25 апреля 2024  |
8:34  1 февраля 2016 г.

Наука камень точит: в ТГУ извлекают кости динозавра из скальной породы

© предоставлено Степаном ИванцовымНаука камень точит: в ТГУ извлекают кости динозавра из скальной породы

ТОМСК, 1 фев – РИА Томск. Палеонтологи Томского государственного университета (ТГУ) предполагают, что им удалось найти совершенно новый вид динозавров, однако ископаемые кости вмурованы в скальную породу. Руководитель проекта Степан Иванцов рассказал, как мог выглядеть сибирский титанозаврид и как ученые "разбирают" целые горы, чтобы получить остатки ископаемых.

Время собирать... камни?

Ученые ТГУ ведут раскопки около села Шестаково в Кемеровской области с 1953 года. Тогда же были обнаружены первые остатки древних рептилий – пситтакозавров, которые были переданы в Москву и сейчас хранятся в столичном музее. Потом на какое-то время о высоком яре на берегу реки Кия, который хранит множество остатков, томские палеонтологи забыли – и вернулись туда только в 1990-х годах.

© предоставлено Степаном Иванцовым
Палеонтологические раскопки около села Шестаково в Кемеровской области

Иванцов рассказывает – раскопки около Шестаково необычны, в том числе по методам работы. Если в традиционном представлении это расчистка площади раскопа по квадратам, то здесь ситуация иная. Многие миллионы лет река накапливала речные наносы с костями титанозавридов и других животных. Миллионы лет спустя колоссальные силы земных недр подняли костеносные породы на поверхность и образовался крутой обрыв.

"Копать традиционным способом невозможно: глубина раскопа будет составлять до 10 метров и больше. И не факт, что в него попадут скопления костей. Поэтому приходится извлекать кости из стенки обрыва, используя альпинистское снаряжение. <…> Бывает, что кость полностью закрыта камнем и виден только кусочек – и ты не знаешь, что это: окатанный обломок породы или интересная находка", – говорит ученый.

Сотрудники ТГУ готовы работать в Шестаково, но с 2011 года лицензия на работу на этом участке есть только у кемеровского краеведческого музея, и томские палеонтологи только привозят сюда на практику студентов.

Однако с шестаковскими находками работы хватает и в лаборатории – в полевых условиях невозможно очистить все найденные остатки. Иванцов подчеркивает: в этой работе важна не столько скорость, сколько качество и бережное отношение к материалу, а значит, процесс затягивается на месяцы и годы.

Рай для динозавров

Предположительно, кости титанозавридов и их современников принесла древняя река – ученые полагают, что в районе современного Шестаково течение замедлялось и тяжелые кости или целые туши, которые до того момента несло водой, оставались на ее дне.

© предоставлено Степаном Иванцовым
Палеонтологические раскопки около села Шестаково в Кемеровской области
Уже в самом начале работы в Шестаково палеонтологи выдвигали версию о том, что найденные кости – это остатки обитателей рефугиума, то есть области, в которой благодаря особым климатическим условиям или по каким-то другим причинам экосистема сохранилась дольше, чем на всей остальной планете.

Так, сибирский рефугиум образовался вдоль большой реки, где некоторые динозавры и их окружение прожили дольше, чем на большей части Земли. "Есть свидетельства, что это "парк юрского периода", который перешел в меловой (период) – фауна этого региона отставала от всего мира примерно на 50 миллионов лет", – отметил Иванцов.

По мнению палеонтологов, образованию рефугиума мог способствовать микроклимат большой древней реки: если во всем мире был затяжной период засухи, то здесь, благодаря водоему, для динозавров было достаточно пищи и сложился комфортный климат.

Позднее утес был местом, куда приходили мамонты – и здесь же были стоянки древних людей, которые, предположительно, на этих мамонтов охотились. После этого здесь останавливались племена кочевников, потом образовалось обычное поселение.

Уникальный вид

Титанозавриды из Шестаково, вероятно, окажутся новым видом, в первую очередь, потому что они появились в рефугиуме, где сложились особые условия.

В настоящее время у ученых есть несколько позвонков, крестец, фрагменты лопатки и ступни рептилии. Предположительно, кости принадлежат нескольким особям: часть из них – взрослого животного, часть – подростка.

В ТГУ полагают, что титанозавриды перемещались на четырех лапах, но, благодаря подвижности позвоночника, могли вставать на две – чтобы, например, дотянуться до листьев на верхних ветках деревьев. Определенно они были травоядными, но вот понять их размеры сложно, пока не будет собран полный скелет.

"У нас есть крестец. Он примерно в шесть раз больше крестца современного слона. Масса слона – около пяти тонн. Казалось бы, можно просто умножить. Но у древних животных кости могли быть легче (чем у современных): так решила эволюция, чтобы динозавры – ученые выяснили, что они были сухопутными, а не земноводными животными – мигрировали на большие расстояния в поисках воды и пищи", – рассказал Иванцов.

Лишний камень

Палеонтолог уточнил, что образцы, находящиеся в лаборатории ТГУ, были найдены томскими учеными в период с 1990-х годов до 2011 года. Все это время специалисты освобождали их от породы, но работа далеко не закончена – в специальных боксах хранятся еще много монолитов песчаника, которые могут скрывать интересные находки.

До этого года камень отделялся от остатков ископаемых с помощью тоненького металлического зубила и молотка. Работа была кропотливой (чтобы не повредить кости), а значит, занимала много времени. Но разрушений от вибрации, возникающей при ударах молотком, не помогали избежать ни слой песка под образцом (который призван поглощать волны от ударов), ни аккуратность палеонтологов.

"Кость менее плотная, чем вмещающая порода. Появлялись новые трещины, терялась информация. И в конце прошлого года университетом было приобретено пневмооборудование, которое успешно используется во всем мире. Фактически это отбойный молоточек в миниатюре – он позволяет препарировать мельчайшие детали очень щадящим кости образом", – говорит Иванцов, с гордостью посматривая на аппарат.

Карина Сапунова
Палеонтологи
Аппарат позволяет расщеплять в пыль скальную породу и очищать от нее кости гораздо быстрее, чем это было возможно при старой технологии.

Прошу ученого показать, как это работает. Иванцов надевает халат и очки (при работе машины осколки породы разлетаются во все стороны), запускает установку. В действии она напоминает бормашину стоматологов: большой гудящий двигатель, от которого к маленькому отбойнику тянется тонкий шланг.

Сначала от позвонка откалывается небольшой камушек, потом – уже только пыль. За несколько минут Иванцов очищает от породы два углубления диаметром, на глаз, по три-четыре сантиметра.

Потом выключает аппарат, стряхивает осевшую на кость пыль специальной щеточкой и, довольный, говорит: "Могу заниматься этим вечно…"