RIATOMSK.RU
+3°C
29 марта 2024  |  
17:46
  |  
+3°C
12:00  23 февраля 2017 г.

Наука vs инновации: как томские криминалисты раскрывают преступления

Чёрная Элеонора
© РИА Томск. Павел СтефанскийНаука vs инновации: как томские криминалисты раскрывают преступления
© РИА Томск. Павел СтефанскийНаука vs инновации: как томские криминалисты раскрывают преступления

ТОМСК, 23 фев – РИА Томск. Криминалистическая экспертиза позволила оперативно выявить и задержать в Томске мужчину, который буквально за несколько дней совершил сразу три преступления сексуального характера и ограбление. Как происходило расследование этого и некоторых других дел, а также как научный подход и новейшая техника помогают в поимке преступников, РИА Томск рассказали криминалисты СУ СК России по Томской области.

ДНК из отпечатков пальцев

В отделе криминалистики томского СК работают восемь сотрудников. Они помогают следователям СК в раскрытии тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе "совершенных в условиях неочевидности" – без подозреваемых.

© РИА Томск. Павел Стефанский
Дмитрий Рогович и Виталий Брытков
Как рассказали журналистам руководитель отдела Дмитрий Рогович и его заместитель Виталий Брытков, на место преступлений выезжает большая следственно-оперативная группа. Задача криминалистов СК – координация ее действий.

Корр.: Что зависит от криминалиста в расследовании?

Брытков: От первоначальных следственных действий, которые координирует криминалист СК, в принципе зависит расследование уголовного дела. Первое, на что мы обращаем внимание, – осмотр места происшествия. Нужно правильно изъять следы преступления, вещественные доказательства, назначить и провести потом по ним комплекс экспертиз. Мы оказываем практическую и методическую помощь следователям.

Корр.: Судя по сводкам и новостям, преступники с каждым годом становятся более продвинутыми – применяют современную технику для, например, больших ограблений, знают, как не оставить следов на месте преступления. Что им могут противопоставить криминалисты? И какие виды криминалистических экспертиз уже устарели?

Рогович: Старые методы в нашем деле не отмирают, а дополняются. Например, дактилоскопия – метод установления личности по отпечаткам пальцев. С ее помощью были раскрыты тысячи преступлений. Дактилоскопия дошла до такого уровня, что реально получить отпечатки пальцев с тела жертвы. Раньше это было невозможно.

© РИА Томск. Павел Стефанский
Дмитрий Рогович
В последнее время активно развивается генотипическая экспертиза, которая позволяет установить ДНК-профиль человека по его биологическому материалу. Сейчас это направление идет по пути развития традиционной дактилоскопии: как и в случае с отпечатками пальцев, создается федеральная база ДНК-профилей, в которую заносятся все лица, определенные законом.

Конечно, генотипическая экспертиза надежнее дактилоскопии. Отпечатки пальцев на месте преступления могут быть смазаны, а ДНК-профиль, выявленный из найденного биологического материала человека, – тут стопроцентное попадание.

Брытков: Раньше обращали внимание на то, что для выявления ДНК человека нужна была, грубо говоря, лужа крови. А сейчас речь идет о микроскопических объемах. Например, вы держите в руках блокнот. На бумаге осталось ваше потожировое вещество. Мы его правильно обработаем и сможем определить вашу ДНК. А если вы судимы, то сможем найти вас в базе ДНК-профилей.

© РИА Томск. Павел Стефанский
Источник света для поиска и обнаружения следов на месте происшествия
Человеку достаточно даже просто поговорить в помещении: невооруженным глазом не видно, что осталась слюна, биологический материал. В отделе есть специальные приборы для работы на месте происшествия – это источники экспертного света. С ними можно обнаружить даже самые микроскопические биологические следы.
Павел Стефанский
Применение источника света для работ на месте происшествия

Криминальная серия

Корр.: Какие громкие преступления были раскрыты с помощью генотипической экспертизы в Томске?

Брытков: Например, серийные преступления. В Советском районе Томска было совершено три преступления буквально за три дня. Первое – развратные действия в отношении маленькой девочки, потом – изнасилование женщины, затем – нападение на женщину с целью изнасилования и похищения ее имущества. Мужчина украл ее сумку, а изнасиловать не получилось.

При осмотре места происшествия были получены и изъяты биологические следы преступника. Нашли медицинскую маску, которой он пользовался, похищенную сумку. Сделали смыв с тел потерпевших во всех случаях, чтобы получить биологические следы мужчины. И при проведении генетических экспертиз был выделен ДНК-профиль неустановленного мужчины. Проверка по базам показала, что это ДНК ранее судимого человека. Его задержали.

Еще одна серия – преступления, совершенные в отношении детей в лифтах домов. Неизвестный мужчина заходил с маленькими детьми в лифт и демонстрировал им свой половой орган. Во всех лифтах, ставших местом преступления, были изъяты биологические следы мужчины. По ним выявили ДНК-профиль. Потом начали отрабатывать определенный круг лиц. Сразу говорю, мужчина не был судимым, и в базе его не было.

© РИА Томск. Павел Стефанский
Виталий Брытков
Расследование – это всегда целая история. Начали с изучения видеозаписи в лифте: у мужчины в руках пакет, он молодой, не похож на преступника. Сделали вывод, что может быть студентом вуза или техникума. Начали отрабатывать близлежащие техникумы – нет положительного результата. Пошли по вузам.

Определили круг людей, которые так или иначе похожи на разыскиваемого. Собрали их биологический материал – слюну. Выделили ДНК, сравнили с ДНК-профилем преступника. И один из студентов оказался "нашим".

Корр.: Кажется, что с такими возможностями генотипической экспертизы можно раскрыть практически любое преступление…

Рогович: Но не все люди состоят в базе. Генотипическая база ДНК-профилей пока ни в какое сравнение не идет с дактилоскопической. Работа только началась, и цифры там пока значительно меньше. Другой вопрос – на месте преступления побывало много людей, а нужно найти того, кто был там первым.

Корр.: Какие виды экспертиз еще только развиваются?

Брытков: Например, определение этнотерриториального происхождения человека. Эту работу делают в НИИ генетики в рамках научной деятельности. Речь идет также об исследовании ДНК-профиля человека. По нему можно установить вплоть до населенного пункта, где человек родился.

У всех людей разный гаплотип, он делится на X-хромосому (женскую) и Y-хромосому (мужскую). Определить этнотерриториальное происхождение можно пока только по Y-хромосоме, то есть в отношении мужчин, причем не всех. Для базы генотипируются представители разных народностей – чеченцы, узбеки, таджики и другие.

В отношении славян – русских, белорусов, украинцев и так далее – провести такую экспертизу, к сожалению, невозможно. Их нет в базе, так как за славянами не закреплено компактного проживания.

Этот метод развивается, и, думаю, скоро можно будет определять этнотерриториальное происхождение человека и по X-хромосоме.

Экспертные гаджеты

© РИА Томск. Павел Стефанский
Прибор для обнаружения скрытых видеокамер
Корр.: Какая техника помогает криминалистам в расследовании преступлений?

Рогович: В распоряжении криминалистов СК в Кемерове есть георадар, который обнаруживает под землей трупы. Если преступник говорит, что закопал тело жертвы в огороде, какие у нас варианты? Перекопать огород, но это достаточно сложно, потому что не на пять сантиметров закапывают.

А можно взять георадар. Примерно раз в два года возникает такая надобность – приглашаем коллегу из Кемерова, который имеет большой опыт в использовании георадара.

Брытков: Для работы с источниками информации используем UFED – прибор для получения информации практически с любых гаджетов и цифровой техники.

© РИА Томск. Павел Стефанский
Следователь-криминалист Алексей Красноперов показывает комплекс для извлечения цифровых данных
Преступники становятся умнее. Зачастую на месте мы не можем найти ни ДНК, ни отпечатки пальцев. Тогда в ход идут другие методы. Например, работа с сотовыми телефонами. В нашем распоряжении есть программный комплекс "Сегмент " – прибор для анализа биллинговых соединений.

Корр.: Используют ли криминалисты детектор лжи?

Рогович: Да, в нашем отделе есть специалист – полиграфолог. Но мы осторожно используем этот метод, потому что в отличие от генотипической и традиционной дактилоскопий, у которых точность 99,9%, данные полиграфа не являются однозначно достоверными. Это всегда оценочные выводы.

© РИА Томск. Павел Стефанский
Полиграф

Корр.: Как работают криминалисты с фотороботами?

Брытков: Важно, чтобы фоторобот использовался в комплексе с другими данными. Иногда он может только запутать следователей и криминалистов. Яркий пример – громкое преступление против трехлетней девочки, которую похитили из детского сада в Томске.

Когда ребенок пропал, был составлен фоторобот предполагаемого преступника. И мы задержали человека, который был идеально похож на фоторобот. Не просто похож, а стопроцентное сходство. Но при проведении генотипических экспертиз установили, что мужчина – не тот, кого мы ищем.

С другой стороны, есть примеры, когда фоторобот сравнивали с картотекой, составленной из фотографий ранее судимых лиц. Эксперт опрашивал потерпевшего, составлял фоторобот, и к нему подбирал похожие фотографии. И потерпевший находил среди них преступника.

Корр.: Какие экспертизы помогли раскрыть дело об убийстве инкассатора в гипермаркете "Лента"?

Рогович: Это было как раз преступление, произошедшее в условиях неочевидности. Была проведена огромная работа: генотипические экспертизы, баллистические.

Удалось установить, из какого конкретно пистолета стрелял нападавший. Как выяснилось, этот пистолет был украден у инкассатора при аналогичном ограблении в Красноярске. Из этого же оружия в Красноярске был убит человек – бытовое убийство на почве ссоры. Поняли, что надо вначале раскрыть это убийство.

В итоге мы вышли на преступника. Он был искренне удивлен, когда его задержали в шесть часов утра в Новосибирске. Спросили, зачем он в свое время приехал в Томск. Он ответил, что совершал преступления во всех регионах Сибири, и пришла очередь Томска. В итоге наш город стал последним в его преступном пути. Фактически баллистическая экспертиза помогла раскрыть это преступление.

Корр.: Какими качествами должен обладать криминалист, на ваш взгляд?

Рогович: Когда я пришел в отдел криминалистики, мне приходилось общаться с людьми, которые на 15-20 лет старше меня. А я должен донести до них свою точку зрения, убедить. Поэтому должны быть сильно развиты коммуникативные навыки. Надо знать, как расследовать, и уметь объяснить это другим. 

Наверх
Сайт РИА Томск /riatomsk.ru/ содержит информацию, подготовленную Региональным информационным агентством "Томск" (РИА Томск) с территорией распространения – Российская Федерация, зарубежные страны.
РИА Томск зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 06 ноября 2019 г. Свидетельство о регистрации ИА № ФС 77-77122.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+. Материалы, размещенные на правах рекламы, выходят под знаком "#" и/или "реклама". РИА Томск не несет ответственности за партнерские материалы.
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
ЧИТАЙТЕ
РИА в VK
Главные новости дня в нашей рассылке