ТОМСК, 6 окт – РИА Томск, Елена Тайлашева. Компания UJET Vehicles запустила в Люксембурге производство принципиально нового вида транспорта, названного смартджетом, подтвердил в интервью РИА Томск руководитель компании, бывший директор томского завода "Сибэлектромотор" Константин Нотман, при этом попросив не называть проект "русским стартапом", как это разошлось в сети.

Совершенный транспорт

Как рассказал Нотман, отгрузка клиентам смартджетов под названием UJET начнется до конца года. Сейчас заканчиваются дорожные тесты, дополнительные проверки, "полировка" ПО. Производство располагается под Люксембургом, во вторник, 3 октября, его официально открыли.

"Производство прошло сертификацию автопроизводителя, это очень сложная и очень долгая процедура. К нам предъявляются точно такие же требования и стандарты, как, скажем, к BMW", – рассказал Нотман.

Глава "Роснано" Анатолий Чубайс, описывая  UJET на своей странице в фейсбуке (корпорация владеет 30% акций технологического холдинга OCSiAl, родственного компании UJET), подчеркнул: "Он так же отличается от байков и велосипедов, как iPhone от кнопочных телефонов". По его словам, по затратам энергии на перемещение килограмма полезной нагрузки это "самое совершенное персональное транспортное средство на планете".

В UJET используется уникальная батарея с плотностью энергии выше, чем у Tesla. Она вмонтирована в сидение. Двигатель мощностью 4 кВт и весом 1860 граммов спрятан в обод колеса. Максимальная скорость агрегата – 45 километров в час. Пусковой момент превышает 110 ньютон-метров, при этом движение абсолютно беззвучно. Шины, при производстве которых используются углеродные одностенные нанотрубки, разработаны специально для этого проекта.

Применение новых материалов позволило уменьшить вес UJET до 40 килограммов (и он будет "легчать" дальше). В сложенном виде его можно катить за собой, как небольшой чемодан на колесах. Ключом UJET является смартфон, он же – диагностическое устройство. В UJET интегрированы почти все телекоммуникационные платформы: GSM, 4G, GPS, Bluetooth, Wi-Fi. Всеми функциями UJET можно управлять, не снимая рук с руля – клавишами или голосом.

Управляет всем этим делом 4-ядерный процессор, непрерывно посылающий 64 параметра в сервисный центр. Его специалисты незаметно для пользователя могут решать многие проблемы онлайн.

Город бросает машины

Планируется выпускать 10-12 тысяч смартджетов в год. Цена на "айфон автомобилестроения" будет зависеть от мощности  батареи и варьироваться от 8690 евро (около 600 тысяч рублей) до 9 тысяч евро. В первом случае он сможет проехать на одной зарядке 70 километров, во втором – 150 километров (на зарядку при этом понадобится два часа). По предзаказу, который доступен на официальном сайте, нужно оплатить около 900 евро.

Дороговизна обусловлена новыми материалами, применяемыми в производстве. Отчасти по причине высокой цены производители не рассматривали рынок России как приоритетный. Массово их здесь вряд ли будут покупать…

"В сети идут комментарии: вот, кому нужен двухколесник стоимостью новой "Лада Веста". Но мы делаем смартджет как раз для тех, кто не покупает "Весту", более того, хотел бы вообще отказаться от машины. Жители мегаполисов платят только за парковку тысячу долларов в месяц! Наша разработка не случайно названа UJET. Это не электрический скутер, а именно новый класс транспорта, который мы основали, – Urban Jet.

Это индивидуальный транспорт для больших urban areas, таких как Париж, Лондон, Барселона, Берлин, Монако, Милан. Именно в этих городах стартуют первые отгрузки. Чуть позже – Азия (скорей всего, начнется все с Малайзии, затем – Сингапур). Следом пойдет Китай, только потом – США. Россия если и была, то в дальнем конце этого списка, год примерно 2025-й", – говорит Нотман.

Вторая проблема, препятствующая развитию смартджетов на рынке России, – дороги.

"Россия не является подходящим рынком для моторизированных двухколесников. У нас фуры их просто задавят… К тому же, когда двухколесная "моторашка" едет по дороге с колдобинами размером с саму моторашку – это не очень хорошо. Но, что интересно, уже есть несколько онлайн-покупателей в России, поэтому теперь у меня головная боль – придумывать, как это экспортировать в Россию", – улыбается Нотман.

Мировой стартап

Благодаря посту Чубайса в фейсбуке интернет быстро подхватил определение "русский стартап" в отношении смартджета. Но Нотман говорит, что это в корне неверно: если "Роснано" принадлежит треть акций группы компаний OCSiAl, то ей, в свою очередь, принадлежит треть акций UJET Vehicles (компании, созданной для реализации проекта смартджета). Остальное – это средства частных инвесторов из разных стран мира.

У OCSiAl есть крупный R&D и производственный центр в Новосибирске, но на этом связи UJET с Россией исчерпываются. Нотман подчеркивает, что OCSiAl и UJET Vehicles изначально были зарегистрированы в Люксембурге и являются люксембургскими компаниями. А точнее – международными. Например, маркетологи в UJET работают французские, австрийские и британские, инженерный центр – в Германии.

В digital-службе, правда, есть два русскоязычных человека, один из которых, по словам Нотмана, суперзвезда игрового мира, бывший вице-президент российской компании Naval – одного из крупнейших разработчиков онлайн-игр.

Сам Нотман является старшим вице-президентом холдинга OCSiAl по продакт-девелопменту: переводит на бизнес-язык то, что придумали делать из нанотрубок ученые, и упаковывает в продукт. Проектом UJET он руководит с тех пор, когда тот существовал еще только на бумаге.

"Около четырех лет назад я продал все, что имел в Томске, и эмигрировал. Год жил в США, потом переехал в Люксембург, сняв дом через интернет. Еще до отъезда за границу я был знаком с тремя русскими сооснователями холдинга OCSiAl, один из которых – бывший томич Юрий Зельвенский. Двое других – новосибирский ученый Михаил Предтеченский и красноярский бизнесмен Юрий Коропачинский. Кстати, Юрий Давидович (Зельвенский) инвестирует в UJET как частное лицо", – рассказывает Нотман.

Томский бэкграунд

Присоединившись к компании, Нотман сначала занимался продвижением современных материалов – одностенных углеродных нанотрубок, которые производят в OCSiAl. Одно из их главных качеств – удельная прочность: если у алюминиевых сплавов и сталей она имеет значение 18, у углепластика – 53-112, то у нанотрубок – более 2500!

В строительстве и машиностроении они могут произвести революцию, собственно для примера их использования и был три года назад придуман новый вид электротранспорта.

Нотман возглавил проект. В Томске он за это время был пару раз, в Россию тоже прилетает редко: два-три раза в год по делам компании. Но, говорит, от русофобских настроений далек и не считает Россию "задворками" мировой технологической мысли.

"Например, у нас есть технология дополненной реальности Design UJET – это первый интерактивный каталог с дополненной реальностью в автопроме. Вы смотрите через камеру своего смартфона и "видите" в комнате виртуальный смартджет. Можете его повертеть, сложить… В общем, как покемон, но более высокого порядка. Так вот, ПО для этого разработано в Новосибирске. Томску же я благодарен за технологический бэкграунд. Опыт, который я получил в "Сибкабеле", "Сибэлектромоторе", очень помогает", – говорит Нотман.

"Во время работы в этих компаниях я встречал как абсолютных кретинов, так и замечательнейших людей мирового уровня знаний. Конечно, в области технологического оснащения производств Россия подотстала. Производство порой было укомплектовано старым оборудованием, но конструкторы технологической оснастки, многие инженеры на томских предприятиях были очень крутыми специалистами", – добавляет собеседник.