RIATOMSK.RU
-2°C
25 апреля 2024  |  
7:12
  |  
-2°C
12:17  20 октября 2014 г.

По соседству с жар-птицами: томичи о жизни в доме-памятнике

© РИА Томск. Яков АндреевПо соседству с жар-птицами: томичи о жизни в доме-памятнике

ТОМСК, 20 окт – РИА Томск. Ходить босыми ногами по дощатому полу столетней купеческой усадьбы, обедать в эркере, украшенном резными наличниками, почти ежедневно встречать фотографов под своими окнами – обычная жизнь жителей "дома с жар-птицами" на Красноармейской улице. Корреспондент РИА Томск встретилась с нынешними обитателями усадьбы купца Желябо и узнала, как "томские кружева" изменили их жизнь. 

Резной "свадебный торт"

"Ноябрь, мороз, мы в пуховиках стучимся в окна этого дома и говорим: "Здравствуйте, мы хотим здесь жить", - рассказывает томичка Маша Оспищева. Вместе с мужем Женей и сыном Яном в 2012 году она въехала в одну из двух самых больших квартир усадьбы.

© РИА Томск. Яков Андреев
Дом с жар-птицами в Томске
Подробности жизни отставного фельдфебеля и купца второй гильдии Леонтия Желябо знают далеко не все томичи, но его усадьба хорошо знакома горожанам. Она состоит из четырех домов: два аутентичных дома и два новодела, возведенных в 1980-е годы. Самый известный в этом резном "квартете" – флигель во внутреннем дворе. Как его только не называют в народе – дом с жар-птицами, томские кружева, дом-сказка, усадьба-музей.

Построили флигель 111 лет назад по проекту городского архитектора Томска Федоровского. Говорят, что это был свадебный подарок для дочери Желябо. "Он действительно похож на свадебный торт", - шутит Маша.

© РИА Томск. Яков Андреев
Дом с жар-птицами в Томске
Чтобы попасть на территорию усадьбы, нужно пройти через огромные деревянные ворота. Флигель с плавно изогнутым шатром, украшенным резными жар-птицами, стоит в глубине огороженной территории. Птицы, кстати, были главным элементом праздничной символики в год 400-летия Томска.

Жар-птиц можно увидеть на открытках, сувенирных магнитах и даже на канализационных люках города. Граффити с изображением дома украшает здание в переулке 1905 года, фотографии флигеля есть во всех книгах об истории Томска и деревянном зодчестве России. Этот дом – один из нескольких десятков федеральных памятников, расположенных в Томской области.

© РИА Томск. Яков Андреев
Парадная в доме с жар-птицами в Томске

Квартира Оспищевых, состоящая их трех комнат и эркера, находится на втором этаже флигеля. Дверь в подъезд, домофон, горшечные цветы вдоль лестничного пролета - несколько секунд и мы в самом центре векового дома.

Марья-искусница

Маша проводит экскурсию по своей квартире. Три комнаты, их небольшая площадь с лихвой компенсируется высокими потолками. Длинный коридор ведет через просторную гостиную в эркер, который, как уверяет хозяйка, стал любимым местом всей семьи. Здесь на три стены приходится девять окон, справа в них с улицы заглядывает красно-желтая рябина.

© РИА Томск. Яков Андреев
Семья Оспищевых - жильцы дома с жар-птицами в Томске

Комнаты светлее этой в доме нет. В ясную погоду солнце оставляет свой след буквально на каждом предмете - расписном комоде, резных буквах, украшающих стену, фоторамках, в которых за стеклом хранятся морские ракушки. Солнечные блики играют с разноцветным полом, он вручную расписан - имитация керамической плитки майолики.

Интерьер, напоминающий о море – все это дело рук Маши. Оказывается, она рисует, выпиливает из дерева, занимается дизайном помещений. Одним словом, в доме с жар-птицами живет Марья-искусница.

© РИА Томск. Яков Андреев
Маша решила расписать пол своими руками, сделать имитацию средиземноморской керамической плитки - Майолики.

"До переезда в этот дом я занималась воспитанием сына. После переезда он пошел в детский садик, а я задумалась, как себя реализовать. Сейчас я создаю свои мини-проекты. Уверена, когда человек начинает бить в одну точку, у него будет результат. Моя точка – творчество. Я создаю красоту", - говорит молодая мама.

"Давно хотелось поработать с деревом. Переехали в этот дом, и он подтолкнул к новому витку в творчестве. Моим хрупким женским рукам муж подарил электролобзик на восьмую годовщину свадьбы, а на восьмое марта - дремель для обработки изделий из дерева", - смеется Маша. И продолжает: "Это так круто, когда я вижу деревяшку и знаю, что могу из нее что-то сделать".

© РИА Томск. Яков Андреев
Один из проектов Маши Оспищевой – изготовление детских игр из дерева. Все делает сама – от заготовки деталей до раскрашивания.

Реставрировали-реставрировали, да не отреставрировали

Оспищевы купили квартиру в усадьбе уже после того, как дом был отреставрирован. Борьбу местных жителей за сохранение памятника они хоть и пропустили, но знают в подробностях. Прежде чем дом с жар-птицами стал таким красивым и ладным, его владельцы годами обивали пороги чиновников.

В свое время у дома прохудилась крыша, в дождь вода заливала почти все квартиры. Однажды с потолка в одной из них обвалился большой кусок штукатурки. Зимой жители первого этажа замерзали – дуло отовсюду. И так на протяжении долгих-долгих лет. Реставрация в столетнем здании началась только в 2008 году: сначала – крыша, потом отремонтировали фасад. 

© РИА Томск. Яков Андреев
Дом с жар-птицами в Томске
 

"Не было бы реставрации, если бы не жители дома. Вообще часто слышу от посторонних: "Этот дом жилой? Я думал, музей давно". У меня однозначное мнение: если бы был музей, давно бы сдох этот дом. Пока в таких домах живут люди, спят, просыпаются, идут на работу, рожают детей, дом будет дышать. Как только его отдадут государству - он сотрется с лица земли, будто его и не было", - говорит Маша.

Супруги рассказывают, что каждый современный житель усадьбы Желябо по-своему поддерживает жизнь дома. Папы смастерили во дворе детскую площадку – песочницу и качели, женщины оформляли цветочные клумбы. При этом все внимательно следят за сохранностью декоративных элементов, которые так восхищают ценителей деревянного зодчества.

© РИА Томск. Яков Андреев
Квартира Оспищевых в доме с жар-птицами в Томске

Маша и Женя по образованию архитекторы. Учились в художественных школах и Томском государственном архитектурно-строительном университете (ТГАСУ), где и познакомились. В настоящее время у Жени своя строительная фирма, так что в реставрации и ремонте он смыслит.

"Нашу первую зиму здесь мы пережили в дискомфорте. Когда на улице было ниже минус 25 градусов, дома было прохладно, дуло с эркера. Поэтому летом я переделал эркер - разобрал до каркаса и все заново сделал, вложили в ремонт около 500 тысяч рублей. А вообще, когда сюда пришел впервые, сразу посмотрел, как была выполнена реконструкция", - рассказывает он.

© РИА Томск. Яков Андреев
Семья Оспищевых - жильцы дома с жар-птицами в Томске. "У меня самый лучший дом, самый лучший муж, самый лучший ребенок", - говорит Маша Оспищева.

По словам супругов, далеко не все работы были выполнены на "пятерочку". "(Во время реконструкции) много бревен меняли, лес был мокрый, со временем он дал усадку, появились щели. Поэтому где-то продувает, под полами гуляет воздух, так как не утеплили перекрытия как полагается", - говорит Женя.

Маша добавляет, что до сих пор различные комиссии из представителей мэрии, жилищного хозяйства и компании-подрядчика выясняют, кто виноват и как подешевле залатать огрехи реконструкции. На днях подрядчик признал ошибки и подписал смету на 1,2 миллиона рублей на утепление всех квартир изнутри, потому что резьбу и обшивку снимать не хотят – дорого.

© РИА Томск. Яков Андреев
Дом с жар-птицами в Томске
Собственно, из-за запланированных работ внутри дома Оспищевы пока не делают ремонт своими силами. "Благо, что предыдущий хозяин перед продажей сделал косметический ремонт", - говорят они.

"Дом до реконструкции был утеплен снаружи - по всем правилам, замазан глиной и соломой. Сумма в 1,2 миллиона рублей - это смех и слезы на всех. Пока не знаю, что из этого получится", - рассказывает Маша.

Впрочем, жители старинной усадьбы уверены, что все проблемы решаемы, когда хозяева любят свой дом. "Это большая редкость в городе - любить свой дом, не квартиру, а именно весь дом", - считает Оспищева.

Семейное гнездо с перспективой

"Мы думали, что квартира в таком доме – это как семейное гнездо. Здесь родилась предыдущая хозяйка, здесь жили ее родители. Но что-то не сложилось, пришлось продать. Нам казалось, такие квартиры уходят, как горячие пирожки, но ее продавали долго. Все думали, что только снаружи ремонт сделали, а внутри остался старый дом. Хозяевам даже пришлось сбросить цену", - рассказывает Маша.

В итоге квартира на три комнаты и эркер в центре Томска в уникальном здании обошлась молодой семье в 3,5 миллиона рублей.

© РИА Томск. Яков Андреев
Дом с жар-птицами в Томске

"Мы до сих пор помним: 13 ноября подписали договор купли-продажи, заехали сюда в тот же день с ноутбуком, матрасом и двухлетним ребенком под мышкой. Ели по окрестным супермаркетам. Ян наотрез отказался ночевать в старой квартире, хотя все вещи и мебель были там еще пару недель. Нашел дом, кстати, Женя. Приехал, рассказывает: "Я зашел в эркер, у меня ноги затряслись. Надо брать!" - вспоминает Маша.

"Да, это была первая квартира, которую я смотрел. Потом было еще штук девять, но все не то. Я уже знал, что останусь здесь. С ребенком ехать в "деревяшку" не побоялись. Дом 110 лет стоит и еще столько же простоит", - говорит Женя.

"Конечно, мы знаем стереотипы вроде таких: в "деревяшках" живут пьющие, антисоциальные личности. Ничего подобного здесь нет. Мы перед покупкой со всеми познакомились. Соседи все - приятные люди, в доме трое маленьких детей. На первом этаже есть один офис", - говорит томичка.

© Яков Андреев
Маша и Ян Оспищевы
В доме семь квартир. Есть четыре крыльца: три боковых – для квартир первого этажа, центральное крыльцо – для жителей четырех квартир первого и второго этажей, в том числе семьи Оспищевых.

За жизнью обитателей дома можно следить в интернете. Маша ведет собственный блог, в котором запустила проект "Дом с жар-птицами". С таким хэштегом она публикует фотографии старинной усадьбы, рассказывает о своем творчестве, занятиях с Яном, томской природе.

"Я, сама того не подозревая, распиарила дом в блоге и инстаграме. Уже есть люди, которые хотят купить нашу квартиру, если мы захотим переехать", - добавляет Маша.

© РИА Томск. Яков Андреев
Среди Машиных работ – оформление окна для жительницы Исландия с русскими корнями. Вот такой рисунок теперь красуется на окне одного из домов Рейкьявика.

"А хотите?" - спрашиваю я.

"Возможно, но только чтобы ускорить наш переезд за город, потому что я очень сильно мечтаю жить в лесу. А Женя категоричен в этом вопросе – он против", - делится хозяйка.

"Через 10 лет я представляю этот дом так: мы купили соседнюю квартиру, у нас отдельный вход со двора и 150 квадратных метров на всем этаже… Это надо прочувствовать: когда сидишь здесь, в эркере, смотришь в окно, видишь наличники, рябину красную, то глаз радуется. Эстетическое удовольствие, которое не с чем сравнить", - отмечает ее супруг.

© РИА Томск. Яков Андреев
Оформление упаковок для шоколада – тоже Машина работа. Этот набор был выпущен к очередному юбилею Томска. Из любимых подобных работ у Маши – оформление шоколада к новому году для сотрудников фирмы мужа.

Оспищевы уверены, что столетний дом положительно влияет на их жизнь. По мнению Маши, особенно это важно для подрастающего Яна: "Человек, выросший в таком доме, обречен быть счастливым... Так и живем! Каждый день паря над землей в своем доме с жар-птицами", - говорит она.

Наверх
Сайт РИА Томск /riatomsk.ru/ содержит информацию, подготовленную Региональным информационным агентством "Томск" (РИА Томск) с территорией распространения – Российская Федерация, зарубежные страны.
РИА Томск зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 06 ноября 2019 г. Свидетельство о регистрации ИА № ФС 77-77122.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+. Материалы, размещенные на правах рекламы, выходят под знаком "#" и/или "реклама". РИА Томск не несет ответственности за партнерские материалы.
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
ЧИТАЙТЕ
РИА в VK
Главные новости дня в нашей рассылке