Выставка "История в масштабе", посвященная 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, открылась в краеведческом музее. Масштабные модели отечественной и зарубежной авиа-, авто- и бронетехники, флота разных исторических эпох, военно-исторические  миниатюры – в фотоленте РИА Томск.
© РИА Томск. Олег Асратян
Выставка "История в масштабе", посвященная 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, открылась в краеведческом музее. Масштабные модели отечественной и зарубежной авиа-, авто- и бронетехники, флота разных исторических эпох, военно-исторические миниатюры – в фотоленте РИА Томск.
Выставка подготовлена томским сообществом моделистов-стендовиков,
работы которых являются призерами сибирских региональных слетов по 
стендовому моделизму, также крупнейших онлайн конкурсов в последние годы в этом виде хобби. В небольшом зале собрано несколько десятков моделей техники.
© РИА Томск. Олег Асратян
Выставка подготовлена томским сообществом моделистов-стендовиков, работы которых являются призерами сибирских региональных слетов по стендовому моделизму, также крупнейших онлайн конкурсов в последние годы в этом виде хобби. В небольшом зале собрано несколько десятков моделей техники.
В стендовом моделизме ценится как можно более точное и детальное копирование прототипов, вплоть до воспроизведения мельчайших деталей на технике, оттенков окраски, внутреннего оборудования, шрифта надписей, имитации характерных загрязнений и повреждений и т. п.
© РИА Томск. Олег Асратян
В стендовом моделизме ценится как можно более точное и детальное копирование прототипов, вплоть до воспроизведения мельчайших деталей на технике, оттенков окраски, внутреннего оборудования, шрифта надписей, имитации характерных загрязнений и повреждений и т. п.
На фото – модель учебно-боевого варианта самолета У-2, разработанного в 1932 году. Он позволял брать до шести бомб, закрепленных на специальных держателях.
© РИА Томск. Олег Асратян
На фото – модель учебно-боевого варианта самолета У-2, разработанного в 1932 году. Он позволял брать до шести бомб, закрепленных на специальных держателях.
Модель советского самолета АНТ-6 34Р "Авиаарктика". Такие самолеты работали в Красной армии вплоть до 1946 года.
© РИА Томск. Олег Асратян
Модель советского самолета АНТ-6 34Р "Авиаарктика". Такие самолеты работали в Красной армии вплоть до 1946 года.
Более десятка фигур, представленных на выставке, смастерил замначальника областного департамента международных и региональных связей Максим Волков. Созданием моделей он занимается всерьез последние 15 лет, за это время собрал около 30 фигур.
© РИА Томск. Олег Асратян
Более десятка фигур, представленных на выставке, смастерил замначальника областного департамента международных и региональных связей Максим Волков. Созданием моделей он занимается всерьез последние 15 лет, за это время собрал около 30 фигур.
На одну модель, говорит Волков, уходит до полугода, поскольку необходимо изучить историю, собрать материал для изготовления – фактически нужно проделать большую научную работу. Он увлекается авиацией Второй мировой войны, системами ПВО и росписью фигурок.
© РИА Томск. Олег Асратян
На одну модель, говорит Волков, уходит до полугода, поскольку необходимо изучить историю, собрать материал для изготовления – фактически нужно проделать большую научную работу. Он увлекается авиацией Второй мировой войны, системами ПВО и росписью фигурок.
Часть фигур изготавливаются с использованием специальных наборов, другие делаются с нуля. Для изготовления моделей чаще всего используются пластики, нередко алюминий, мель, сталь. На фото: модель самолета А-10 Thuderbalt.
© РИА Томск. Олег Асратян
Часть фигур изготавливаются с использованием специальных наборов, другие делаются с нуля. Для изготовления моделей чаще всего используются пластики, нередко алюминий, мель, сталь. На фото: модель самолета А-10 Thuderbalt.
Модель самолета Як-9К. "Базовая модель неточна, поэтому полностью перепилена геометрия в соответствии с чертежами, металлические поверхности покрыты фольгой, самодельная кабина", – рассказывает моделист.
© РИА Томск. Олег Асратян
Модель самолета Як-9К. "Базовая модель неточна, поэтому полностью перепилена геометрия в соответствии с чертежами, металлические поверхности покрыты фольгой, самодельная кабина", – рассказывает моделист.
Диорама "Разбор полетов" с немецким бомбардировщиком Ju-88A4 в центре. В модели, по словам автора, существенно доработана мелочевка: детализирована кабина, ниши шасси, вооружение.
© РИА Томск. Олег Асратян
Диорама "Разбор полетов" с немецким бомбардировщиком Ju-88A4 в центре. В модели, по словам автора, существенно доработана мелочевка: детализирована кабина, ниши шасси, вооружение.
Су-15ТМ. Большая часть всех мелких деталей (стойки и ниши шасси, кабина пилота, ПВД) – самодельные. Материалы – пластик, медь, алюминий, сталь. К примеру, носовая стойка шасси состоит из 40 деталей.
© РИА Томск. Олег Асратян
Су-15ТМ. Большая часть всех мелких деталей (стойки и ниши шасси, кабина пилота, ПВД) – самодельные. Материалы – пластик, медь, алюминий, сталь. К примеру, носовая стойка шасси состоит из 40 деталей.
Мастерство моделистов демонстрирует внимание к деталям: нередко воспроизводится не просто самолет, танк или паровоз данного типа, а конкретный исторический экземпляр со всеми характерными для него индивидуальными особенностями, к тому же по состоянию на определенный момент времени.
© РИА Томск. Олег Асратян
Мастерство моделистов демонстрирует внимание к деталям: нередко воспроизводится не просто самолет, танк или паровоз данного типа, а конкретный исторический экземпляр со всеми характерными для него индивидуальными особенностями, к тому же по состоянию на определенный момент времени.
Самолет АНТ-9 в ливрее, посвященной журналу "Крокодил". Прототип этого борта работал в составе особой сводной агитэскадрильи имени Максима Горького в 1930-х годах.
© РИА Томск. Олег Асратян
Самолет АНТ-9 в ливрее, посвященной журналу "Крокодил". Прототип этого борта работал в составе особой сводной агитэскадрильи имени Максима Горького в 1930-х годах.
Агитационные плакаты больше известные как окна ТАСС поддерживали дух населения во время Великой Отечественной войны. Их рисовали вручную при помощи специальных трафаретов, эта особенность помогала быстро подготовить тираж.
© РИА Томск. Олег Асратян
Агитационные плакаты больше известные как окна ТАСС поддерживали дух населения во время Великой Отечественной войны. Их рисовали вручную при помощи специальных трафаретов, эта особенность помогала быстро подготовить тираж.
Выставка будет работать в Томском областном краеведческом музее до 17 марта, стоимость входного билета от 40 до 100 рублей.
© РИА Томск. Олег Асратян
Выставка будет работать в Томском областном краеведческом музее до 17 марта, стоимость входного билета от 40 до 100 рублей.