные организации, а бизнес. Сейчас очень невыгодно
продавать полисы по тем ценам, которые были установлены в 2003 году. Ведь цены
на все повысились в 10 раз, а стоимость полисов осталось неизменной. Если бы этот
бизнес был выгоден, и каждый полис приносил бы страховщикам хотя бы 10 рублей
дохода, конечно, они б их продавали десятками тысяч", - считает он.
© сайт УМВД по Томской области
Ранее Банк России предложил
повысить территориальные коэффициенты для расчета стоимости полиса ОСАГО в ряде
российских регионов, в том числе в Томске до 1,7 (сейчас — 1,6),
в Северске — 1,3 (сейчас — 1,2). Чмух говорит, что страховщики
обеспокоены тем, что рассмотрение этого предложения на федеральном уровне
затягивается.
"Боюсь, что если
дума (Госдума РФ) еще и уйдет в отпуск, то это затянется надолго",
- сожалеет он.
Между тем, как
сообщается на официальном сайте Российского союза автостраховщиков (РСА), "в
целях снижения напряжения вокруг ОСАГО" в проблемных регионах планируется
увеличить выдачу полисов ОСАГО сверх установленных размеров обеспечения.
"Договоры
обязательного страхования автогражданской ответственности заключаются вне
зависимости от заключения договоров страхования иных видов. При этом не должны
ущемляться права граждан на приобретение других дополнительных страховых
полисов", - говорится в сообщении РСА.
© РИА Томск. Роман Филюшов
Аварийность на дорогах Томской области. Январь-апрель 2014 г
Аварийность на дорогах Томской области в январе-апреле 2014г