ТОМСК, 27 мар – РИА Томск. Театральный спектакль, особенно детский – это волшебные герои, яркие декорации и костюмы, магия света и звука. Но большинство тех, кто создает его, остаются невидимы зрителю. Корреспонденты РИА Томск заглянули за кулисы Театра юного зрителя и театра "2+ку" и узнали, как рождается сказка и почему театры, в которых играют люди, и театры, где актеры – куклы, во многом похожи.
Живые куклы
Снаружи здание Театра живых кукол "2+ку" напоминает сундук или деревянную шкатулку внушительного размера. Открываешь дверь, и кажется, что заходишь не в театр Владимира Захарова, а к нему домой. Приглушенные голоса доносятся из дальней комнаты, откуда через минуту показывается борода, а затем и ее улыбчивый обладатель.
– Вы Владимир Захаров? – спрашиваю из "прихожей".
– Я Владимир Захаров? – невозмутимо интересуется он у своего недавнего собеседника. Проходим в просторную светлую комнату: наполовину гостиную, наполовину террасу.
– Кто построил все это?
– Нас было много на челне;
Иные парус напрягали...
Почти шепотом Владимир цитирует строки из "Ариона" Пушкина. Тишина.
– Я построил этот мир. Там, где мы сидим, раньше был дом. "С евроремонтом", как говорил его бывший хозяин.
Евроремонт заменил деревянный интерьер: вешалки-плечики из сосновых веток, мебель, пол, стены и, конечно же, куклы.
Захаров рассказывает: проект "Оживление пространства" появился много лет назад. В его рамках изготавливали кукол самых разных размеров, которые сами говорили, пели, двигались и создавали особую атмосферу в том месте, где "жили": будь это музей Роберта Боша в Штутгарте или магазин игрушек в Томске. В театре такие куклы оживают с приходом зрителей.
– Вместе с другом, с которым 33 года назад занимались робототехникой и которого потом я переманил делать куклы, получили первый заказ с СХК (Сибирский химический комбинат "Росатома" под Томском – Ред.) и заработали 700 тысяч рублей. Тогда – 16 лет назад – это были сумасшедшие деньги.
Когда Владимир и бывший директор театра Андрей Рюмин "расходились", они разделили имущество, и Захарову достался маленький дом, но с большим участком. И Захаров построил театр.
В этом году зданию 13 лет. И здесь несколько раз в неделю проходят спектакли, главные актеры в которых – куклы.
– Кукла на запястье – мое изобретение. Она отличается от других кукол тем, что управление на голову передается движением запястья. Глаза, рот, каждый пальчик – тоже двигаются от руки. Получается живой и динамичный персонаж. Кроме таких кукол в спектаклях участвуют электронно-механические (такие, как в "Оживлении пространства").
– Что кроме вас и кукол присутствует на сцене? Есть какой-то реквизит, декорации?
– Декорации у меня… лаконичные. Один персонаж меня спрашивает: "Аскетизм или лаконичность?". Скорее, второе. Я немногословен. Романы не писать! – рассказывает Захаров.
И добавляет, что, во-первых, не умеет рисовать. А во-вторых, у него "нет такого воображения, чтобы придумать какую-нибудь навороченную декорацию", как в классических театрах.
– Да и смысла в этом нет, потому что основное, что происходит, – взаимоотношение с куклой, какого нет ни в одном театре мира. Это родство, которое не поддается объяснению.
По его словам, обычно в театрах кукол проблема в том, что игрушечные "актеры" не могут конкурировать с человеком. А в "2+ку" – все наоборот. Ведь тут куклы живые. Перед выступлением в прошлую субботу, например, Ежик капризничал, задерживая начало: вдруг захотел пить, и Владимиру пришлось быстро бежать через зал за кружкой чая для главного актера.
– Это мне нужно стараться за ней (куклой) тянуться, она обаятельна в своем размере, в своей трогательности, во всем, что говорит и делает. Формируется сознание этой куклы, образ. В моей голове есть определенный кусок, который отвечает за все слова, которые она говорит. Я таких слов никогда не скажу, никогда не буду себя так вести, – поясняет Захаров.
Наталья Пленцова, с которой мы встретились в гостиной, помогает Владимиру и учится у него делать куклы и ставить спектакли. Сейчас они готовят пять премьер, среди которых спектакль "Король умирает". Для него Захаров сделал куклы-портреты для Натальи и себя.
– А есть у вас любимая кукла? – спрашиваем у Захарова.
– Любимая кукла? У вас есть дети? Все они разные, со своими характерами.
Владимир отодвигает заднюю кулису, открывая место, где создаются новые герои. Столы мастерской завалены проводками и инструментами. Тут же компьютеры, розетки, ткани и куклы – висят под потолком. Звездюка, выделяющийся из всех своей округлостью и желтизной, Заяц-хвастунишка со старенькой шкуркой, Ежик – звезда шести спектаклей…
– А его так и зовут – Ежик?
– Ежик Владимирович, – важно отвечает уже сам Ежик.
Он позирует перед фотоаппаратом, жестикулирует, общается с Владимиром и нами, как живое существо. А глаза, хоть и деревянные, но совсем не пустые...
Сказочные волшебники
– Наш сказочный дворец был построен по проекту рижского архитектора Андрея Лангера, большого любителя сказок, 105 лет назад как синематограф "Новый". И сказочный он не только потому, что построен в стиле модерн: каждый день мы открываем двери и показываем сказки для детей и взрослых, – рассказывает заведующая художественно-постановочной частью ТЮЗа Елена Кузькина.
Рождение сказки начинается в цехах и мастерских. Первый на очереди – бутафорский цех, который отвечает за создание всех декораций, реквизита, особо сложных элементов костюма и грима.
"Самый грязный и опасный. Здесь работают с лакокрасочным материалом, с клеями и станками. Валентина Александровна (заведующая цехом) отливает маски на лицах актеров. Это такая "операция", когда актер лежит с трубками в носу и его лицо полностью заливается гипсом. Еще Татьяна, Валюша и Леша придумали "технологию черепицы". Аля – как лысину делать", – ведет экскурсию Елена.
Вообще нужно очень постараться, чтобы найти на одном из множества стеллажей бутафорского цеха пустую полку. Взяв в руки лысину, Елена начинает рассказывать, как и из чего она сделана. Но Валентина останавливает рассказ: "Вы все-то не рассказывайте. Технология секретная".
Дальше – знакомство с местом, где эти лысины начинают "работать", – гримерной. Первое, на что обращаешь внимание, заходя туда, – парики. Их "хранитель", а в некоторых случаях и создатель, заведующая цехом Тамара Русинова рассказывает о своей "закулисной" работе:
– Можно гримировать одного актера полдня, полчаса, а бывает 15 минут. Но зачастую мы ограничены во времени. Иногда актеры капризничают. Мужчины – не меньше женщин. Но куда им деваться – все равно выходить.
– А что самое сложное в вашей работе?
– Надеть лысины на девочек с волосами. Если спектакль на малой сцене, то зрители видят все неровности. Иногда во время спектакля приходится менять прически. Самые сложные гримы – фантазийные (все, что касается сказок), исторические и старческие, потому что зрители должны видеть актера, а не краску на его лице.
Она прохаживается по рабочему месту и показывает все, что попадается под руку. Оказывается, инструменты не только для работы с деревянным актером-куклой нужны.
– Здесь гвозди и молоток, тут же надо взять тоненькую кисточку – и к актерам. Все, что вы видите, – нужное, хоть и может показаться беспорядком.
А Елена Борисовна продолжает экскурсию. Заяц – артист театра "2+ку" – ни за что не хочет менять свою серую протертую шкурку. В ТЮЗе так не получится.
– Все, что сейчас делают в пошивочном цехе, – починка костюмов идущего репертуара и ожидание покупки тканей для нового спектакля. Это Тома, Таня и Галочка. Девочки ремонтируют костюмы. Они рвутся, иногда – прямо на сцене. Актеры поправляются…
– Стройнеют! – восклицает Галина.
– Театральный костюм сам по себе необыкновенный, но есть такие вещи, которые никакой художественной ценности не представляют, например, газетные пачки из спектакля "Дракон". А вот балетные пачки-шопенки храним со всей заботой, потому что они специально шиты. Мы ездили в Новосибирск, смотрели театр оперы и балета, наблюдали технологию пошива.
– Есть материалы, которые пришлось добывать, чтобы сделать костюм?
– Перья для костюмов индейцев для "Легенды о священной горе"! Режиссер, который был художником, балетмейстером и автором всех песен, привез уникальный материал для спектакля, бубен и настоящие перья.
Перья, как выясняется, привезли из Северной Америки.
За кулисами большой сцены живут декорации идущих спектаклей: тыквы, вырезанные, как на Хеллоуин, шкаф "с секретом", в который во время спектакля "Старший сын" прячется один из героев постановки.
– Шкаф привезли из Молчанова. Художнику обязательно нужна была раритетная мебель, и мы специально выезжали в деревни, разговаривали с бабушками, и они с удовольствием отдавали. Зеркало и старинная швейная машинка – из Новосибирска. Актеры по-другому работают в окружении таких предметов.
Огромные шляпы на балкончике для декораций не заметишь, пока не поднимешь голову. Елена говорит, что за ними живет домовенок.
– Часто он переставляет реквизит. Чтобы наш домовенок не шалил, монтировщики подкармливают его конфетами.
Помещение, где хранится реквизит спектаклей идущего репертуара, небольшое, но емкое.
– Каждый спектакль стоит на своей полке, на своем месте. Вот "Зойкина квартира", "Музыка ночью", "Щелкунчик", "Дубровский", "Сонечка"…
На месте звукооператоров сидят парни, которые мало похожи на работников театра. Но их труд, как и работа осветителей, монтировщиков, дает сложиться воедино всем элементам картинки, которую мы называем спектаклем. (Кстати, в "2+ку" тоже есть свои "парни" – куклы Музыкант и Коля Шторкин, ответственный за звонок).
– Музыкальное ведение спектакля – это тонкое чувство динамки, дыхания, атмосферы, – говорит Елена.
Максим поделился самым важным, на его взгляд, в своей работе:
– Театр – это такая работа, на которую нельзя опаздывать, потому что тебя ждут. Если спектакль в малом зале, то 80 зрителей и все цеха. Если в большом – 300 человек. Я специально прихожу за полтора часа, чтобы себя дисциплинировать.
– Не знаю, как вы, а мне всегда страшно, когда начинается спектакль. И не только из-за того, что аппаратура может отказать. А если упадет декорация? Или артист поправился, вышел, ногой дернул – порвались штаны. Максим и Антон сидят, ждут реплику, а актер пропустил, забыл, сказал своими словами. Нужно быть профессионалом, чтобы понимать слово, ощущение, состояние актера, – добавляет Елена.
– Рассказываете о театре, как о своем доме.
– Потому что я его очень люблю.