ТОМСК, 1 сен – РИА Томск. Многие российские школьники в
новом учебном году смогут испытать в деле уникальный томский тренажер –
робототехнический набор, созданный компанией "Элекард". По сути, это
миниатюрный пластиковый джип на батарейках, который может передвигаться по
специализированной трассе, соблюдая правила дорожного движения. Но есть в этой
игрушке изюминка, которая выделяет ее из массы подобных тренажеров.
Виктор
Ширшин, гендиректор компании, известной своими разработками в области цифрового эфирного телевещания и потокового
видео, программного обеспечения и систем безопасности, рассказал корреспонденту
РИА Томск, почему "Элекард" занялся обучающими игрушками, и во что
может вылиться увлечение робототехникой в школе.
Игрушечный
"беспилотник"
© РИА Томск. Павел Стефанский
Идеолог проекта по созданию робототехнического комплекса
Анатолий Попков собирает пазлы – выкладывает на полу в офисе компании
"Элекард" крупные детали белого цвета с черной бархатной полосой
посредине. И вот перед нами дорога – мини-копия проезжей части с перекрестком.
Набор дополняют четыре работающих светофора, фигурки пешеходов и два игрушечных
джипа.
Один из джипов пока без крыши. Инженер Попков
специально снял ее, чтобы показать начинку автомобиля.
"Вот эта маленькая платка управляет двигателем.
Плата ниже – обработка видеоинформации. Камера – обычная широкоформатная веб-камера,
ставится сверху на автомобиль. Сигнал поступает на плату управления. И плата в
соответствии с командами поворачивает колеса и так далее", – говорит он.
© РИА Томск. Павел СтефанскийГендиректор ГК "Элекард" Виктор Ширшин показывает игрушечный автомобиль, оснащенный "техническим зрением"
К разговору подключается гендиректор Виктор Ширшин.
По его словам, веб-камера – это элемент того самого технического зрения, которое
ныне у многих на слуху, а игрушечный джип – самый настоящий беспилотный автомобиль.
Школьник, в руки которого попадает эта игрушка, должен запрограммировать
систему так, чтобы джип стал "умным": "видел" дорожные
знаки, реагировал на пешеходов и сигналы светофоров.
Найти и
купить подобные робототехнические конструкторы в настоящее время не проблема.
Но ориентация автомобиля в пространстве основывается на других параметрах, не
на техническом зрении.
"С
точки зрения образовательной робототехники мы чуть ли не единственные на
российском рынке, и продвинулись дальше всех. То, что у нас, это изучение
начального этапа технического зрения. Школьник освоит его на игрушечном джипе,
а в университете, возможно, создаст серьезного робота, который сможет видеть и
понимать то, что он видит", – говорит Ширшин.
Поэтапное обучение
"Сегодня
у нас сформировался образ обучающего робототехнического набора. Мы приступили к
проработке промышленного образца. Были апробированы варианты распространения
прибора, были отданы сигнальные образцы образовательным учреждениям, кружкам,
заинтересованным лицам. Собрали обратную связь. Задача ближайшего времени –
выпустить первую промышленную партию ", – рассказывает гендиректор.
© РИА Томск. Элеонора ЧернаяИгрушечный автомобиль, оснащенный "техническим зрением" на выставке роботов на U-NOVUS - 2016 в Томске
По его
словам, на комплекс уже есть предзаказы. Один из первых обучающих наборов
компания передаст в создаваемый в Томске детский технопарк. Как сообщалось
ранее, в технопарке в 2016 году откроется шесть направлений: робототехника,
космические технологии, биотехнологии, информационные технологии, промышленный
дизайн, дополненная и виртуальная реальность. Игрушечный "беспилотник"
придется кстати.
"Наши
покупатели получают сам набор и программную среду с базовыми реализациями
библиотеки технического зрения. Мы предусмотрели несколько вариантов погружения
в техническое зрение. Первый: ребенок учится оперировать абстракциями
визуальных объектов. Программируемый им робот должен понять, что он видит,
например, что означает конкретный дорожный знак", – объясняет Ширшин.
© сайт администрации Томской области
Первый
уровень можно назвать вхождением в тему технического зрения. Он подходит для
школьников, начиная, примерно, с седьмого класса. Ребятам предлагается
программирование на платформе Arduino. Следующий этап сложнее – он для
продвинутых старшеклассников и студентов.
"Они
погружаются в алгоритмику технического зрения. Сложный уровень – работаем с
нейросетью. Мы сделали заготовку нейросетей, которую можно обучать. Задача – научить
нейросеть распознавать новые объекты. За базу можно взять дорожную обстановку и
добавлять какие-то новые объекты для распознавания. Это позволит
старшекласснику хорошо освоить тему", – уверен руководитель компании.
Игрушка не для всех, но…
Потенциальные
покупатели обучающего робототехнического набора – это школы, университеты, Дома
детского творчества. Но речь идет именно о тех учреждениях, которые
заинтересованы в продвижении технического образования и готовы приобретать
дорогостоящие комплекты. Уровень подготовки детей тоже имеет значение. Не в
каждой школе есть уроки робототехники.
© РИА Томск. Павел СтефанскийГендиректор ГК "Элекард" Виктор Ширшин показывает игрушечный автомобиль, оснащенный "техническим зрением"
"Да,
к сожалению, это изучается не везде. Но в специализированных лицеях они есть.
Есть множество школ, которые культивируют эти знания. Плюс различные
робототехнические соревнования для детей. На них видно, каким детям это нужно",
– рассказывает Ширшин.
"Первой
на этот рынок робототехнических наборов пришла компания "Лего". Но
она занимает сектор самой нижней возрастной группы – 3-5 класс. А дальше детям
становится неинтересно с этим работать, а подходящих наборов нет. Самое важное –
не упустить этот момент, когда ребенку все еще интересно. Задача преподавателя –
предлагать им новые знания, которые усилят интерес. Наш набор может это сделать",
– подчеркивает собеседник.
Стоимость
полного комплекта обучающего робототехнического набора – около 250 тысяч рублей.
Если интерес есть, а нужного оборудования в школе нет, собрать набор с томским
"беспилотником" можно самим – компания выкладывает в свободный доступ
все необходимые чертежи и документацию.
© РИА Томск. Павел Стефанский
На
вопрос: "зачем компания делиться своими секретами?", Ширшин отвечает:
"Мы не хотим останавливаться на обучающих наборах. У нас большой спрос, затраты
мы окупим. Важнее другое – чем больше будет охвачено людей, чем больше людей будет
пользоваться техническим зрением, тем быстрее мы сможем сделать следующий шаг –
это стереозрение".
"Стереозрение
– некое подобие человеческого зрения. В каждый момент робот будет иметь
представление об окружающей его среде. Применить стереозрение можно будет в
более серьезных техниках, беспилотных аппаратах и так далее", – добавляет
собеседник.
С перспективой на международный
чемпионат
Среди
тех, кто первым испытал обучающий набор "Элекарда", был Томский
физико-технический лицей.
"Преподаватели
лицея после испытания набора сказали так: "Это как раз то, чего не хватало
для перехода на более сложный уровень". <…> Мы сделали наборы с
прицелом на участие школьников с ним в международных соревнованиях, в частности
соревнованиях робоавтомобилей "Роботраффик-Технион",
которые проводятся в Израиле", – поделился Ширшин.
"Ведем переговоры с устроителями соревнований, чтобы добавить
в регламент робототехнической олимпиады использование только технического
зрения. Организаторы довольно благосклонно смотрят на это предложение, сейчас ведутся
переговоры. Если все получится, тогда у детей будет желание показать, на что
они способны с техническим зрением", – сказал собеседник.
По словам
Ширшина, в начале 2017 года компания начнет промышленный выпуск обучающих
робототехнических наборов в особой экономической зоне Томска. Часть деталей
будут изготавливать партнеры. В "Элекарде" уверены, что реализация
проекта "с точки зрения невидимой реализации позволит качественно улучшить
подготовку детей при поступлении в технические вузы".