ТОМСК, 18 июл – РИА Томск. Томские туристы после
приостановки деятельности туроператора "Нева" вынуждены вместо
подготовки к отпуску собирать документы для страховой компании, чтобы вернуть свои
деньги. Специалисты говорят, что по закону, страховщики вернут
деньги только тем людям, у кого при покупке путевки были правильно заполнены все документы.
© РИА Томск. Павел Стефанский
ЗАО "Фирма Нева" – один из крупнейших и старейших
туроператоров России. Компания была основана еще в 1990 году. До последнего
времени оператор организовывал отдых для россиян в 50 странах мира. Наряду с традиционными
"пляжными" турами "Нева" занималась продажей туров на экскурсионные
поездки по Европе, горнолыжными и "лечебными" турами, морскими и речными круизами.
В среду руководство "Невы" объявило
о приостановке деятельности "в связи с невозможностью исполнять
свои обязательства перед туристами и заказчиками по договорам реализации
туристского продукта". Гражданская ответственность оператора за
неисполнение обязательств застрахована ЗАО "Страховая компания "Восхождение"
на сумму 454,2 миллиона рублей.
Испании не будет
Томичка Марианна об отпуске в Испании мечтала давно.
Хотели отдохнуть с мужем на побережье Средиземного моря на курорте Салоу, что в
часе езды от Барселоны: чтобы и в море покупаться, и по знаменитому парку Гуэля
погулять, и в Мадрид да в Валенсию съездить.
© София Кадрова
Парк Гуэля в Барселоне
В начале июля на руках у молодой семьи уже были
заветные путевки на двухнедельный тур с 23 августа. Ничего не предвещало, что
отпуск не состоится.
"Оплатили недели три назад и подали документы на
визу. Все стандартно. И вот наша турфирма сообщила о закрытии "Невы".
Наши документы – паспорта – уже отправляют обратно из визового центра.
<…> Эмоции печальные: выдался непростой, хотя и яркий год, очень устала,
и хотелось на море", – рассказала девушка агентству.
Ждем ответа из страховой
Марианна – турист со стажем, за границей бывала не
раз: в Греции, Испании, Кипре, Турции, Китае, Таиланде. Но в подобной ситуации
оказалась впервые. Девушка прочитала на официальном сайте "Невы", что
гражданская ответственность туроператора застрахована в компании
"Восхождение", которая и должна выплатить туристам страховое
возмещение, и написала туда заявление.
"Отпуск не испорчен, он просто пока что не
состоялся. Вместо Испании теперь собираемся ехать в безвизовую страну, так как
визу получать уже, наверное, поздно. Да и чтобы не рисковать. Стран безвизовых
много. Может, в Черногорию поедем. Еще не решили. Ждем пока ответа из
страховой", – добавила собеседница агентства.
© РИА Томск. Яков Андреев
По ее словам, таких же туристов, как она, пострадавших
в результате банкротства "Невы", в турфирме, в которой она оформляла
путевку, еще пятеро.
Еще около 10 клиентов этого
оператора "нашлись" у турагентства "Инна тур".
Закон защитит, если все правильно
Весь механизм действия туриста в такой ситуации
прописан в российском законодательстве, пояснил РИА Томск представитель ассоциации турагентств Томска Сергей Прокопьев. По
его словам, каждый туроператор, прежде чем получить лицензию, должен
застраховать свою ответственность. Из специализированного страхового фонда и
выплачиваются деньги туристам, оставшимся без отпуска.
"Деньги выплачивает страховая компания, если все
документы оформлены правильно, и турагентство с вами работало правильно, а не
так, что вы где-то в кафе деньги передали. Все должно быть сделано, как
положено – с выпиской туристической путевки в установленной форме, кассовым
чеком, договором с туроператором в правильной форме", – рассказывает
Прокопьев.
© РИА Томск. Элеонора Черная
По его словам, менеджеры турагентства, в котором бронировался
тур, должны помочь туристу правильно составить заявление и собрать весь пакет
документов для страховой компании. Кроме того, на добровольных началах все
крупные туроператоры отчисляют часть своей выручки в фонд турпомощи.
"Если вдруг туроператор, как "Нева",
обанкротился, а человек находится за границей, то ассоциация туроператоров
включается в работу и за счет этих консолидированных средств покупает новые
билеты, продляет проживание в отеле. Либо человек несет собственные расходы, а
потом эти деньги будут компенсированы. Это все прописано в законе о
туризме", – отметил собеседник агентства.
Бойтесь больших скидок
Чтобы не погореть – не остаться без денег и без
отпуска, представитель ассоциации турагентств рекомендует томичам
избегать заманчивых горящих туров.
"Сейчас в Томске более 200 турагентств, идет
большой разгул скидок. Часто люди звонят и говорят, что купили горящий тур на октябрь в июле и теперь переживают – а не "сгорит" ли он за
три месяца? Так прежде чем покупать, нужно подумать, может ли в июле быть горящий тур на октябрь. В России халява священна, она очень быстро отключает
логику в принятии решения", – рассказывает специалист.
Он также отмечает, что все турагентства работают на
агентских договорах, получая от туроператора за свои услуги комиссию от 4-х до 10% стоимости тура.
"Если вам сразу по телефону дают скидку 7% – это
значит, что либо вас обманывают и скидки нет, либо изначально агентство
работает без уплаты налогов, без чеков, эти деньги проводятся "вчерную",
и все страховые случаи для вас не наступают, потому что вам не оформили
документы. Поэтому выбирайте проверенные и давно работающие на рынке
турагентства", – посоветовал Прокопьев.