RIATOMSK.RU
+5°C
29 марта 2024  |  
14:50
  |  
+5°C
10:37  2 января 2017 г.

Успеть до курантов: как прошла новогодняя ночь у томских спасателей

Сапунова Карина Владимировна
© РИА Томск. Карина СапуноваУспеть до курантов: как прошла новогодняя ночь у томских спасателей

ТОМСК, 2 янв – РИА Томск, Карина Сапунова. В Томске три часа до Нового года. По телевизору – "Ирония судьбы". На столе в дежурке поисково-спасательной службы (ПСС) оливье и горячие шашлыки – в честь праздника. Звонит телефон, старший смены Юрий Левин берет трубку:

– Ага... Что там, Тань? – Кладет трубку, и обращается к смене: – Замок в руках развалился, поехали.

Спасатели встают из-за праздничного стола и едут – работа такая: открывать двери, доставать людей из раскуроченных в ДТП автомобилей, останавливать подростков на краю крыши, снимать кольца и заевшие наручники, вытаскивать пострадавших из-под завалов... А что заниматься этим приходится в Новый год – тут уж как график совпал.

© РИА Томск. Карина Сапунова
В помещении дежурной смены ПСС

На все случаи жизни

Суточное дежурство в ПСС начинается в 09.00. Традиционно в смене пять спасателей, еще смена "дежурит на дому" (то есть, могут заниматься своими делами, но если понадобятся, то должны приехать по первому требованию).

У Левина в смене Илья Гаврилин, Алексей Куимов, Иван Масленников, Павел Осипов. Старший своей сменой гордится.

"У нас два технических гиганта: Паша и Илюха, они могут двигатель с закрытыми глазами собрать и разобрать – прикладной такой ум. Леха с пострадавшими как никто умеет обращаться. Ваня молодой спасатель, но хороший: не строит из себя крутого, а слушает и учится", – рассказывает он, проверяя снаряжение.

На вызов спасатели едут в специально оснащенной "Газели": шесть посадочных мест (плюс водительское) и большой кузов для оборудования. Изначально это был обычный микроавтобус, а руками спасателей были смонтированы выдвижные стеллажи в кузове, крепления для баллонов за пассажирскими сидениями и полки для касок – над ними.

© РИА Томск. Карина Сапунова
Оборудование спасателей
В автомобиле оборудование на все случаи жизни: для работы в помещениях с отравленным воздухом и там, где не хватает кислорода (например, в погребах и под завалами), резиновая лодка для паводка, костюмы химзащиты, альпинистское снаряжение…

Незаменимое оснащение – гидравлическое оборудование, позволяющее резать металл, поднимать конструкции и объекты весом несколько тонн, перекусывать арматуру.

Кроме спасателей на дежурство заступает диспетчер, который принимает звонки и, если нужно, отправляет смену на выезд. Спасатели – не понять, в шутку или всерьез – говорят, что от удачи диспетчера зависит, сколько будет вызовов и какие они будут. В сутки с 31 декабря на 1 января дежурит Татьяна.

© РИА Томск. Карина Сапунова
Диспетчер ПСС Татьяна

День закрытых дверей

Днем ПСС дважды выезжала "на двери". В первый раз помощь понадобилась женщине, которая еще накануне ушла с детьми "кататься на горках", а когда они вернулись домой, то не смогли открыть дверь; в квартире должен был находиться отец семейства. Переночевали у знакомых, а когда 31 декабря так и не смогли попасть домой, вызвали спасателей.

У женщины нет с собой документов, поэтому дверь вскрывают с полицией – это обязательное требование. Если бы на руках был паспорт с пропиской, вопрос решился бы без УМВД. Муж вызвавшей спасателей томички дома – пьян и спит.

© РИА Томск. Карина Сапунова
Сотрудник ПСС за работой
Второй вызов "ложный". Звонившая старушка просила открыть квартиру – она сама не может, а в квартире неходячий больной сын. Дверь оказалась не заперта, в квартире и вправду был сын – пьяный и, действительно, лежащий.

Третий вызов, тоже "на дверь", поступил около девяти вечера и сорвал из-за праздничного стола. Город пустой. Левин объясняет, куда ехать, Павел не возражает и крутит руль.

"Знаешь, в чем прикол? – объясняет мне старший смены. – Теперь в голове GPS – 11 лет по городу ездить с адреса на адрес…"

Пока ждем хозяйку квартиры, спасатели осматривают замок в металлической двери: действительно вывалился, все раскурочено.

– И что, замки вскрывать тоже специально обучают? – спрашиваю я у Левина.

– Да ну! Опыт… – отвечает он.

© РИА Томск. Карина Сапунова
Сотрудники ПСС за работой
Пока Алексей и Ваня разбираются с замком, женщина жалуется мне: никогда тот замок не закрывали, а тут вместе с детьми пошла к бабушке, решила, что "надо на всякий случай" – а оно вот как… Теперь останется только один замок – года два назад сломали верхний запор на металлической двери.

"Когда нас не было дома, бывший муж, пока еще был здесь прописан, вызвал спасателей – они вскрыли дверь. А он все вещи забрал и уехал. Отец троих детей…", – возмущается женщина.

Кроме дверей

На базу возвращаемся к десяти вечера. До Нового года еще есть время, и Юра показывает мне оборудование, параллельно рассказывая истории. Через какое-то время в гаражный бокс, где стоит "Газель", заходит Илья – и тоже рассказывает "страшилки".

"Страшилка" 1 (Юра показывает подушку, которая, надуваясь, может поднять до 10 тонн): Очень полезная вещь. Вызывали как-то в Северск. Широкая водопроводная труба где-то на окраине, а от нее трубы поменьше – и на них задвижки. Одну прорвало, узнали только через несколько дней. А там еще перепад: со 100 с чем-то метров до 30; это давление семи атмосфер.

Приехали я, замначальника службы, директор предприятия. Гендиректор говорит, что делать – не могут придумать. Я предлагаю: а что, если в эту трубу подушку цилиндрическую засунуть и надуть?

Нашли подушку, я занырнул, подушку в трубу пытаюсь запихнуть – а там поток воды… Сел на трубу сверху, затолкал подушку. Ее накачали, она там и осталась. Потом уже нормально ремонтировали, новую задвижку поставили.

© РИА Томск. Карина Сапунова
Эмблема ПСС
"Страшилка" 2: Ездили как-то раз на ребенка. Около Алтайской, 126, когда там еще не стоял новый дом, дети сами сделали горку: утоптали, укатали. Ребенок скатывался и напоролся на арматуру.

Приехали. Ребенок лежит. Арматура торчит из шеи. И куда-то под снег уходит – непонятно куда. Перепилили арматуру аккуратненько, мальчишку сдали медикам. Врач, который оперировал, потом рассказывал: штырь прошел между сонной артерией и гортанью, мимо легкого, и почти до паха. Ни один орган не задет.

Вся сложность работы в таких случаях – не допустить удара, когда перекусываешь арматуру – она делает "дзынь!". И гидравликой кусаешь, не докусывая – а потом болгаркой, например, аккуратно дорезаешь...

"Страшилка" 3: В ДТП смяло "Волгу". Пострадавший, открытый перелом бедра, кажется.

Я стою с "баяном" (на профессиональном сленге  – инструмент, который используют, в том числе, чтобы достать из машины зажатого результате ДТП пострадавшего – Ред.). Врач собирается ставить обезболивающее, у него руки трясутся. Предлагаю: "Может, я?". Отказался.

А пострадавший тоже хорош – телефон звонит, он берет трубку: "Мама, я сейчас занят, попозже перезвоню".

Под бой курантов

Сесть за праздничный стол не успели: около 23.30 поступил вызов. Спасатели, залезая в машину, загадывают желание: "Хоть бы не на колесах встречать". Звучит песня "Ленинграда": "Главное начать хоть что-то отмечать!".

– Юра, за полчаса успеем?

– Теоретически должны…

– Ну хоть будильник кто-нибудь на 12 поставьте, чтобы не пропустить...

Машин нет совсем. По дороге Левин поясняет: снова не открывающаяся дверь, в квартире, кажется, бабушка упала.

На крыльце подъезда нервно курит женщина – в запертой квартире ее мать. Дверь хорошая, Алексей прислушивается – в квартире кто-то стонет.

Первым делом прощупывают дверь листом бумаги – чтобы определить, где щеколда или замок. Снимают косяк, вытаскивают монтажную пену, вставив монтировку и стуча по ней молотком, забивают ригели в замок – чтобы отпереть дверь.

Старушка и правда упала – лежит на полу, между диваном и пуфиком. Лицо перекошено, говорит еле-еле, двигаться не может. Полицейский по рации вызывает "скорую", спасатели кладут пострадавшую на одеяло и поднимают на диван, приговаривая что-то успокаивающее.

© РИА Томск. Карина Сапунова
Сотрудник ПСС за работой
До Нового года несколько минут. Телевизор включен, и на экране появляется президент. "Скорой" нет. Алексей и Ваня ушли на улицу, чтобы встретить медиков и чтобы Павел не встречал Новый год в машине один.

Дочь пострадавшей возвращается в комнату с подушкой, садится на колени рядом с матерью, начинает целовать ей руки и успокаивать:

"Мам, потерпи немного, сейчас скорая приедет, они помогут. Мам... мам... да-да, я куплю тебе…, – оборачивается к спасателям и поясняет: – У нее болит, раз она просит таблеток. Ее парализовало, да? Чего боялась – то и случилось: она у нас все всегда сама старалась делать…"

Бой курантов, с небольшим опозданием звонят будильники. "Скорой" нет, а спасатели не уезжают, потому что врачам понадобится помощь, чтобы спустить пострадавшую до машины. Левин просит диспетчера поторопить медиков.

Бабушка хочет попить – дочь приносит стакан воды. Пострадавшая делает несколько глотков, и начинает захлебываться. Юра и Илья поворачивают ее на бок – чтобы ей было легче прокашляться. Илья разговаривает с пострадавшей: "Кашляй, кашляй… Как маму зовут? – уточняет у женщины спасатель. – Кашляй, баба Клава! А вы разговаривайте с мамой. Ей это сейчас нужно."

Наконец приезжает бригада "скорой", слушают дыхание, делают ЭКГ – стандартный набор. В комнату заглядывает полицейский, спрашивает у медиков: "Девочки, вы будете бабушку забирать? Точно будете? Мы тогда поехали, у нас там драка".

© РИА Томск. Карина Сапунова
Сотрудники ПСС передают пострадавшую "скорой"

Пока "скорая" работает, внучка пострадавшей пытается дать спасателям денег. Левин и Илья смотрят на нее, как на ненормальную. Девушка поясняет, что это – в благодарность. Левин отказывается: "Да вы что! У нас совесть же есть…". Девушка вспыхивает в ответ: "У нас тоже!", – и засовывает деньги в карман спасательской формы. Деньги достают и оставляют на полочке.

В это время поступает еще один вызов: в другом конце города девушка оказалась заперта в квартире на втором этаже, выбраться не может, как оказалась там – не знает.

Медики закончили, и бабушку перекладывают на "волшебные носилки" ПСС: повдоль они разъединяются на две части, половинки подсовываются под пострадавшего и надежно смыкаются, а значит, его не нужно лишний раз поднимать и тревожить. "Почему у нас таких носилок нет", – с легкой завистью вздыхают сотрудницы "скорой".

© РИА Томск. предоставлено пресс-службой ГУ МЧС по Томской области
Спасатели вчетвером помогают спустить пострадавшую вниз, перекладывают на каталку к медикам, а сами отправляются дальше.

Попаданец и Годзилла

На этот раз решают включить "мигалку" и сирену: боятся, что из-за запланированного на 01.00 фейерверка будет много пробок. В хвост пристраивается иномарка. "Гаишников на тебя нет", –  ворчит Юра.

Около нужного подъезда уже дежурит наряд УМВД. Девушка стоит на балконе второго этажа. Полицейские объясняют, что в квартире третий месяц идет ремонт, и пока там никто не живет; хозяев найти не смогли – вот и попросили помощи ПСС. Спасатели смотрят, с какой стороны лучше подобраться, и ставят лестницу.

– Думали с нашими в полночь словимся, "Шампусенка" выпьем (детское шампанское; ни одной экстренной службе на смене пить алкоголь, разумеется, нельзя – Ред.), а тут... А у вас сколько бригад в ночь? – спрашивает полицейский у Левина, пока они вместе заполняют необходимые бумаги.

– Мы одни. Вообще одни. На всю область – 20 человек, четыре смены, – объясняет тот.

– То-то мы думаем, что лица все время одни и те же, – сочувствует полицейский. И добавляет: – У нас-то смена до четырех утра, а потом – отмечать, еще успеем.

Девушка медлит спускаться – утверждает, что боится высоты. Спасатели ее подбадривают и подстраховывают, в итоге она оказывается на земле. Ваня или Алексей поднимаются наверх – нужно закрыть балкон, чтобы квартира не вымерзла, иначе перемерзшие трубы грозят неприятностями всему подъезду.

Спасенная на вид не пьяна, в припадках не бьется. Только просит у полицейских закурить – перенервничала.

© РИА Томск. Елена Зеневич
– Как ты там оказалась-то? – спрашивают они.

– Если бы я знала!

– Придется поехать с нами в отделение.

– Да уж понятно… – не спорит девушка.

Левин отчитывается на базу: работу выполнили. Татьяна "радует": "Записывайте еще адрес".

На спасательском сленге – едем к "комнатному Годзилле": парень, вроде бы, напился, начал все громить, выгнал всех из квартиры и запер дверь.

В подъезде уже ждет полиция. Хозяйка квартиры, нервничая, уговаривает не вскрывать дверь (потому что замок и дверь ей жалко), а влезть через окно. Спасатели объясняют:

– Мы права не имеем. Если полиция полезет – мы им лестницу предоставим.

Женщина умоляюще смотрит на полицейских.

– Нет, гражданка. У вас сын неадекватный, пьет-наркоманит. А у меня дети, – отказывается один из них.

Женщина начинает возмущаться, в разговор вступает ее муж и разрешает взломать дверь.

© РИА Томск. Карина Сапунова
Сотрудник полиции у открытой сотрудниками ПСС двери
В комнате разгром, полицейские поднимают "Годзиллу", надевают наручники, начинают бить по щекам, чтобы привести в чувство. Спасатели убедились, что больше их помощь не нужна, и пошли к машине.

"Юра, не отчитывайся пока, давай сначала покурим? А то сейчас опять будет "запишите, пожалуйста, адрес", – просят старшего спасатели.

Покурили, отчитались на базу – а там действительно еще один вызов: на Каштаке потеряли ключи – едем дальше…

Дед Мороз

На базу добрались около 02.00. Наконец-то сели за стол, выпили сока в честь наступившего года и заели уже остывшим мясом. Убрали со стола, начали готовиться ко сну – хотя бы пару часов поспать надо.

И тут раздается стук в окно: Дед Мороз. Начальник предыдущей смены Александр Новосельцев с женой решили поздравить коллег.

© РИА Томск. Карина Сапунова
Дед Мороз и Снегурочка у спасателей
Пока Снегурочка играет с "мальчишками", заставляя их показывать снежинки и сугробики, Дед Мороз готовит подарки. Потом – просит или рассказывать стишки, или отгадывать загадки.

– А если я стишков с детского сада не учил? – интересуется Ваня.

– Тогда рассказывай, что знаешь.

Ваня зарабатывает мандаринку и новогодний подарок, спев несколько строчек на немецком.

На прощание Дед Мороз пожелал здоровья, счастья, всяческих успехов и "чтобы сил хватало на паводок".

Утром

Ночует вся смена (кроме Павла– он спит в "Газели") в дежурке – лечь можно на раскладных креслах, диване или постеленном на скамейки гимнастическом мате. Без пяти минут шесть просыпаемся от звонка – снова вызов. Пока выбирались из-под спальников, Таня позвонила еще раз: вызов отменился.

Утром – уборка снега на территории, мытье полов и передача спецоборудования в машину следующей смене.

Все возвращаются к нормальной жизни: Ваня рассказывает, что сын впервые выучил стишок, его поддерживает Юра – вспоминает, что жена нашла дочке какое-то необычное стихотворение; Илья отвечает на расспросы, почему не поехал к дочери в Красноярск; Алексей делится, как дети в новогоднюю ночь радовались подготовленному для них ролику с Дедом Морозом. Павел ничего не рассказывает и пьет чай.

Теперь можно домой – спать. Или праздновать. Или отвезти семью к родственникам. И теперь уже новой смене предстоит разбираться с запертыми дверьми, пьяными курьезами, неудачными катаниями с горок и всем остальным, что может произойти в первый день Нового года…

Наверх
Сайт РИА Томск /riatomsk.ru/ содержит информацию, подготовленную Региональным информационным агентством "Томск" (РИА Томск) с территорией распространения – Российская Федерация, зарубежные страны.
РИА Томск зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 06 ноября 2019 г. Свидетельство о регистрации ИА № ФС 77-77122.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+. Материалы, размещенные на правах рекламы, выходят под знаком "#" и/или "реклама". РИА Томск не несет ответственности за партнерские материалы.
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
ЧИТАЙТЕ
РИА в VK
Главные новости дня в нашей рассылке