19 апреля 2024  |
20:27  9 марта 2017 г.

Ученые ТГУ объяснили, как Баллок летала на огнетушителе в "Гравитации"

Сапунова Карина Владимировна
Планкина Евгения Андреевна
© с сайта Томского госуниверситетаУченые ТГУ объяснили, как Баллок летала на огнетушителе в Гравитации

ТОМСК, 9 мар – РИА Томск.Томский государственный университет (ТГУ) запустил в марте видеопроект "Детектор мифов", в ходе которого ученые вуза разберут популярные фильмы и книги и объяснят, позволят ли законы природы сделать то, что придумали фантасты. В первом выпуске физики ТГУ объяснили, почему Звезда смерти должна была взорваться бесшумно и можно ли летать в космосе на огнетушителе.

"Поехали!"

Как уточняется в четверг на сайте ТГУ, автор проекта – корреспондент ТВ-Университета Елена Поданева. В первом выпуске ученые рассмотрели четыре фильма: "Космическая одиссея", "Звездные войны", "Марсианин" и "Гравитация".

"Может ли человек перемещаться по космосу при помощи проколотой перчатки? Слышны ли в космосе звуки выстрелов? <…> Доцент физического факультета Иван Клыков прокомментировал некоторые эпизоды из (фильмов), а преподаватель физического факультета Павел Назаров продемонстрировал ряд экспериментов", – говорится в сообщении.

По словам Клыкова, часть показанных в фильме эпизодов правдоподобны, несмотря на то, что кажутся фантастикой. Некоторые – частично или совершенно не соответствуют законам природы.

Например, перемещаться в вакууме с помощью проколотого скафандра (пример – эпизод фильма "Марсианин", когда герой летит в определенном направлении, проколов перчатку) возможно, но не с такой большой скоростью, как в кино. Но чтобы управлять полетом, проколоть скафандр надо в районе пупка – там, где находится центр тяжести.

"В фильме "Гравитация" есть способ перемещения в космосе с использованием струи газа. В случае использования огнетушителя, как делает Сандра Баллок в данном фильме, <…> удобно направлять эту струю газа, и расход (воздуха, который придает движение телу) гораздо больший, нежели с использованием запасов воздуха в скафандре. Это вполне возможно", – добавил он.

Назаров подтвердил это с помощью простейшего опыта – надув воздушный шарик, и отпустив его в полет.

"На примере воздушного шарика мы продемонстрируем реактивное движение, или движение тела с переменной массой. Для этого нам нужно накачать сюда (в шарик) воздух, для того, чтобы он был более сжатым, и затем освободить этот шарик. Затем мы его отпускаем, смотрим на движение тела с переменной массой", – пояснил он.

Трейлер проекта "Детектор мифов"
А пример со звонком, который замолкает в вакууме, поставил под сомнение правдоподобность наиболее динамичных сцен "Звездных войн" – космических боев.

Дело в том, объясняют ученые, что звук – это распространение колебаний в среде; в открытом космосе никакой среды нет, а значит, не может быть и звука. Таким образом, космические бои и взрыв Звезды смерти должны были проходить совершенно бесшумно.

А дальше – зомби

Уточняется, что выпуски проекта будут выходить раз в месяц.

"В следующий раз мы попросим биологов, химиков и физиков прокомментировать показанные в фильмах варианты апокалипсиса на Земле. Ученые ответят на вопросы: возможно ли появление вируса, который превратит всех людей в зомби, или создание искусственного интеллекта, который поработит человечество?", – цитируются в сообщении слова Поданевой.

Отмечается, что первый выпуск "Детектора мифов", выпуск "Sibirica Terra Incognita" про палеотит и "Виртуальное знакомство. Зоологический музей ТГУ" будут показаны 18 марта в 19.00 в телепроекте "Час науки" на канале "Россия 24".

Кроме того, первый выпуск проекта уже опубликован на YouTube и группе в соцсети "ВКонтакте".