RIATOMSK.RU
+1°C
26 апреля 2024  |  
3:35
  |  
+1°C
9:18  17 апреля 2017 г.

Томские ученые нашли способ повысить прочность газопроводов в Арктике

Сапунова Карина Владимировна
© РИА Томск. Яков АндреевТомские ученые нашли способ повысить прочность газопроводов в Арктике

ТОМСК, 17 апр – РИА Томск, Карина Сапунова. Ученые Томского политехнического университета (ТПУ) и Института физики прочности и материаловедения (ИФПМ) СО РАН предлагают новый способ повышения прочности трубопроводов, которые в морозы становятся более хрупкими, сообщил РИА Томск академик РАН Виктор Панин.

Он подчеркнул, что проблема повышения прочности сталей, из которых изготавливают трубопроводы, приобрела особое значение, когда нефтяные и газовые компании начали добывать углеводороды в Арктике. Аварии на газо- и нефтепроводах могут не только привести к серьезным производственным последствиям и загрязнению окружающей среды, но и оставить (в случае с газоснабжением) без тепла целые населенные пункты.

"В научной литературе не рассматривается такое понятие, как кривизна кристаллической решетки – берут исходную решетку, правильную, в которой все атомы находятся в узлах. Мы же впервые ввели кривизну, показали новый механизм: если мы однородно искривляем кристаллическую решетку, то в итоге можем поместить атомы в пространство между узлами и тем самым снизить хладноломкость", – рассказал Панин.

Он пояснил, что если атомы, как и положено, находятся в узлах атомной решетки, то в этих местах возникает концентрация напряжения, и с понижением температуры металл, из которого делают трубопроводы, в этих местах становится более хрупким. А если пересметить атомы в пространство между узлами, как предлагают ученые ТПУ и ИФПМ, то напряжение рассеивается, уязвимых точек не возникает.

По словам ученого, для обработки материалов применяется специальная технология. Она была представлена на Международном арктическом форуме. Уже понятно, что новый метод позволяет минимизировать негативное влияние мороза до 80 градусов. "Нам удалось достичь семи-восьмикратного увеличения ударной вязкости", – отметил он.

Панин добавил, что еще одно применение технологии – повышение прочности сварных швов, в том числе для космических кораблей и авиатехники. "Как только результаты работы будут запатентованы, будем выходить в авиационную отрасль. Сейчас интересуется Центральный аэрогидродинамический институт имени Жуковского", – сказал собеседник агентства.

Наверх
Сайт РИА Томск /riatomsk.ru/ содержит информацию, подготовленную Региональным информационным агентством "Томск" (РИА Томск) с территорией распространения – Российская Федерация, зарубежные страны.
РИА Томск зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 06 ноября 2019 г. Свидетельство о регистрации ИА № ФС 77-77122.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+. Материалы, размещенные на правах рекламы, выходят под знаком "#" и/или "реклама". РИА Томск не несет ответственности за партнерские материалы.
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
ЧИТАЙТЕ
РИА в VK
Главные новости дня в нашей рассылке