ТОМСК, 20 дек - РИА Томск, Карина Сапунова. Ученые Томского госуниверситета (ТГУ) несколько лет практикуют трехмерное сканирование
археологических памятников и находок. Заведующая профильной лабораторией
"Артефакт" Ольга Зайцева рассказала РИА Томск, кому нужны виртуальные
прогулки по раскопкам, почему музеи дублируют свои экспонаты в интернете и когда
3D-технологиям будут
обучать в ТГУ.
Ранее сообщалось, что основные направления работы лаборатории – сканирование памятников археологии с помощью беспилотных летательных
аппаратов и создание трехмерных моделей археологических находок и музейных
экспонатов.
Мозги и оборудование
– Ваша лаборатория была одной из первых в России, где стали
заниматься трехмерными технологиями для археологии. Совместили, казалось бы,
несовместимое. С чего все начиналось?
– Лаборатория была создана в 2012 году – сейчас, получается,
работаем четыре полных года.
Зачем она создавалась? Все мы понимаем, что живем в эру,
которую называют цифровой революцией, и нет такой области, которую она бы не затронула. Для археологии тоже произошли глобальные изменения, причем в этом
случае принято говорить и о 3D-революции.
Изначально мы создавались, чтобы применять новые технологии,
чтобы фиксировать результаты работы археологов и переносить их в музей –
представлять публике. Мы взялись с нуля, одними из первых в стране попробовали
применять такие подходы. Сейчас в России есть уже несколько центров – цепная
реакция пошла, но она пошла и во всем мире.
© предоставлено Ольгой Зайцевой
Сотрудник лаборатории ТГУ "Артефакт" за работой
Можно было бы сказать, что денег нет, нет специалистов, но
мы все-таки не изолированы от внешнего мира, мы видим тенденции.
Почему Томск оказался в лидерах? С 2012 года начинались
несколько программ, в которые вошел ТГУ – национальных исследовательских
университетов, ведущих вузов, проект "5-100" (программа повышения
международной конкурентоспособности вузов – Ред.) и другие. И все эти
программы и гранты помогали нам покупать
оборудование, без которого невозможна техническая революция.
– И к чему вы пришли сейчас?
– В 2017 году у нас будет уже три беспилотника. У них
разные возможности: быстрее или медленнее двигаются, снимают панорамы с большой
высоты, могут летать низко и снимать более детально… Будет пять 3D-сканеров, 3D-принтер. Но сейчас все
очень быстро меняется – первые сканеры, которые купили в 2012 году, уже
устарели, и их можно выносить на помойку.
© предоставлено Ольгой Зайцевой
Сотрудник лаборатории ТГУ "Артефакт" за работой
С моей точки зрения, процесс пошел именно благодаря людям. В
нашей лаборатории четыре человека: два специалиста по компьютерным
технологиями, а два – "классические" археологи, которые дают
понимание, что и зачем нужно делать.
Называется, мозги соединились с оборудованием. Это и дало
эффект: за четыре года мы с нуля вышли на международный уровень. Наши статьи
публикуются в самых топовых журналах.
Новая реальность
– Технологии новые, и не совсем понятно, как именно можно
применять то, что вы делаете…
– Первая задача – максимально точно зафиксировать ход полевых работ.
Археология развивалась в направлении все более точной фиксации, потому что, раскапывая памятник, мы его разрушаем. Раньше делали чертежи, потом фото,
теперь 3D-изображения погребения
или жилища.
© сайт Томского государственного университета
Настоящая революция, которую сделали 3D-технологии, в том, что раскоп в
первоначальном виде могут рассмотреть не 10 специалистов, которые на нем
работают, а кто угодно – мы просто выкладываем архив с информацией в сеть.
Это важно, потому что невозможно передать картинку
объективно: даже срисовывая, человек интерпретирует увиденное по-своему. А
благодаря трехмерной модели любой специалист может получить объективную
информацию. И если раскопки ведутся в Сибири, можно отослать материалы коллеге,
например, в Британию, и он тут же сможет дать консультацию.
На основе трехмерных моделей раскопок создаются их виртуальные симуляторы.
На западе есть обучающие модели для археологов. Они используются и как компьютерная
игра. Согласитесь, одна история, когда просто бегает какая-нибудь Лара Крофт в
"стрелялке", а другое дело, когда можно действительно "раскопать"
памятник.
Кроме того, есть технологии дополненной реальности. Например,
сохранился только фундамент здания. Есть табличка – что это было и когда
раскопано. Но наведя смартфон, мы можем видеть, что это была церковь, как она
выглядела.
Еще 3D-модели
замечательны тем, что их сразу можно инкорпорировать в музей, в публичную
среду. Раньше в музее люди видели свалку вещей и табличку с текстом. А сейчас
человек в интерактивном киоске может увидеть, например, как предмет был найден.
© сайт Томского государственного университета
Еще я уверена: когда-то все музейные предметы будут
оцифрованы. Сейчас в России делаются первые шажки, а ведущие европейские музеи
уже вовсю с этим работают – для них важна открытость. Например, Лувр за неделю,
бывает, выкладывает сотни оцифрованных экспонатов.
И если раньше нужно было ехать в Париж и лично идти в Лувр,
то сейчас можно скачать модель, рассмотреть ее с любого ракурса. А если хотите
сувенир из Лувра – скачиваете и распечатываете на 3D-принтере, например, египетскую
миниатюру.
– Насколько я помню, в ТГУ вы начинали создавать такой
виртуальный музей?
– Есть проект в начальной стадии на нашем сайте, сейчас
представлены несколько трехмерных моделей артефактов – можно скачать на компьютер,
можно распечатать на 3D-принтере,
можете использовать в лекциях – все зависит от того, какую цель преследуете.
Также создан цифровой архив раскопок Тимирязевского
могильника (расположен под Томском – Ред.). Это первый памятник в России, для
которого 3D-фиксация была
применена на всех этапах, начиная со снятия дерна. Думаю, к концу 2017 года он будет полностью выложен.
По этому могильнику в прошлом году была выставка – в Томском
областном краеведческом музее, и там использовалась стереовизуализация – человек мог
"побывать" на раскопках, обеспечивался эффект погружения. Выставка
пользовалась спросом.
© с сайта Томского государственного университета
Раскопки Тимирязевского могильника
"Консервирование" навечно
– Есть ли проекты, которые завершили недавно или завершите в
ближайшее время?
– Летом, в Долине царей (огромный курганный комплекс в Туве – Ред.) мы начали снимать научно-популярный фильм в 3D. Мы привыкли, что в таком формате
снимается развлекательное кино, а тут не ролик – полноценный документальный
фильм, где специалисты рассказывают о работе, показаны 3D-модели найденных артефактов,
использованы материалы, отснятые с беспилотников.
Был отдельный проект для ООО "Северная археология",
сейчас он завершен – оцифровка деталей коча, это корабль допетровской эпохи. В
допетровском судостроении не делали никаких чертежей, и строение корабля
оставалось загадкой. А коч – это легенда, культурный символ, судно, позволившее
освоить северный морской путь.
© с сайта Томского госуниверситета
На севере нет строевого леса, поэтому разбирали коч и
строили дом из него. На протяжении многих лет при раскопках городища на севере
находили детали кочей, и сейчас у компании-заказчика два судовых набора.
Мы оцифровали детали и смогли из цифровых моделей собрать
остов по кусочкам, как пазл. Теперь возможно восстановить недостающие элементы
и реконструировать судно.
Сохранять больше
– Есть в вашей работе какая-то обучающая составляющая?
– Образование и просвещение – одна из важных задач.
Памятников археологии в России ежегодно раскапывается тысячи. И хотелось бы
сохранять по ним информацию.
У нас выигран грант фонда Потанина, и с 2017 года будет
запущен для магистров-археологов новый курс "Современные 3D-фиксации в
археологии".
© РИА Томск. Юлия Соколова
Но мы и сейчас работаем – недавно приглашали на мастер-класс
в Ханты-Мансийский автономный округ, ездили в Омск… Этим летом, если получится,
проведем школу – соберем специалистов из разных центров.
– У вас много текущей работы, много предложений – и всего
четыре человека. Расширяться не планируете?
– Потребности в нашей работе в обществе более чем выражены.
Мы не успеваем справляться, и расширяться действительно надо. Но пока
возможности нет. Но, как у нас бывает – сегодня возможности нет, а завтра,
может, появится.
Подали несколько заявок на финансирование, ждем
результатов. Есть несколько музеев, которые хотят с нами работать, и ищут деньги
на совместные проекты. Есть несколько музеев, у которых денег не предвидится,
но средства пытаемся получить мы.
Сейчас не только мы находимся в такой
ситуации – в подобной ситуации вся российская наука: возможностей получить
финансирование много, но надо уметь быстро перестраиваться и делать
одновременно несколько проектов – тогда у коллектива есть шансы выжить.
© предоставлено Ольгой Зайцевой
Сотрудник лаборатории ТГУ "Артефакт" за работой