RIATOMSK.RU
-11°C
19 января 2019  |  
0:59
  |  
-11°C
12:40  27 сентября 2017 г.

University’s got talent: зачем магистру-физику уроки масляной живописи

Тайлашева Елена Владимировна
© предоставлено ТГУUniversity’s got talent: зачем магистру-физику уроки масляной живописи

ТОМСК, 27 авг – РИА Томск, Елена Тайлашева. Фонд Владимира Потанина назвал Томский государственный университет (ТГУ) лидером среди российских вузов по работе с талантами. Как вуз привлекает школьников, чтобы лучшие из них стали абитуриентами, что означает индивидуализация для талантливого студента, и зачем физики занялись масляной живописью, рассказал РИА Томск проректор по учебной работе ТГУ Виктор Демин.

Все школы в гости к нам

– Любой человек в чем-то талантлив, – говорит Демин. – Надо просто понять, в чем именно, и помочь развить сильные стороны. Наша работа в этом направлении начинается еще в школе, с младших и средних классов. Одна ее сторона – событийная деятельность. Мы открываем фактически всю инфраструктуру университета, чтобы завлечь сюда таланты и помогать им расти.

Работают разные форматы: кружок для школьников по робототехнике, олимпиада по предпринимательству, STEM-класс ТГУ, научные конференции и конкурсы для школьников, музейные программы. Если посмотреть календарь мероприятий для школьников, то там практически каждый день какое-либо событие независимо от сезона.

© предоставлено в пресс-службе ТГУ
Занятие для школьников в Томском госуниверситете
Вот, например, лишь малая часть того, что происходило в сентябре: открытие интернет-чемпионата по шахматам "Школьники против суперкомпьютера ТГУ"; лекция ученых филологического факультета "Разговор о графомании: пошлость как форма существования текста"; ежегодный полевой практикум для школьников "Познай и береги природу".

– Как могут проявить себя школьники, физически не имеющие возможности присутствовать на мероприятиях в Томске?

– Каждый месяц мы проводим мероприятия проекта "Открытый университетский класс" в муниципалитетах области в очном формате или через электронные площадки Интернет-лицея ТГУ. Дистанционные курсы углубленного изучения предметов, подготовка к олимпиадам, к ЕГЭ и в конечном итоге к поступлению к нам – важная часть работы со школьниками.

Другое важное направление – плотное взаимодействие с педагогами. Для них мы предлагаем повышение квалификации, оказываем методическую помощь. Кто, как не учитель, знает возможности каждого ребенка в классе? Общаясь с нами, они лучше понимают, чего мы ожидаем от их учеников, что вкладываем в понимание "свой абитуриент".

– И кто он, "свой абитуриент"?

– Это прежде всего тот, у кого есть желание, нацеленность на что-то необычное, нестандартное, новое. Наш абитуриент имеет желание узнавать новое, может искать решение нестандартных задач, готов включаться в проекты и исследования.

Магистратура: шаг вперед

– Ну вот, талантливые абитуриенты стали студентами. Как работаете с ними дальше?

– Как раз на днях у нас проходил семинар с факультетами, на которые поступили победители олимпиад и высокобалльники (балл ЕГЭ по профильному предмету более 90). В 2017 году в ТГУ поступили более 70 олимпиадников и 500 высокобалльников – это в несколько раз превосходит показатели предыдущих лет.

Обсуждался вопрос: как выстраивать для них индивидуальную траекторию обучения? Ведь предъявлять им стандартные требования – значит, делать шаг назад. Стараемся сразу вовлечь их в научную, проектную, исследовательскую деятельность – и непосредственно с руководителями, и в научных сообществах, и в бизнес-инкубаторе.

Вообще, чтобы дать возможность развиваться, мы должны создать некую избыточную образовательную среду. Например, одними из первых среди университетов мы ввели кампусные курсы. В течение определенного времени каждую неделю нет занятий по расписанию направлений и специальностей, но есть набор из 70-ти курсов, из которых можно выбрать и послушать любой на свой вкус (всего в каталоге около 150 кампусных курсов).

© предоставлено пресс-службой ТГУ
За 2016-2017 учебный год на кампусные курсы ТГУ было зачислено более 1700 студентов.
Было неожиданно, что при запуске первых кампусных курсов три года назад самым востребованным, помимо языковых, оказались "Основы масляной живописи". Всего за 2016-2017 учебный год на все курсы было зачислено более 1700 студентов.

– Каким образом происходит индивидуализация обучения, о которой вы упомянули? Студент может сам формировать свою программу?

– Индивидуализация не означает, что человек учит только то, что хочет. Он строит свою образовательную траекторию, исходя их разных оснований: вот это необходимо для освоения профессии, а вот это – для реализации проекта, а этот курс мне нужен для личного развития и так далее. Процесс обучения должен стать более осознанным.

Есть идея сделать бакалавриат широким в рамках укрупненных групп направлений подготовки. Пилотную модель мы реализуем в Институте экономики и менеджмента (ИЭМ). Раньше на факультетах, из которых он образован, было много направлений бакалавриата: государственное и муниципальное управление, банковское дело, бизнес информатика и так далее.

Но это ведь редкость, когда человек уже на первом курсе знает, чего хочет.

© предоставлено пресс-службой ТГУ
В Томском госуниверситете
Мы оставили всего три бакалавриата – экономика, менеджмент, управление персоналом. К третьему году обучения человек должен выбрать какую-то специализацию (профиль), определиться, что ему по душе: прикладная наука, фундаментальная, предпринимательство… И идти в магистратуру осознанно.

А вот магистратура может базироваться на нескольких бакалавриатах и обязана ставить достойные задачи для талантливых людей.

Воспитать лидера

– Я знаю нескольких бизнесменов, которые поступили на магистерские программы Лаборатории когнитивных исследований ТГУ уже в зрелом возрасте…

– Как раз такие междисциплинарные программы, которые формируются под задачу или прорывное направление и не принадлежат никакому факультету или кафедре, и должны привлекать в вуз глубоко мотивированных людей.

Еще один пример – Институт человека цифровой эпохи. Там открыты программы, связанные с когнитивной и компьютерной лингвистикой, работой с большими данными. На направление Digital Humanities (гуманитарная информатика) приходят кандидаты, магистры других наук, физики, философы, компьютерщики.

– Кого вы хотите получить на выходе из университета?

– Мы сформулировали, какими качествами должен обладать выпускник классического университета мирового уровня. Мы хотим, чтобы наши выпускники выработали исследовательский тип мышления, умели работать в состоянии неопределенности, присущей современной экономике знаний, быть способными к саморазвитию в условиях быстро меняющегося мира и открытого будущего, действовать за пределами профессиональных границ.

Обязательны лидерские качества. Сегодня ни одна серьезная фирма не хочет иметь просто исполнителя, все хотят человека, который может принимать решения, воплощать их и потом за них отвечать.

– Разве лидер – это не "состояние души", не врожденное качество?

– Согласен, есть люди, которые по природе лидеры. Но любой человек как минимум может научиться эффективно работать в команде. И быть счастливым от того, что занимается любимым делом, в котором университет помог стать профессионалом.

© предоставлено пресс-службой ТГУ
Студенты ТГУ в 2017-2018 гг.

Наверх
Сайт РИА Томск /riatomsk.ru/ содержит информацию, подготовленную Региональным информационным агентством «Томск» (РИА Томск). РИА Томск зарегистрировано в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) по Томской области 20 марта 2014 г.
Свидетельство о регистрации ИА № ТУ70-00327. Настоящий ресурс может содержать материалы 18+. Материалы, размещенные на правах рекламы, выходят под знаком "реклама". РИА Томск не несет ответственности за партнерские материалы.
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
ЧИТАЙТЕ
РИА в VK
Главные новости дня в нашей рассылке