ТОМСК, 16 апр – РИА Томск, Евгения Планкина. Самый большой музыкальный инструмент, на котором играет томичка Анна Мельникова, весит 16
тонн. Анна – профессиональный церковный звонарь и единственный в Томске
преподаватель колокольного мастерства. О специфике колокольного звона и тонкостях
работы звонаря девушка рассказала корреспондентам РИА Томск.
Звонкое начало
"Вообще я играю на домре, преподаю в музыкальной школе
и играю в русском народном оркестре. И вот еще – звоню в колокола в
Воскресенском храме Томска. На его базе я и преподаю", – рассказывает
Анна.
© РИА Томск. Павел Стефанский
Анна Мельникова, преподаватель колокольного мастерства
Девушка вспоминает, как несколько лет назад, будучи
студенткой новосибирской консерватории, увидела объявление о наборе в местную
школу звонарей и решила попробовать себя. Теперь она дипломированный звонарь,
решивший "нести полученные знания в массы". Анна преподает курс уже
третий год, правда желающих учиться в Томске оказалось немного.
"Это самое начало для Томска. Если в
новосибирском центре колокольного искусства, которому уже 15 лет, задача –
воспитать профессиональных звонарей, у нас пока – просто пустить это в массы,
чтобы сформировать звонарскую ячейку, в том числе из специалистов, которые могли бы балансировать колокола, из преподавателей", – говорит Анна.
Строгая импровизация
По ее словам, играть на колоколах – все равно что играть на пианино, тут
задействованы и руки, и ноги. Каждому звуку свое место и время.
"Очень часто есть опасность, когда начинающие звонари,
особенно музыканты-ударники, поднимаются на колокольню и пытаются вызванивать
различные навороченные композиции. Это не очень хорошо. Все-таки звон – часть
богослужения, он настраивает людей на определенный лад и не мыслится сам по
себе", – рассказывает преподаватель.
© РИА Томск. Павел Стефанский
Урок колокольного мастерства
Она отмечает, что колокольный звон в российских церквях и храмах отличается
мерностью, ровностью и отсутствием вычурности. Каждый храм вправе сам определять,
когда и сколько звонить в колокола. Это зависит также от обустройства колоколен
и от наличия звонарей.
"По уставу колокола должны звонить до церковной
службы, внутри нее и возвещать о ее окончании. Раньше люди, погруженные в
духовно-церковную атмосферу, могли по звону определять, какая часть
богослужения идет. Допустим, работают они в поле и понимают, что сейчас в храме
начинают читать Евангелие, значит надо прекратить работать и немножко постоять,
помолиться", – рассказывает Анна.
Она объясняет: существует несколько видов колоколов. Самый
большой – благовестник. В Воскресенской церкви он располагается в
отдельной звоннице, а весит 16 тонн. Он "отвечает за фундамент и ту самую
ровность", его звук одинаков на протяжении всего звона. Два других вида –
переборные и зазвонные колокола – позволяют создавать мелодию. Хотя самого
понятия мелодики в звонарном искусстве нет, есть попевки.
По словам Анны, еще до революции в колокола звонили в основном
музыкально неграмотные люди – сторожа, пономари (разнорабочие в храмах – Ред.).
"Они для удобства придумывали ритмослоги. Если в музыкальной школе детей учат –
"ти-ти-та", то тут придумывали поговорки. Например: почем
треска, почем треска? А зазвоночки отвечают: три копейки с половиной,
три копейки с половиной. Звонари знали, что такое сочетание колоколов –
это такая попевка, и запоминали", – рассказывает она.
Девушка отмечает, что все правила звона прописаны в "Типиконе"
– основном церковном уставе, но это не исключает импровизации. Звонарь может
управлять длительностью звона, вводить или останавливать звук колоколов. Особенно
красивый звон получается на Пасху – главный церковный праздник. В этот день позвонить
в колокола разрешают даже прихожанам.
Остаются сильнейшие
Попевкам, ритму и умению управлять колоколами со звонарского
пульта Анна и учит своих подопечных. На самой колокольне ученики работают нечасто, чтобы не нарушать покой жителей. В основном ритм набивают руками или на
переносной звоннице, которая в Томске есть только в Воскресенской церкви.
© Павел Стефанский
Евгений (в центре), ученик колокольного мастерства
"У меня нет опыта, скорее, как обезьяна, дергающая за
веревки", – смеясь, рассказывает один из учеников Анны, пономарь северского
храма Евгений. "Но мне хочется этому научиться, чтобы проходящие мимо люди слышали звон и думали о церкви. Кроме того, это ведь такая негласная проповедь
о Христе", – добавляет он.
Как и Евгений, ученики Анны в основном из числа служителей церкви. Она не исключает, что в ближайшем будущем станет работать со всеми, кто хочет "научиться просто для души". Но важно и то, чтобы звонари оставались играть на постоянной основе.
"Прежде чем начать звонить в колокола звонари получают
благословение у батюшки. Это большая ответственность и перед церковью, и перед
людьми, которые приходят в храм. Может быть, поэтому немногие остаются звонить
после окончания курсов", – отмечает Анна.
А еще на колокольне в любое время года сильнейший ветер – тоже испытание. Но,
как говорит Анна, звонари болеют редко, потому что колокольный звон еще и лечит.
© РИА Томск. Павел Стефанский
Урок колокольного мастерства