ТОМСК, 5 ноя – РИА Томск. Открытие частного пункта по продаже
билетов на регулярные автобусные рейсы в Новосибирск и Толмачево стало ответом недовольных
работой томского автовокзала. Власти находят инициативу перевозчиков полезной
для создания здоровой конкуренции в регионе, однако указывают, что компании
пока не в силах обеспечить должную безопасность для пассажиров, работая
отдельно от госструктуры.
Новый пункт по продаже билетов на автобусы до Новосибирска и
Толмачево открылся в правом крыле здания железнодорожного вокзала
"Томск-I" в конце октября. Как сообщил РИА Томск глава "ТрансАвто"
Вадим Мартышечкин, новый пункт по продаже билетов является коммерческим
предприятием и создан на средства компаний, входящих в общество.
По его словам, необходимость в создании подобного пункта продажи
была обусловлена неудовлетворительной, по мнению перевозчиков, работой
томского автовокзала ("Томскавторанса") в части расширения агентской
сети и не только.
Как через решето…
"Вот уже несколько лет мы пытаемся достучаться до
"Томскавтотранса". Они на рынке монополисты и относятся к нам (к
частникам) не очень красиво. Агентская сеть по продаже билетов никак не
развивается, взимаемая ими плата (за продажу билетов – Ред.), по нашему мнению,
высока, а расчеты с их стороны проводятся крайне неаккуратно и с большими
задержками", – рассказал собеседник агентства.
© flickr.com/ MiNe
По его словам, все это накладывает на перевозчиков дополнительную
финансовую нагрузку, с которой не все справляются. "Сами понимаете, и
машины нужно заправлять, и запчасти менять, и людям зарплату платить. А нам
приходится по несколько месяцев ждать расчета от "Томскавтотранса". Мы
уже и в суд подавали. <…> Чтобы оказывать услугу должного качества, нам
приходится брать кредиты, искать варианты", – отметил Мартышечкин.
Он добавил, что данная ситуация уже привела некоторых добросовестных легальных перевозчиков к банкротству. "Например, компания,
которая выполняла рейсы в Каргасок, приблизительно в таком же состоянии
находится компания, которая осуществляла перевозки до Подгорного. На последнем
издыхании молчановские и бакчарские перевозчики, в то время как нелегальные
перевозчики процветают", – уточнил он.
Также Мартышечкин рассказал, что по инициативе перевозчиков в этом
году было проведено исследование пассажиропотока.
"Результаты ввели нас в шоковое состояние. Если брать
направления Томск – Новосибирск, то нелегальными перевозчиками
ежедневно перевозится около 200 пассажиров, а всеми вместе взятыми легальными –
300. Вот к чему привело бездействие "Томскавторанса", – отметил
Мартышечкин.
Билеты в двух шагах
© РИА Томск. Яков Андреев
Главная цель нового предприятия – расширение агентской сети, то
есть увеличение количества пунктов продажи автобилетов в Томске, считает
собеседник агентства.
"Подчеркну, что мы ни в коем случае не собираемся создавать
какую-то конкуренцию томскому автовокзалу, мы просто будем стараться вернуть
тех пассажиров, которые ушли к нелегалам. Ведь все же понимают, что нелегалы –
это полная бесконтрольность. Люди едут неизвестно с кем, непонятно на каких
машинах, в каких условиях", – отметил он.
По мнению перевозчиков, развитие агентской сети – одна из наиболее
эффективных мер по улучшению ситуации, возвращению пассажиров на легальные
рейсы.
"Мы считаем, что люди должны иметь возможность купить билет
практически в шаговой доступности. Человек, желающий куда-то уехать, должен
иметь возможность купить билет в удобном для себя месте, не выезжая на другой
конец города заранее, стоя в пробках и так далее. Мы будем это продвигать.
<...>Здесь же нужно работать и по развитию интернет-продаж", – скзал
Мартышечкин.
Центр продаж "ТрансАвто" в будущем планирует открывать
небольшие агентские центры по всему Томску, а также расширять количество рейсов
и направлений. Пока же там можно купить билеты только на маршруты №598 (Томск – Новосибирск)
и №599 (Томск – Толмачево).
Две стороны медали
РИА Томск не удалось оперативно получить комментарий "Томскавтотранса". Как пояснил РИА Томск и.о. начальника областного департамента транспорта,
дорожной деятельности и связи Денис Празукин, обвинения в адрес
"Томскавтотранса" по стороны перевозчиков частично обоснованы.
© РИА Томск. Олег Асратян
"У "Томскавтотранса", безусловно, есть
проблемы, они появились не вчера. Им уже много лет. Основная причина
заключается в уходе "коммерческого" пассажира с межмуниципальных и
пригородных маршрутов, ведь мы все активно стали пересаживаться на личный
транспорт", – отметил он.
Празукин добавил, что администрация региона, являясь учредителем
предприятия, сейчас активно ищет варианты по оздоровлению компании. "Могу
сказать четко, что на сегодняшний момент у "Томскавторанса"
просроченной задолженности нет, со своими обязательствами он справляется, пусть
и с некоторой задержкой", – подчеркнул глава департамента.
По его словам, открытие нового пункта продаж – попытка
перевозчиков уйти от проблемы задержки расчетов "Томскавтотранса" с
ними, что, конечно, не может положительно сказаться на финансовых результатах
предприятия.
"Но при этом нарушается целый ряд правовых норм организации маршрутной
сети. Самое главное – принятое перевозчиками решение не может обеспечить
большую безопасность пассажирских перевозок, а самих перевозчиков выводит в
разряд нелегалов", – подчеркнул он.
По его словам, созданный так называемый "альтернативный вокзал" –
лишь кассовый пункт, где могут продаваться билеты на рейсы, но не может
производиться посадка и высадка пассажиров. "Посадка и высадка пассажиров
в необорудованном пункте запрещена – нарушаются элементарные нормы безопасности
перевозок. Помимо этого, не соблюдаются и антитеррористические меры", –
подчеркнул Празукин
Отрасль не вывозит
© РИА Томск. Олег Асратян
Администрация Томской области в настоящее время ведет диалог с
перевозчиками с целью урегулировать проблему.
"В любом случае, наличие конкуренции – это хорошо,
так или иначе, пассажир не проиграет, мы все равно к общему знаменателю придем,
тем более, что сейчас создана рабочая группа под руководством двух заместителей
губернатора, которые как раз и обсуждают эти проблемы. Безопасность перевозок
сегодня для нас приоритетнее экономических показателей
"Томскавтотранса", – добавил он.
Празукин подчеркнул, что в настоящее время в сфере
автотранспортных пассажироперевозок действительно сложилась крайне непростая
ситуация. Во-первых, сложное финансовое положение "Томскавтотранса"
не дает в полной мере работать над развитием сети межмуниципальных перевозок.
Во-вторых, из года в год в связи с ужесточением мер
по соблюдению требований безопасности растут и расходы перевозчиков, а
значит и цены на билет. При этом затраты у нелегалов остаются прежними:
находясь вне правового поля, они попросту не соблюдают никаких элементарных
правил.
"Нелегалы – огромная проблема. Они могут предложить
пассажирам более выгодные условия перевозки лишь только потому, что работают "в
черную", не соблюдая основных требований
безопасности. <...> При этом наше законодательство выстроено
таким образом, что поймать нелегала с поличным почти невозможно, рейды,
конечно, проводятся, и даже если удается поймать нарушителя, штрафы, которые
сегодня установлены, минимальны", – отметил он.
Празукин подчеркнул, что в целом, по его мнению, открытие новых
кассовых пунктов пока преждевременно и не решит проблему в отрасли в целом,
однако может создать неприятные ситуации, которые повлекут за собой опасность для пассажиров.
"Главное во всей этой истории – безопасность людей. Мы должны
думать в первую очередь об этом. Возможно, этот пункт немного перетянет
пассажиров от нелегалов, однако в целом ситуация не слишком
изменится", – подытожил он.