RIATOMSK.RU
+11°C
28 марта 2024  |  
17:31
  |  
+11°C
9:46  17 января 2017 г.

Православный пост: томский священник о социальных сетях

Чёрная Элеонора
© Предоставил Дионисий Землянов. Автор: Dafna TalПравославный пост: томский священник о социальных сетях

ТОМСК, 17 янв – РИА Томск. Хештеги добрались до Томской епархии: #томскправославный, #архиселфи (селфи с архиереем), #служение, #красотабожьегомира. Священнослужители и прихожане сравнительно недавно начали выкладывать в социальных сетях фотографии и заметки, рассказывающие о буднях храмов Томска и православных традициях.

Как сочетаются современные онлайн-платформы и церковные каноны, чем опасны лайки с точки зрения православия, можно ли священникам выкладывать в Instagram семейные фотографии? Об этом журналист РИА Томск побеседовала со священником Дионисием Земляновым, руководителем информационного отдела Томской епархии. Он рассказал свою историю – как впервые зарегистрировался в соцсетях и почему не закрывает страницу в Instagram.

© Дионисий Землянов
Река Обь

Логин и пароль

Отец Дионисий, как выяснилось, выпускник факультета информатики Томского госуниверситета (ТГУ). В настоящее время ведет сайт Томской епархии, выстраивает взаимоотношения церкви с местными СМИ. У 43-летнего священнослужителя есть личные аккаунты в социальных сетях, в которых он делится фотозарисовками из жизни семьи и города, постит котиков, обсуждает с друзьями злободневные темы.

© Дионисий Землянов
28 октября 2015 года

– Отец Дионисий, а как принято обращаться к священнослужителю онлайн?

– Я считаю так: пусть обращаются, как удобно. В церкви принято обращение "отец", потому что духовные отношения, которые возникают между священником и прихожанами, это в некотором роде отношения между отцом и чадом. Но некоторым сложно сказать "отец Дионисий", но легко – "батюшка".

Простора вам в ленту! Вид на Спасский храм с. Коларово и пойму р. Томи.

Фото опубликовано Дионисий Землянов (@dionissios)

Вне стен церкви по-другому сложилось. У меня есть круг общения с детства, и как мы называли друг друга по имени 40 лет назад, так и называем сегодня. На родительском собрании в школе обращаются по имени-отчеству – Денис Александрович.

– А когда и как вы получили имя Дионисий?

– Я родился и прожил всю жизнь в Томске. Мое крещение состоялось в 1991 году, когда я был студентом. Дениса назвали Дионисием. Церковная жизнь сложилась поступательно. Вначале стал прихожанином в храме Сергея Радонежского. В 2002 году владыка рукоположил меня в священный сан, это таинство называется "хиротония".

© с сайта Православие в Томске
Крестный ход
В настоящее время руковожу информационным отделом епархии. Но отдел – это не комната с соответствующей надписью, а распределенные обязанности. Есть человек, который занимается газетой. Есть редакция, которая участвует в проекте "Радио "Томский благовест".

В 2004 году был создан сайт Томской епархии. Цель сайта – не пиар ради пиара, а повествование о жизни христианина и епархии в нашем регионе.

Выход в сеть

– Как вы пришли к личным аккаунтам в социальных сетях?

– Долгая история, которая началась на заре появления интернета в Томске. В студенческие годы я работал на узле связи Томского университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУРа). Это время первых чатов – специальных программ, дающих возможность в текстовом режиме общаться с людьми за тысячи километров.

Переписываться с человеком, который живет, например, в Японии – тогда это казалось удивительным. А потом появились современные соцсети. Знакомые из Америки решили поделиться фотографиями в Facebook и попросили зарегистрироваться. Сделал, посмотрел фото и больше не пользовался Facebook несколько лет.

© Дионисий Землянов
"Галактика Рождества"
Потом возникло внутрицерковное онлайн-общение – с коллегами, священниками из других городов. Выяснилось, что кто-то из них ведет "Живой журнал". Мне показалось это интересным, хотелось рассказать в сети о вере, о том, что мне дорого, и я тоже начал писать в "ЖЖ", вернее стал выкладывать фото с небольшими подписями. Фотография – это мое увлечение.

Со временем выбрал то, что мне удобнее. В "ЖЖ" больше не пишу, со многими друзьями и коллегами общаюсь в Facebook, причем речь именно о переписке, а не просмотре ленты. Вот и мы с вами об интервью договорились в Facebook. На ленту новостей в соцсетях нет времени. По той же причине почти не использую мобильные приложения: телефон – для звонков.

А свое увлечение фотографией реализую на платформе Instagram.

© Дионисий Землянов
"Живому – живое"

– В Instagram у вас действительно хорошие фото. А фотография на аватарке – на ней вы похожи на Джона Леннона.

– На самом деле фотография не об этом. Это очки, которые смастерила моя дочь, а я их просто примерил.

Благодаря интересу к фотографии Instagram оказался самым удобным инструментом. Подчеркну, что в Instagram моя личная страница, и там немного фотографий, где я при исполнении обязанностей. Во время богослужений не стою с телефоном и не фотографирую. В основном мои снимки – это наблюдения за повседневностью: семья, природа. Церковное событие – только если я один из многих участников, это может быть крестный ход, например.

© Дионисий Землянов
"Сибирь. Осень. Тепло. Слоны. Москвичи, вы там держитесь как-нибудь..."
Вначале я вел страничку в Instagram в закрытом режиме. Потом возникли сложности: в эту соцсеть пришли роботы, которые посылают множество запросов. Отвечать на все запросы и отличать ботов от людей стало сложно. Чтобы не отвлекаться, я открыл страницу. Понятно, что в этой ситуации меня беспокоит безопасность моей семьи. Но также ясно, что при желании в интернете можно найти любого человека.

– Вы часто выкладываете фотографии своей большой семьи, детей. А детям разрешаете регистрироваться в соцсетях?

© Дионисий Землянов
"Обнять лето"
– Как известно, многие сети не позволяют зарегистрироваться людям, младше 13 лет. Мы с женой это поддерживаем. Эти ограничения связаны с определенным развитием ребенка. Тут вообще речь о гаджетах и детях. Кто-то разрешает и второклассникам регистрироваться в "ВКонтакте". Мы – нет. К тому же гаджеты создают определенную финансовую нагрузку на семью, у нас же семеро детей.

– Всем по айфону купить накладно, конечно.

– Это вообще неприемлемо. Айфон в семье один. Мы его все вместе, когда это было доступно, подарили нашей маме, моей супруге, из-за ожидаемой простоты в обращении и продуманности. А так телефоны покупаются детям, когда они идут в школу, это самые простые модели для связи с родителями и одноклассниками. Что касается аккаунтов в соцсетях – четверо детей зарегистрированы, остальные – еще не доросли.

© Дионисий Землянов
13 октября 2013 года

Хештег для церкви

– А как церковь регулирует присутствие священнослужителей в социальных сетях? Есть какие-то правила?

© Дионисий Землянов
Чин прощения
– Тут все построено на доверии. Поведение священников всегда требует ответственности, сдержанности, чтобы словами не ранить другого человека. И это, мне кажется, применимо к любому из нас, не только к представителям церкви.

Каких-то регулирующих документов именно для соцсетей нет. Но есть соборный церковный орган, так называемое Межсоборное присутствие. Его комиссии формулируют определенные рекомендации. Например, сейчас рассматривается проект документа о том, как священнику пользоваться интернетом, чтобы это было и для него, и для общества полезным.

– То есть нет запретов на публикации в соцсетях?

© Дионисий Землянов
17 ноября 2014 года
– Нет. Но это зависит от конкретной епархии. В Томской области владыка не запрещает. У нас не было неприятных ситуаций, связанных со страницами священников, опубликованными "семейными" фотоальбомами.

Есть поговорка, что священник живет в прозрачном доме. Страница в соцсети – тоже своего рода прозрачная комната. Но когда мы приглашаем гостей в свой дом, мы все же общаемся с ними немного иначе, чем с домашними на кухне.

– Вам встречались люди, которые говорят, что интернет от лукавого, и современные тренды и церковь несовместимы?

© Дионисий Землянов
14 мая 2016 года
– Всякое бывало. На это вот, что скажу. Церковь – это сообщество верующих людей. Не корпорация, не административная структура, а именно сообщество, которое общается с помощью всех доступных инструментов.

Церковь находится всегда в авангарде информационных технологий и технологий вообще. Во времена Иоанна Грозного на Соловках была малая механизация, и будущий митрополит Филипп применял там технические усовершенствования, чтобы облегчить жизнь и труд монахов. Вспомните: когда-то было обсуждение об уместности использования электричества в храме. Если дальше уйти, то первая книга в свое время была пиком технологий, после "привычного" свитка.

Любая гора на фоне неба - кучка :)

Фото опубликовано Дионисий Землянов (@dionissios)

Не современные тенденции смущать должны, а бескультурье. Священник, который во время богослужения разговаривает по телефону, вызывает возмущение.

– Известно, что тщеславие считается греховной страстью в православии. Как считаете, а связаны тщеславие и соцсети, где многие фото выкладываются ради самих фото?

– Вообще у любого творческого человека есть риск впасть в тщеславие. И у блогера тоже. Но человек может потакать этой страсти, а может просто отмечать, что страсть есть, но он не станет ее кормить. Надо стараться так жить, чтобы эта страсть не руководила нами.

Можно радоваться удачной фотографии, интересному тексту. Это творческая радость: потрудился – и получил хороший результат. Человек в таком состоянии может быть благодарен навыкам, которые приобрел, в том числе с божьей помощью. А можно замкнуть все на себя: "Это все я. Хочу больше лайков, больше вырасти в рейтинге". Если блогер становится охотником за лайками, то в этом случае работает тщеславие.

– В прошлом году в обществе бурно обсуждалось селфи ректора и студентов Санкт-Петербургской духовной академии, которое сделал ее выпускник Константин Шнуров. Вы как относитесь к этому?

– Константин является профессионалом в области видеотехнологий. И, по сути, это его служение – будучи частью церкви и академического сообщества, он пытается рассказать о православии через интернет. Мне кажется, это важно: такие люди показывают жизнь церкви не искусственно-привлекательно, а по-настоящему красиво. И не всем это удается. Ведь все, что связано с церковью, связанно с красотой. Кто-то рассказывает скучно просто потому, что не знает, как это сделать правильно.

Я сторонник открытости. Мне кажется, это единственный путь, который поможет людям понять друг друга.


Наверх
Сайт РИА Томск /riatomsk.ru/ содержит информацию, подготовленную Региональным информационным агентством "Томск" (РИА Томск) с территорией распространения – Российская Федерация, зарубежные страны.
РИА Томск зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 06 ноября 2019 г. Свидетельство о регистрации ИА № ФС 77-77122.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+. Материалы, размещенные на правах рекламы, выходят под знаком "#" и/или "реклама". РИА Томск не несет ответственности за партнерские материалы.
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
ЧИТАЙТЕ
РИА в VK
Главные новости дня в нашей рассылке