ТОМСК, 14 фев – РИА Томск, Алена Хлестунова. Новая
маршрутная сеть была запущена в Томске 1 января. Председатель городского
комитета по транспорту Ольга Свахина рассказала РИА Томск о первых итогах
работы, основных проблемах перевозчиков и анализе жалоб томичей.
– Как вы оцениваете итоги первого месяца
работы новой маршрутной схемы?
– Сказать, что все прошло без проблем,
конечно, нельзя. Напомню, решение о вводе новой маршрутной сети было
обусловлено изменением федерального законодательства и стремлением
администрации Томска обеспечить безопасность и качество пассажироперевозок. Томичи неоднократно требовали от городской власти добиться порядка в этой сфере. А действовавшие ранее договора
не предполагали никаких обязательств со
стороны перевозчиков. И возможности контролировать их у города не было.
По сути, ранее качество перевозок было исключительно на
совести водителей и бригадиров. И, как
правило, в конфликтных ситуациях доказать что-то было просто нереально. Именно
поэтому мэр Томска Иван Кляйн принял
решение о введении новой маршрутной сети и поручил утвердить стандарт качества пассажироперевозок, где
предусмотрены требования к техническому
оснащению автобусов, внешнему виду водителя и кондуктора, наличию в салоне
видеокамер и датчиков системы ГЛОНАСС и еще ряд моментов, на которые жаловались
люди.
© РИА Томск. Павел Стефанский
Сказать, что процесс перехода со старой
маршрутной сети на новую прошел без сучка без задоринки, я не могу. Но тому был ряд объективных причин. Пассажирские перевозки – это
непрерывный процесс, и у перевозчиков практически не было времени на то, чтобы перестроиться. Автобусы до 31 декабря работали по старой схеме, а их
нужно было экипировать по-новому, водители должны были изучить новые маршруты, дорожные
знаки. На это времени было очень мало.
Еще, конечно, немаловажную роль сыграла
дорожная обстановка. В начале января выпала двойная норма осадков, дороги были
сужены, поэтому в январе, особенно после 9-го, когда томичи массово
поехали на работу, мы получили шквал негативных звонков.
После этого каждую жалобу на каждый
маршрут отрабатывали индивидуально, анализировали данные ГЛОНАСС, общались с
перевозчиком, водителями. Перевозчикам были выданы дополнительные маршрутные
карты, чтобы обеспечить выполнение утвержденных интервалов движения 5-10 минут,
независимо от дорожной обстановки. Практически по всем маршрутам это позволило
снять напряженность.
По вопросу работы маршрута №36/37 в селе Тимирязевское даже был проведен сход граждан. Перевозчик на тот момент уже получил от нас
предупреждение о расторжении контракта, если не будут устранены замечания к его
работе. Раньше он, может, недопонимал ситуацию: ну, что там, автобус сломался? А для жителей Тимирязевского поломка этого автобуса
критична.
Но после общения с людьми перевозчик реально проникся и быстро все
поправил – добавил автобусы на маршрут.
Сейчас жалоб на несоблюдение интервалов по этому направлению практически не
поступает.
Вообще с 10 по 30 января количество жалоб,
которые мы принимаем, сократилось кратно, теперь в день поступает две-три
претензии, которые мы проверяем по данным ГЛОНАСС или в ходе выездных проверок.
– Были
маршруты, которые не вызывали нареканий?
– Конечно, их даже больше. А по ряду маршрутов
мы даже получили благодарность. Например, по маршруту №30/33. Томичи просят ни в коем случае не убирать его, хотя
изначально были вопросы, мол, зачем он
нужен.
– В
новую маршрутную сеть не был включен маршрут №27. Как удалось компенсировать
это важное направление?
– Маршрут №27 мы были вынуждены исключить из
городской маршрутной сети, так как он межмуниципальный и по законодательству
относится к полномочиям областной власти. Учитывая большое число обращений
жителей, мы вели активные переговоры с областью, чтобы это направление было
компенсировано.
© РИА Томск. Павел Стефанский
Сейчас маршрут восстановлен, его выполняет перевозчик маршрута
№401. Ежедневно на линию выходит 15-16 единиц транспорта с интервалом 8 минут.
Автобусы № 401/27 обеспечивают транспортное сообщение между поселком Зональный, проспектом Комсомольским и микрорайоном Солнечный.
Маршрутная сеть – это живой
организм. Она может и должна меняться, потому что учесть все нюансы сразу невозможно. Сейчас у
нас уже есть несколько предложений от перевозчиков и жителей по изменению маршрутов, их продлению. К перевозчикам часто обращаются
большие коллективы и просят ввести, например, дополнительный рейс утром или
вечером. Это все обсуждаемо, и мы будем вносить изменения в новую маршрутную
сеть после рассмотрения на городской
транспортной комиссии.
– Вы упомянули ГЛОНАСС, на сегодня все
автобусы оборудованы датчиками этой системы?
– Да. В настоящее время все автобусы
подключены к ГЛОНАСС. И это положительно сказалось на организации движения, как для пассажиров, так и для нас как для заказчика. Теперь все автобусы видно.
Действует интерактивная карта на сайте rasp.tomsk.ru. Система работает, можно увидеть приближение автобуса, последние
рейсы на маршруте… И сами перевозчики понимают, насколько она нужна.
Благодаря
системе некоторые жалобы, например, сразу отметаются. Гражданин говорит: я стою
целый час. А мы открываем ГЛОНАСС и видим, с каким интервалом реально движутся
автобусы. Или вот была жалоба на курение водителя в салоне.
А после просмотра данных видеокамеры стало очевидно, что водителя просто оговорили.
© РИА Томск. Яков Андреев
Есть камеры очень
хорошего качества, там видно даже самые последние сидения. Это стимулирует и
водителя, и пассажиров вести себя корректно. Раньше, если вы знали, что за вами
никто не следит, вы могли себе позволить некие вольности, сейчас уже такого нет.
– В каждом автобусе обещали кондуктора.
– Кондукторы – очень важная тема. И в
контрактах прописано обязательно либо
наличие кондуктора, либо системы, которая позволяет осуществлять расчет, не
привлекая водителя. К этому мы будем стремиться. Перевозчики в настоящий момент
называют эту проблему самой важной, поскольку есть реальный дефицит кадров. График работы очень тяжелый, и
заработная плата у кондукторов небольшая. Наши перевозчики обращались даже в
службу занятости. Но ни один из безработных томичей на эти вакансии не пошел.
– Сколько автобусов имеют кондукторов в
настоящее время?
– Я бы сказала, что процентов 30-40. Поэтому
перевозчики заинтересованы во внедрении системы оплаты. Сейчас стоит задача
оградить водителя от сбора денег за проезд. Один из вариантов – кешбоксы. У нас есть томский производитель, который планирует презентовать свой продукт. Я надеюсь, что в ближайшее
время нам представят рабочую версию.
– Насколько это будет удобно, особенно когда
в автобус заходит сразу много пассажиров?
– Мировой опыт есть. В России кешбоксы давно работают
на Дальнем Востоке в нескольких городах, мы посмотрели отзывы, никаких проблем
там нет. Вы так же передаете деньги на проезд водителю, пассажир так же эти
деньги кладет, вам – билет. Плюс в том, что можно рассчитываться не только
наличными деньгами, но и бесконтактной
картой. Расчет в любом случае занимает буквально несколько секунд. Это была
идея самих перевозчиков. Они ее изучали, эта система им понятна.
– Одно из требований к перевозчикам,
работающим по новой маршрутной сети, касалось возраста автобусов: не старше 12 лет в 2017 году, а в
последующие – не старше 10. Обновление автобусного парка произошло?
– Да, примерно на 20% парк автобусов
у нас обновился. Каждый пятый автобус на линии сейчас не старше трехлетнего
возраста. Есть автобусы, которые по возрасту приближаются к 12 годам. Но перевозчики продолжают обновление
подвижного состава.
© РИА Томск. Алена Хлестунова
С этого года возобновлена программа утилизации, по которой
перевозчики могут обменять старые автобусы на новые. Выгода в данном случае составляет до 250
тысяч рублей за одну машину. Многие победители аукционов ждали возобновления
этой программы. И сейчас будут приобретать машины. В любом случае требование
на будущий год – осуществлять перевозки парком не старше 10 лет – остается. И еще
порядка 130 автобусов должны быть заменены.
– Вы говорили, что на маршрутах проходят проверки...
– Да, практически каждый день сотрудники муниципального Центра организации и контроля
пассажироперевозок выбирают маршрут, выезжают на конечную остановку и
осматривают автобусы с точки зрения экипировки. Смотрят внешний вид, внутри
осматривают чехлы, нет ли штор; смотрят наличие видеонаблюдения, ГЛОНАСС,
подключен ли он к центру, смотрят документы, контактные телефоны перевозчика,
сразу делают замечания.
Перевозчиков стимулирует то, что они
за право работы заплатили в бюджет. Они реально боятся потерять эти деньги,
ведь если с ними расторгнут контракт, они компенсации никакой не получат. Это стимулирует
быстрее реагировать на наши претензии.
Но цели взять и расторгнуть договор по
первой жалобе у нас, конечно, нет. Мы даем возможность перевозчику исправить
ситуацию, какая бы она ни была. И только если он не принимает никаких мер и не
оставляет заказчику другого выбора, будем расторгать эти договоры. Однако еще
раз подчеркну, мы будем принимать все меры, чтобы пассажиры не пострадали.
– Перевозчик маршрута №8/9 пока не реагирует
на жалобы горожан и замечания мэрии.
Какими будут действия муниципалитета?
– Проект решения о расторжении договора
согласован, было несколько совещаний с перевозчиком, он мотивирует свои
действия экономической составляющей. Действительно, сложно маршрут накатывать,
тем более когда там 442-й автобус и трамвай. Поэтому он предлагает вернуться к
старой схеме – без заезда на Большую Подгорную и Московский тракт.
Если этот вопрос рассматривать, надо понимать,
как компенсировать транспортные связи для жителей. На февраль запланирована
транспортная комиссия, на которой будет рассматриваться вопрос корректировки
маршрутной сети. Помимо этого есть ряд
предложений, в том числе по маршрутам, от №2 и №23.
– Еще одно требование к перевозчикам, которое
мэрия прописала в контрактах, – наличие низкопольных автобусов. Как оно
выполняется? И как их опознать?
© РИА Томск. Александра Астафьева
– Автобусы, оборудованные для перевозки маломобильных
групп населения, уже работают на маршрутах. На интерактивной карте они
отмечаются особым значком. Мы встречались с Координационным советом по делам
инвалидов, они сказали, что пока не готовы предоставить нам информацию, какое расписание движения им необходимо.
Единственное пожелание – чтобы автобус работал в субботу.
В настоящее время в
Томске уже 19 таких автобусов. На 22-м есть, на 4-м маршруте, на 25/52, на ряде
других. Но мы будем добиваться, чтобы
все маршруты имели в своем распоряжении такие автобусы.
– Одно из замечаний населения всегда касалось
времени окончания работы маршрутов. Говорили, что с нового года автобусы будут
ходить до 23.30. Этого удалось добиться?
– Проблема пока еще есть. Перевозчики в один
голос говорят, что вечерние рейсы пустые. Мы в стандартах качества перевозок прописали: людям надо. Но
пассажиров очень мало – один-два человека. Понятно, что вечером не такой
большой пассажиропоток, это не значит, что в 9 часов надо уехать домой и
человека, который гарантированно вышел в 10 часов на остановку, оставить на
улице.
Перевозчики предлагают ввести сезонность. Зимой пассажиропоток низкий.
Они просят на зимний период – например, с ноября по март – работать по сокращенному графику, хотя бы на
полчаса. А летом вводить вечерние рейсы.
Особенно это касается маршрутов, которые не проходят по центральным магистралям
в отдаленные спальные районы. Конечно, здесь нужно учитывать и рентабельность
перевозок, но для нас важнее интересы пассажиров. И мы будем их отстаивать.