ТОМСК, 9 янв – РИА Томск. Ученые Томского госуниверситета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) в 2017 году создадут опытный
образец радара для мониторинга поверхности земли при плохой погоде и слабом
освещении; в частности, устройство можно использовать для поисков обломков
разбившихся самолетов или в отслеживании состояния посевов, сообщил РИА Томск
руководитель студенческого конструкторского бюро "Связь" ТУСУРа
Андрей Гельцер.
"Для дистанционного мониторинга и наблюдения сейчас
используют беспилотники, на которые устанавливают оптические или инфракрасные
камеры. Но эти камеры не очень хорошо работают при осадках, задымленности. С
помощью нашего радара можно получить изображение в радиолокационном диапазоне.
Радар сам себе "подсвечивает" земную поверхность, поэтому ему неважны
время суток или метеорологические условия", – сказал он.
Гельцер подчеркнул, что радар можно использовать для поиска
металлических объектов или зданий, так как они хорошо отражают радиосигнал, а
на изображениях, полученных с помощью оптических камер, эти объекты не всегда
можно увидеть. К примеру, прибор мог бы помочь быстрее найти разбившийся в июле
этого года Ил-76, тушивший пожары в Иркутской области. Его поиски замедлились
из-за плохой видимости и смога на месте крушения.
© с сайта ТУСУРа
Радар будет состоять из печатной платы, являющейся антенной,
приемопередатчика и блока обработки. Длина антенны – 25-30 сантиметров, общий
вес радара не превысит 1,5 килограмма. Аналоги этого устройства обычно имеют
большие габариты и массу.
Разработчики уже создали отдельные элементы и программное
обеспечение для устройства. В 2017 году они планируют собрать опытный образец и
протестировать его в реальных условиях – с помощью беспилотника. Отмечается,
что в одном из вариантов исполнения прибор можно будет использовать и в
сельском хозяйстве для определения влажности почв и объема биомассы.
"В радиолокации существует прямая связь между размерами
антенны и качеством изображения – чем больше антенна, тем лучше
"картинка", – отметил Гельцер. – Запись сигналов на протяжении
участков полета и их специальная обработка дадут нам такой результат, как будто
мы делали съемку не маленькой антенной, а большой, размером до десятков метров.
Соответственно, и качество изображения будет намного лучше".