ТОМСК, 21 сен – РИА Томск. Томская Госавтоинспекция за 8 месяцев
2016 года выявила более 3,5 тысячи пьяных водителей, около 127 тысяч
нарушителей скоростного режима и почти 3,5 тысячи водителей, нарушающих правила
перевозки людей. Как соцсети помогают находить нарушителей и зачем сотрудники
ГИБДД анонсируют свои рейды, рассказал в интервью РИА Томск замначальника
управления ГИБДД МВД России по Томской области Вячеслав Скворец.
Пьяным за рулем не место
– Как
изменилось за последнее время количество ДТП с пьяными водителями?
© РИА Томск. Павел Стефанский
Замначальника УГИБДД УМВД России по Томской области Вячеслав Скворец
– Одной
из основных причин дорожно-транспортных происшествий является управление
транспортными средствами водителями в состоянии опьянения. В связи с высокой
тяжестью последствий и наибольшей опасностью для общества указанных ДТП,
профилактической работе по выявлению водителей в нетрезвом состоянии должно
уделяться первоочередное внимание.
По
статистике, каждое пятое ДТП происходит по вине нетрезвых водителей. В 2016
году отмечается рост количества таких происшествий. Произошло 81 ДТП, в которых
18 человек погибли и 102 травмированы. В прошлом году таких происшествий было
64. В них погибли 23 человека, 77 получили ранения.
© РИА Томск. Павел Стефанский
С
1 июля 2015 года введены изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации,
которые предусматривают уголовное наказание за повторное вождение в состоянии
опьянения. Обусловлены они были ростом количества ДТП, совершенных водителями в
состоянии опьянения и тем, что это нарушение отличается особой тяжестью
последствий.
На
сегодняшний день мы за повторное вождение в состоянии опьянения задержали уже
более 1 тысячи водителей.
– Какие
меры принимаете?
– Прежде
всего, это рейдовые мероприятия. Вот уже четыре года мы время от времени
проводим сплошные проверки водителей. Выходим группами нарядов – как правило,
порядка 10-12 человек. Останавливаем все транспортные средства, цель –
убедиться, что водитель трезв. Мы даже не всегда в таком случае проверяем
документы, главное – проверить трезвость.
– Как
проверяете?
– Проверяем
мы в основном по внешним признакам. Если есть подозрения, то просим водителя
пройти освидетельствование. Оно может быть проведено как на месте, с помощью
прибора, если водитель согласен, так и в медицинской организации. И если от
проведения экспертизы на месте он отказаться может, то уже от
медосвидетельствования – нет, так как это будет приравнено к вождению в
нетрезвом виде.
– Насколько
часто люди отказываются проходить медосвидетельствование?
© с сайта УГИБДД по Томской области
– Статистика
такова, что больше людей проходит освидетельствование, чем отказывается. Из 3,6
тысячи водителей 2 тысячи прошли осмотр, а 1,6 тысячи – отказались. Раньше
значительно больше людей отказывалось. Поменялось и оснащение: практически в
каждом экипаже ГИБДД теперь есть прибор, которым можно провести
освидетельствование.
Если
водитель согласен с показаниями прибора, которые говорят, что он выпил, то мы
печатаем чек с указанным содержанием алкоголя. Таким образом, процедура не
затягивается – не надо ехать в медучреждение.
Многие
настаивают, что они не пили, даже в том случае, если медосвидетельствование
зафиксирует обратное: говорят, что употребляли кефир, квас, лекарствами
лечились. Но минимальная доза – 0,16 промилле – не покажет ни кефир, ни квас,
ни лекарства.
– Вы
анонсируете даты всех рейдов на своем сайте. Зачем?
– Эти
мероприятия проводятся не столько для того, чтобы наловить как можно больше
водителей, здесь важна профилактическая составляющая – удержать водителя от
управления автомобилем в нетрезвом состоянии. Поэтому накануне этих мероприятий
мы водителей активно предупреждаем. Как правило, рейды проводятся в выходные
или праздничные дни, когда отмечается рост количества ДТП по вине нетрезвых
водителей.
– Томичи
сами сообщают о пьяных водителях?
© сайт ГИБДД России
– Граждане
очень помогают нам. Практически ежедневно на телефон дежурной части города
поступает порядка 20 обращений о нетрезвых водителях. Определенную работу мы
проводим с работниками автозаправочных станций, которые нам также сообщают,
если к ним приезжают пьяные.
Есть
граждане, причем их становится все больше и больше, которые неравнодушны к
этому. Есть даже те, кто едет за нетрезвым водителем и в дежурную часть
сообщает о маршруте движения. Это помогает нам оперативно и быстро задержать
нетрезвого водителя и предотвратить ДТП.
Сознательность,
которую проявляют граждане, очень радует. Стало больше и интернет-обращений.
Это и правильно. Где-то даже жены сообщают, например, о мужьях, которые решили
пьяными за руль сесть. Пусть лучше он походит пешком, но живой и здоровый и не
принесет какой-то беды. И его не осудят потом.
Кстати,
интернет-обращение на любую тему можно оставить на нашем сайте. В
30-дневный срок сотрудники Госавтоинспекции на него ответят.
– А
рейды встречают понимание?
– Большинство
водителей к нашим рейдам относится спокойно: даже говорят, мол, вот, правильно,
надо это делать. Они понимают, что пьяная езда опасна тем, что не только сам
пьяный водитель страдает, но в большинстве случаев гибнут невинные люди,
которые ничего не нарушали.
© РИА Томск. Олег Асратян
"Пьяный
за рулем – преступник" – это не пустые слова. Особенно летом, например, в
конце июля был ряд резонансных ДТП, в которых люди гибли.
Ведь
куда-то доехать можно и на такси, это не так дорого – 100-200 рублей. А цена
правонарушения, а иногда и преступления… Самое главное понимать опасность и для
себя, и для окружающих.
– Сколько
уже пьяных выявили в этом году?
– Больше
3,6 тысячи – 3625, если быть точным – людей в состоянии опьянения. А в
состоянии наркотического опьянения – 89 человек.
– Почему
такое соотношение?
– Думаю,
это такая категория людей – у них транспорта нет, водительского удостоверения.
Наверное, с этим связано. Ну и существует проблема выявления, не всегда
наркотическое опьянение бывает так явно, что мы можем заметить. Но на
сегодняшний день поменялась схема медицинского освидетельствования – человека
теперь проверяют и на алкоголь, и на наркотики.
Соцсети помогают
– С
пьяными понятно. А интернет помогает в выявлении нарушений?
© РИА Томск. Элеонора Черная
– Популярный
паблик "ВКонтакте" "Регион-70" изучаем каждый день, я сам
его просматриваю. Большую помощь они оказывают, освещая профилактические
мероприятия, которые мы проводим. Граждане сообщают о нарушениях активно,
насколько я знаю, там уже за 111 тысяч подписчиков перевалило.
Граждане
активно пишут о ДТП и нарушениях ПДД. Пишут о приборах, которые отслеживают
нарушения скоростного режима. И это хорошо, потому что наша цель – не как можно
больше нарушений выявить. Наша цель – удержать людей от совершения правонарушений.
Если
уж мы заговорили о нарушениях скоростного режима: говорят, "скорость
убивает" – это действительно так. Зачастую трудно посчитать, с какой
скоростью ехал водитель. Нет научно-обоснованных методик определения скорости
по повреждениям транспортного средства, мы только можем констатировать факт,
что скорость была превышена.
И
надо понимать: если человек едет с разрешенной скоростью – 40-60 километров в
час – то, конечно, и повреждения будут совершенно иными, даже если что-то
произойдет. Даже если пешеход выбежит на дорогу или водитель совершит наезд на
осветительную опору либо выедет на полосу встречного движения. Конечно, надо
понимать, что превышение скорости – это сопутствующее многим ДТП нарушение.
– А
если вы в соцсетях увидели видеозапись нарушения, но к вам никто с этим не
обращался, вы можете оштрафовать человека?
– Да.
Например, в июле на проспекте Ленина, около BigCity, в ночное время водитель на
иномарке начал показывать свое мастерство: несмотря на то, что там двойная
сплошная линия разметки, он начал делать "восьмерки", дрифт устроил,
проще говоря. Мы по видеоматериалу в "Регионе-70" нашли водителя, он
был привлечен к административной ответственности.
Электронные
помощники
– Поясните ситуацию с мобильными радарами – СМИ сообщали,
что их запретили использовать.
– Речь
идет не о тотальном запрещении, а об упорядочивании их использования. Чтобы
контроль за сотрудниками осуществлять, а также чтобы было невозможно удалить
запись в самом приборе. И там была оговорка, что их возможно использовать, но
согласно своим нормативным документам.
© РИА Томск. Павел Стефанский
Приказ
готов об этом. В городе Томске, где фотовидеофиксация развита хорошо – есть как
стационарные, так и мобильные комплексы – острой необходимости использования
ручных приборов нет. А вот в районах области, особенно отдаленных – Стрежевой,
Каргасокский район – где фиксацию довольно проблематично обеспечить, мы
предусмотрели для сотрудников возможность пользоваться этими приборами.
– В Томске есть автомобиль со специальным оборудованием,
позволяющим выявлять нарушителей правил парковки и штрафовать их. Насколько это
эффективно?
– Да, в Томске в СМЭУ есть прибор фотовидеофиксации неправильно
припаркованных транспортных средств, это автомобиль с камерой на крыше. Он
выезжает ежедневно и фиксирует нарушения. Он дважды проезжает там, где машины
стоят неправильно, тут же привлекается собственник автомобиля, ему приходит
письмо и он привлекается к ответственности.
– Сколько
такая машина "насобирала" штрафов?
– За
восемь месяцев – больше двух тысяч. В неделю более ста водителей привлекаем к
ответственности.
– Бывает
такое, чтобы мобильные комплексы – "Арены" – повреждали или крали?
– У
нас факты краж не зарегистрированы. Есть факты хулиганских действий, где-то ее
уронили, где-то пытались повредить, но на сегодняшний день выставлением камер
занимается СМЭУ. Соответственно, при комплексе присутствуют сотрудники, которые
следят за тем, чтобы с камерами все было в порядке.
– Но
бывает же, что камера стоит в одиночестве?
– Нет,
нет, сотрудник всегда рядом, он может быть в 15-20 метрах, но он всегда должен
там находиться, потому что это дорогостоящее оборудование, около 0,5 миллиона
камера стоит, и оставлять его без присмотра нельзя.
– Что
будет с тем, кто решит ее уронить или повредить?
© Валерий Доронин
– В
зависимости от последствий. Как минимум, административное правонарушение за
мелкое хулиганство. Но, если вы повредили и причинили значительный ущерб, то
вплоть до уголовного преследования.
Трассы
высокой аварийности
– Какие трассы самые "проблемные"?
– Самая
"проблемная" трасса в регионе – Томск – Каргала – Колпашево. Там
произошло 12 ДТП за 2016 год. По аварийности "популярен" также
участок федеральной трассы – от Томска в сторону Алаева, там было 10 ДТП.
Стрежевой – Нижневартовск, Томск – Аэропорт тоже достаточно аварийные.
– На
трассе до аэропорта везде поставили знаки, освещение сделали, поставили
измерители скорости. Снижается ли от этого аварийность?
– Снижается.
Она сильно снизилась благодаря принятым мерам. Тот участок нам приносил очень
много происшествий, на сегодняшний день их стало значительно меньше в связи с
тем, что мы все принимаем меры – правоохранительные органы, власти.
Благодаря
в том числе нашему воздействию приняты меры по обустройству улично-дорожной
сети: там везде есть разметка, переходы, ограждения, освещение наконец-то в
прошлом году запустили.
– Есть
ли корреляция между количеством ДТП и состоянием трассы?
– Тут
скорее зависит от того, насколько интенсивно она используется. Чем больше машин
ездит, тем больше рисков и тем больше ДТП.
Дети-пассажиры и дети-пешеходы
–
Расскажите, как обстоит ситуация с детскими креслами? Как много людей возят
детей без них?
– Постепенно
мы шли к этому, и на сегодняшний день можно сказать, что во многих случаях
граждане осознают, что это безопасность, прежде всего, их ребенка. За восемь
месяцев мы выявили более 2,5 тысячи нарушений, их количество снижается.
Сегодня
штраф за отсутствие кресла соизмерим с его стоимостью – 3 тысячи рублей. Как
правило, использование детского кресла намного снижает последствия ДТП для
самой незащищенной категории – детей.
© РИА Томск. Елена Зеневич
Например,
пару лет назад в Москве была такая ситуация: младенца забрали из роддома, его бабушка
держала на руках. Автомобиль попал в ДТП, оно было не очень серьезное, но
бабушка просто ребенка придавила своим телом по инерции.
– А
чем родители оправдывают отсутствие кресла?
– Оправдываются
горе-родители тем, что с ними никогда ничего не случалось и никогда ничего не
случится. Говорят, ведь ребенок на руках, с ним ничего не произойдет. Но это
небезопасно все.
Надо
понимать, что возить ребенка на сидении без кресла можно в зависимости от его
возраста и роста. Главное, чтобы он был пристегнут безопасно. Речь не идет о
детях детсадовского возраста, они должны перевозиться в креслах. Понятно, что
тяжело усадить в кресло семи-восьмилетнего ребенка, для них и кресел-то таких
не подберешь.
Самое
главное – чтобы он был пристегнут. Ремень действительно спасает жизнь. Практика
показывает, что в большинстве случаев травмы при использовании ремня
безопасности значительно меньше, чем без него.
– По
формальному признаку не штрафуют – мол, ребенку восемь лет, а он без кресла
едет? Надо же до 12.
– Нет,
конечно.
– Недавно начался учебный год, на улицах стало больше детей. Могут
ли родителей привлечь за то, что ребенок перебежал дорогу в неположенном месте?
– Нет,
детей мы не можем штрафовать до 16 лет.
– А
родителям что может быть?
– Родителям
– только за воспитание. Неисполнение родителями обязанности по воспитанию
несовершеннолетних – есть такая статья Кодекса об административных
правонарушениях.
Я
так скажу – основная масса детей поддается воспитанию и переходит дорогу в
нужном месте, особенно, когда они видят сотрудника, им интересно, младшие
классы реагируют на это наиболее активно. Значит, в школах им объясняют. В том
числе и сотрудники ГИБДД проводят лекции, приходят в школы, рассказывают детям,
особенно начальных классов, о ПДД.
© РИА Томск. Элеонора Черная
Часто
встречается такая ситуация, что мама торопится и тащит ребенка в неположенном
месте через дорогу. Ребенок упирается, не хочет переходить, и здесь у него
возникает конфликт – с одной стороны, авторитет родителя, а с другой стороны
то, что ему рассказывали в школе.
И
здесь хотелось бы обратиться к родителям: поговорите с ребенком, разъясните ему
правила поведения и правила перехода дороги, напоминайте ему, покажите опасные
места по дороге в школу и объясните риски. И, главное, собственным примером
показывайте и призывайте его к соблюдению правил.
– Что
делать с такими родителями?
– За
переход в неположенном месте предусмотрен штраф, в первую очередь. И, конечно,
убеждение, беседа сотрудника, напоминание о последствиях.
Мы
же, пока не столкнемся с этим, думаем, что переход в неположенном месте – это
незначительное нарушение, на которое не стоит обращать внимания, но это
действительно опасно. Из 572 ДТП 160 – это наезды на пешеходов. Получается
практически каждое третье. В половине случаев пешеходы переходили в
неположенном месте.